В рамках Дней православной книги в Валдайском колокольном музейном центре прошло заседание клуба православной культуры и истории «Истоки», в рамках которого с лекцией «Традиция Великого поста» выступил клирик Троицкого собора священник Игорь Грибов. Мероприятие было приурочено к празднованию Дня православной книги.
В начале своего выступления отец Игорь рассказал об упоминаниях поста в Священном Писании и в первом дошедшем до нас христианском трактате «Дидахе». Переходя непосредственно к теме лекции, отец Игорь отметил, что до III века в Церкви не наблюдалось единой традиции Великого поста. «Во втором веке мы находим упоминания о том, что христиане, готовясь к Пасхе постились с вечера Страстной пятницы до окончания Пасхальной Литургии», - рассказал священник, отметив что в этот период люди вообще не пили и не употребляли пищу.
Далее отец Игорь рассказал о появлении шестидневного поста перед Пасхой как воспоминания о последних днях земной жизни Спасителя. «В таком виде пост сохранился до четвёртого века, когда Церковь вышла из периода гонений. В 5 веке происходит переосмысление и появляется представление сорокадневного поста, как «духовной десятины», которые люди посвящают Богу», - отметил священник.
Как рассказал отец Игорь, тогда же пост становится обязательным и распространяется на всю Церковь: «Уставы о посте формировались самостоятельно в разных регионах в зависимости от того, что человека окружало, каким был рацион. В 6-7 веках были различные споры, в том числе появлялась практика поста с употреблением мяса птиц и молока. Но в результате возобладала традиция воздержания от этих продуктов. Тогда возникла идея, что пища должна быть скромной, доступной всем людям. Она должна приготавливаться с минимальными затратами времени, тем самым высвобождается время на духовные труды, участие в богослужениях, чтение Священного Писания». Как отметил отец Игорь, строгое воздержание было обязательным для монашествующих, мирянам же допускались послабления.
Также отец Игорь рассказал о традициях поста в разных регионах: «На юге делался упор на фрукты и морепродукты. Для северных стран, в связи с особенностями климата, это не подходило. Так, например, в средневековье развивается пивоваренье в монастырях, которое помогало насытить рацион в период воздержания. В связи с особенностями разных регионов наблюдался творческий подход для того, чтобы независимо от места проживания, каждый мог получить опыт поста», - отметил отец Игорь.
Рассказывая о формировании традиции Великого поста на Руси, священник приводит цитату из рукописи 12 века преподобного Феодосия Печерского, который объясняет, что по средам и пятницам миряне не употребляют мяса, а монахи молока. «Если обратимся к Домострою, то там делается упор на употребление щей и каши. По воскресеньям разрешались пироги. Интересная традиция наблюдалась в период царя Алексея Михайловича, когда пост носил социальный характер. Если человек был богат и питался полноценно, то на время поста должен был строго воздерживаться, и, наоборот, человеку бедному разрешалась рыба и молочные продукты», - рассказал отец Игорь.
«Традиции Великого поста прошли длинный путь развития, что говорит о его необходимости в жизни каждого человека. Именно в опыте Православной Церкви многонациональный пост достигает пика своего развития», - сделал вывод отец Игорь в конце лекции, после которой участники встречи задали священнику вопросы.