254

 

Архимандрит Иларион (Приходько)

(Иван Фомич Приходько 1924 – 2008 гг.)
служил в Новгородской епархии 1973-2008 гг.

 

6 декабря 1957 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия I Иван Фомич Приходько был пострижен в монахи с именем Иларион в честь преподобного Илариона Великого.
3 сентября 1959 года монах Иларион, состоявший в числе братии Рождество-Богородичной Глинской пустыни, рукоположен архиепископом Черниговским и Нежинским Антонием в сан иеродиакона.
31 декабря 1961 года иеродиакон Иларион рукоположен за Божественной литургией в курском кафедральном соборе епископом Курским и Белгородским Леонидом в сан иеромонаха.
С 1963 по 1967 годы иеромонах Иларион проходил обучение в Ленинградской Духовной Семинарии, которую успешно окончил.
В 1967 году был зачислен в число студентов Ленинградской Духовной Академии.
В 1971 году иеромонах Иларион окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия.
В 1971-1973 годах иеромонах Иларион находился в числе братии Троице-Сергиевой Лавры.
19 июля 1973 года, будучи отчисленным из-за отсутствия прописки из Троице-Сергиевой Лавры, назначен священником церкви святого апостола Филиппа в г. Новгороде.
6 октября 1975 года иеромонах Иларион освобожден от занимаемой должности священника в церкви святого апостола Филиппа и назначен настоятелем церкви Спасо-Преображения пос. Бронницы Новгородского района.
13 февраля 1981 года «за усердное служение Церкви Божией» игумен Иларион был возведен указом Святейшего Синода по представлению митрополита Новгородского и Ленинградского Антония в сан архимандрита. Хиротония была совершена за всенощным бдением в церкви св. апостола Филиппа, в праздник святителя Никиты Новгородского.
В том же 1981 году, 16 февраля, архимандрит Иларион был назначен духовником Новгородской епархии.

 Архимандрит Иларион

                  

Архимандрит Иларион (Приходько Иван Фомич) родился 24 июня 1924 года в селе Аленовка Унечского района Брянской области. В 1938 году окончил школу-семилетку.
В 1939-41 гг. работал в Унечском железнодорожном депо маляром-художником. В 1943 году ушёл на войну. Был ранен. По возвращении с фронта работал в колхозе с. Аленовка. В 1950 году Иван Фомич Приходько поступил послушником в Глинскую Рождества Богородицы мужскую пустынь.
6 декабря 1957 года по благословению Святейшего Патриарха Алексия I Иван Фомич Приходько был пострижен в монахи с именем Иларион в честь преподобного Илариона Великого.
3 сентября 1959 года монах Иларион, состоявший в числе братии Рождество-Богородичной Глинской пустыни, рукоположен архиепископом Черниговским и Нежинским Антонием в сан иеродиакона.
30 декабря 1961 года, «снисходя к усиленным просьбам» церковного совета Михайловской церкви пос. Борисовки Белгородской области, епископом Курским и Белгородским Леонидом иеродиакон Иларион назначен настоятелем этой церкви.
31 декабря 1961 года иеродиакон Иларион рукоположен за Божественной литургией в курском кафедральном соборе епископом Курским и Белгородским Леонидом в сан иеромонаха.
5 марта 1962 г., ко дню св. Пасхи, настоятель Михайловской церкви с. Борисовки иеромонах Иларион «во внимание к усердной и полезной службе церкви Божией» награжден набедренником, в удо-стоверение чего выдана грамота.
В 1963 году иеромонах Иларион рекомендован настоятелем Троицкой церкви с. Муром Щебекинского района Белгородской области.
С 1963 по 1967 годы иеромонах Иларион проходил обучение в Ленинградской Духовной Семинарии, которую успешно окончил
В 1967 году был зачислен в число студентов Ленинградской Духовной Академии.
19 сентября 1967 года по представлению митрополита Ленинградского и Ладожского Никодима воспитанник 4 класса Ленинградской Духовной Семинарии иеромонах Иларион высочайше награждён от Святейшего Синода наперсным крестом.
В 1971 году иеромонах Иларион окончил Ленинградскую Духовную Академию со степенью кандидата богословия. Тема кандидатской диссертации: «Новозаветное и святоотеческое учение о таинстве покаяния».
В 1971-1973 годах иеромонах Иларион находился в числе братии Троице-Сергиевой Лавры.
19 июля 1973 года, будучи отчисленным из-за отсутствия прописки из Троице-Сергиевой Лавры, назначен священником церкви святого апостола Филиппа в г. Новгороде.
В этом же году возведен в сан игумена.
6 октября 1975 года иеромонах Иларион освобожден от занимаемой должности священника в церкви святого апостола Филиппа и назначен настоятелем церкви Спасо-Преображения пос. Бронницы Новгородского района.
25 апреля 1976 года настоятель Спасо-Преображенской церкви пос. Бронницы Новгородского района игумен Иларион по указу Святейшего Синода по представлению митрополита Новгородского и Ленинградского Никодима награжден палицей.
2 апреля 1980 года указом Святейшего Синода по представлению митрополита Новгородского и Ленинградского Антония «за усердное служение Церкви Божией» ко дню св. Пасхи игумен Иларион удостоен награждения крестом с украшениями.
13 февраля 1981 года «за усердное служение Церкви Божией» игумен Иларион был возведен указом Святейшего Синода по представлению митрополита Новгородского и Ленинградского Антония в сан архимандрита. Хиротония была совершена за всенощным бдением в церкви св. апостола Филиппа, в праздник святителя Никиты Новгородского.
В том же 1981 году, 16 февраля, архимандрит Иларион был назначен духовником Новгородской епархии.
В 1987 году к празднику св. Пасхи архимандрит Иларион «за долголетнее и усердное служение Церкви Божией» удостоен права служения Божественной Литургии с Открытыми Царскими Вратами до Херувимской песни.
В 1988 году «во внимание к церковным заслугам и в связи с 30-летием священнослужения» архимандрит Иларион высочайше сопричислен к ордену Русской Православной Церкви во имя св. равноапостольного Великого Князя Владимира III степени.
В 1990 году архимандрит Иларион, настоятель Спасо-Преображенской церкви с. Бронницы Новгородского района и духовник Новгородской епархии, удостоен «за усердное и ревностное служение Церкви Божией» права служить Божественную Литургию с Отверстыми Царскими Вратами до молитвы «Отче наш».
В 1994 году архимандрит Иларион по представлению епископа Новгородского и Старорусского Льва «за усердное служение Церкви Христовой и в связи с 70-летием» награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II правом ношения второго наперсного креста с украшениями.
В 1999 году «во внимание к усердному служению и в связи с 75-летием со дня рождения» архимандрит Иларион награжден Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II орденом Русской Православной Церкви Преподобного Сергия Радонежского III степени.
В 1999 году, на Страстную Седмицу, архимандрит Иларион совершил паломничество на Святую Землю, а в 2001 году написал книгу «На Земле Обетованной. Душеполезный рассказ о паломничестве во Святой град Иерусалим и прочие святые места».
В 2004 году «во внимание к усердному пастырскому служению и в связи с 80-летием со дня рождения архимандрит Иларион награжден Патриархом Московским и всея Руси Алексием II орденом Русской Православной Церкви св. равноапостольного Великого Князя Владимира III степени.
Более 40 лет духовником о. Илариона являлся архим. Иоанн (Крестьянкин).

Скончался 29 мая 2008 года.
Погребен в Великом Новгороде в Варлаамо-Хутынском монастыре близ алтаря Преображенского собора.

В 2001 году вышла книга, написанная о. Иларионом после паломничества на Святую землю на Пасху
1999 года: «Архимандрит Иларион. На земле обетованной. Душеполезный рассказ о паломничестве во Святой град Иерусалим и прочие святые места».
После смерти о. Илариона стараниями Натальи Михайловны Копытцевой вышли в свет две книги: «…Озаренный. Пастырь земли Новгородской архимандрит Иларион» и «Чтоб свеча твоей жизни горела…Пастырь земли Новгородской архимандрит Иларион».
Книги являются данью благодарной памяти тому, кто учил Истине, Добру, Любви.
Все эти книги можно найти в библиотеках Софийского собора (тел.: 77-35-56), Новгородского духовного училища в Юрьевом монастыре (тел.: 8 908 291 1207), а также церкви Спаса-Преображения пос. Бронницы (тел.: 8 911 608 6551).

Сайт Новгородской митрополии

Служение в Новгородской епархии


Архимандрит Гурий ( Кузьмин), архимандрит Иларион (Приходько), патриарх Алексий (Ридигер),
диакон Виктор Петернёв, иерей Александр. Новгород храм ап Филиппа.


Архимандрит Ефрем(Барбинягра), архимандрит Иларион (Приходько), протоиерей Анатолий Малинин

 Митрополит Антоний, протоиерей Михаил Елагин, протоиерей Анатолий Малинин, протоиерей Михаил Пузанов, протоиерей Евгений Фёдоров, игумен Феоктист (Варушкин), архимандрит Иларион (Приходько), архимандрит Ефрем (Барбинягра)

В первом ряду сидят: певчий Валерий Коробченко, игумен Феоктист (Варушкин), Андрей, иеромонах Макарий. Во втором ряду сидят: протоиерей Анатолий, губернатор Михаил Михайлович Прусак, архиепископ Новгородский ЛЕВ, архимандрит Иларион (Приходько), архимандрит Ефрем (Барбинягра). Третий ряд: иерей Игорь Беловенцев, Виктор Петернёв, иерей Василий Середа, Анна Фёдоровна (староста) иерей Дмитрий Шкодник, протоиерей Амвросий Джиган, протоиерей Валентин Слукин

 

 

 

Патриарх Московский и всея Руси Алексием II и архимандрит Иларион Приходько на территории ц.Спаса-Преображения с.Бронница

Жили мы когда-то в деревне Бронница. В церковном дворе около храма стоял двухэтажный деревянный домик, где жили священники, служившие на этом приходе. Настоятелем в храм был назначен отец архимандрит Иларион. Вторым священником здесь уже около года служил отец Валентин. Отца Илариона перевели на этот приход с Новгорода, он очень переживал и совсем не рад был такому событию.
Времена для церковной жизни были тогда сложные. Новгородской епархией управлял митрополит Ленинградский и Новгородский. В Новгороде был только один действующий храм. Священник, назначенный митрополитом на приход, должен был получить регистрацию уполномоченного по делам религии и только тогда мог приступать к служению в храме. В храме всем управляли прихожане, выбранные в так называемую двадцатку, и исполняющие должность старосты или казначея. Они должны были держать ответ перед уполномоченным и отчитываться в епархии, как о финансовом состоянии, так обо всём, что происходило в храме. Были среди них люди набожные и богобоязненные и тогда на приходе царили мир и взаимопонимание. Но некоторые из них так вживались в должность, что забывали, что в храме главный всё-таки батюшка. Они могли доносить на священников, писать жалобы, по которым священника безо всякого разбирательства, могли перевести в отдалённый приход или лишить регистрации уполномоченного, без которой священник не мог служить ни в одном храме Союза.
В Преображенском храме села Бронница было очень неспокойно. Жалобы на священников поступали беспрерывно. Священников меняли очень часто. Вот после очередного перевода и был назначен отец Илларион настоятелем этого храма. Мы много слышали о нём. Когда отец Валентин учился в ЛДС, отец Иларион был там благочинным. Преподаватели и учащиеся относились к нему с большим уважением. Он был строг и очень требователен, но старался поучать никого не унижая, а назидая. Прекрасно знал церковный устав и следил за порядком в храме.
Отцу Иллариону прочили большое будущее. Поэтому удивлению нашему не было предела, когда мы узнали, что он теперь служит в храме апостола Филиппа города Новгорода. А позже был переведён настоятелем в село Бронница. Скорее всего, назначен он был на этот приход, как миротворец, как человек, имеющий огромный духовный опыт. И это было очень промыслительно. Властная, и ни с кем не считающаяся бабуля исполняла должность казначея более четырёх десятков лет. Священники для неё не имели значения.
- Священника другого мне на второй день пришлют, а вот если обидится староста, да уйдёт, на церковь замок придётся вешать - говорила она.
В какой то мере доля истины была в её словах. Работать в храме соглашались неохотно. В семьях этих людей могли возникнуть неприятности. Поэтому священники трепетно относились к трудившимся в храме и старались всячески им угождать.
С приходом отца Илариона всё изменилось. Его колоритная фигура, умение ладить с людьми, его пение, внимательное отношение к каждому приходившему, переменили в храме всё. Постоянных прихожан в храме было немного, и он быстро познакомился со всеми. Отчества он игнорировал и был как - бы одного возраста с каждым.
- Ну, Катерина, а юбка то у тебя сегодня новая, в прошлый раз другая была, а у тебя, матушка заколка в прошлый раз по-другому была застёгнута.
И так каждому своё доброе слово - он всё подмечал! И даже если кто-то вначале и был на него за что-то в обиде, позже, как дитя был рад его вниманию, да и кто же останется равнодушным после всего. И наша грозная старушка также потихоньку отошла от своих привычек смотреть грозно и говорить назидательно. Казалось, что видит она в нем порой, своего давно погибшего сына и ей очень хотелось уберечь его от всех неприятностей и всячески опекать, а порой отца, которого ей хотелось слушаться и во всём ему повиноваться. Так в храме потихонечку стал водворятся мир и уважение к священнику. А бабуля наша, имея в детстве христианское воспитание, обрела, наконец, страх Божий, успокоилась и потихонечку отошла ото всех дел и осталась только певчей. Голос у неё был удивительный, и пение доставляло ей удовольствие.
В храме в то время почти никто не умел читать и священники по очереди один служил, а другой читал и пел на клиросе. Отец Иларион великолепно читал и очень любил петь. Особенно много чтения было в Великом посту и особое внимание, он уделял тогда вычитыванию кафизм. Если по каким – либо причинам не удавалось полностью исполнить устав, то батюшка посылал проживавшую с ним матушку дочитывать дома всё полностью.
- Он очень любил великопостные службы и с умилением читал Великий канон прп. Андрея Критского, заставляя хор дважды повторять ирмосы, и всегда сам очень благозвучно и молитвенно пел кондак из канона. – вспоминает отец Валентин.
Отец Илларион быстро справился с проблемой чтецов. Он заставлял читать всех: и певчих, и уборщиц. И очень строго спрашивал за каждую ошибку.
- Батюшка, я же начальник, мне стыдно по слогам читать, подождите, я дома немного поучусь,- умоляла его одна прихожанка.
- Читай, читай – скорее научишься! - И научилась…
Никто не осмеливался его ослушаться. Как среди труждающихся и поющих, так и среди прихожан он пользовался большим авторитетом и уважением.
Приехала вместе с ним и жила в его доме, милая и добрая матушка Анна. Наверное, она была тайной монахиней, как многие тогда желающие принять постриг, но монастырей было очень мало, и попасть туда было невероятно сложно. Вот и принимали постриг тайно и жили либо около храма, либо у священников, помогая им на приходе и дома. Матушка также помогала батюшке по хозяйству, готовила пищу и следила за порядком в доме. В ней прослеживалось аристократическое воспитание. Всегда строгая, она никогда не повышала ни на кого голоса. со всеми была приветливая и добрая не выносила лести и очень умиляла всех своим благоговейным отношением к отцу Илариону. Даже в день святой Пасхи, ожидая батюшку со службы, она тряпкой сметала со ступенек дома каждую пылинку, объясняя нам, что одежда священника не должна касаться грязи и пыли.
Жили мы с отцом Иларионом в одном доме. Дом был деревянный. Слышимость была великолепная. Мы были невольными свидетелями его длительных молитв и земных поклонов, которые он клал сотнями поздними вечерами и часами вычитывал монашеское правило. Он очень любил наших детей. Никогда не разговаривал с ними строго, беседовал с ними как со взрослыми и никогда не ругал их ни за какие шалости.
Прожили мы вместе с отцом Илларионом десять лет. Относился он ко второму священнику по братски, никогда не вёл себя заносчиво и высокомерно. Всегда с уважением относился к его сану, старался ничем не обидеть.
Батюшка очень расстраивался, когда чем-то ненароком обидел кого-то, и всегда очень искренне просил прощение, не взирая на возраст и положение. Однажды, во время всенощного бдения, батюшка сделал мне замечание в довольно резком тоне. Утром я заходила в храм, а он кадил, поравнявшись со мной, он умоляюще произнёс:
-Не держи на меня зла, я ведь служу литургию, прости меня.
Казалось бы, всё и забылось давно, но прошло более двух месяцев, и он уезжал в отпуск. Я складывала в сарае дрова и батюшка, протягивая мне шоколадки, стал вновь убедительно просить его простить.
- Ты меня не просто прости, а сердцем прости…
Вот так смиренно, он учил нас исправлять свои ошибки и бояться остаться не прощёнными.
И ещё один случай запомнился мне особенно. У нас родился малыш, и я кормила его грудью. Шёл Великий пост, и я пришла на причастие. Поскольку я кормила ребёнка, я пила молоко и нисколечко не смущалась, что нарушаю пост, смело подошла на исповедь, без чувства раскаяния, говорю о своем поступке. Батюшка очень резко и возмущённо сказал мне, что пост нарушать нельзя, а я вновь пыталась ему доказать, что мне как - бы полагается и только тогда, когда я всё поняла, он заговорил со мной по отечески тепло и заботливо. И этот урок помогал мне всю мою жизнь.
Но вот пришёл нам указ о переводе на другой приход. В день нашего отъезда батюшка вышел проводить нас во двор. Мы стояли на крылечке около его двери. Он земно поклонился отцу Валентину в ноги и оба они, стоя на коленях, со слезами на глазах, просили друг у друга прощение. Поднявшись, и трижды поцеловав друг друга, они стояли очень расстроенные и умиротворённые. Я также подошла к отцу Илариону попрощаться и земно поклонилась ему в ноги, он ответил мне поясным поклоном и умоляюще произнёс:
- Матушка, можно я не буду кланяться тебе земно, я всё-таки, батюшка!
Я была растрогана до слёз! Да кто я такая, чтобы такой батюшка кланялся мне.
С тех пор прошло не одно десятилетие. Два раза в год мы получали поздравления от батюшки с Великими Праздниками до самого последнего года его жизни.
С большим уважением и теплом отец Валентин вспоминает годы служения с отцом Илларионом.

      

Последняя наша встреча с ним состоялась летом у Софийского собора, когда все священники епархии собрались на чин погребения Богоматери. Отец Валентин находится в немощи. Перемещается он в инвалидной коляске. Стояли мы у боковых дверей и ждали приезда Архиепископа Льва. На встречу вышли все священнослужители в облачении. Вышел и отец Илларион, он почему-то был без облачения. Я знала, что он очень тяжело болен, но то, что я увидела, невозможно описать словами, Перед нами стоял старец с совершенно изнеможенным телом, очень исхудавший, но весь он как - то необыкновенно светился, был довольно бодрым и очень общительным. Он подошел к нам, поприветствовал отца Валентина, по отечески обнял его и очень старался утешить его и меня.
ПРОКЛ архиепископ Ульяновский и Мелекесский. Учился на одном курсе с отцом Валентином.
Отец Иларион был примером благочестия. Он замечательно относился к учащимся. Был снисходительный ко всем, пользовался уважением и любовью народа. Это был очень глубокий, молитвенно настроенный человек. Он очень любил служить ранние литургии и петь на них. Батюшка очень любил молиться, сам читал паремии. За трапезой возглавлял монашеский стол.
       

     

Преставился 29.05.2008. Погребен на кладбище Варлаамо-Хутынского монастыря

 

Материал собирала и работу составила м. Галина Слукина

 

Скачать документ в формате   PDF 

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15