308
В день памяти свт. Иоанна Златоуста митрополит Лев совершил Литургию в Михайло-Клопском монастыре

26 ноября 2023 года, в Неделю 25-ю по Пятидесятнице, день памяти святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского, митрополит Лев совершил Божественную литургию в Михайло-Клопском монастыре. 

Во время богослужения на сугубой ектенье возглашались особые прошения и молитва ко Господу о Святой Руси, которая читается по благословению Патриарха Кирилла. 

Его Высокопреосвященству сослужил иерей Николай Полозов.

Богослужение сопровождалось пением хора Новгородского духовного училища под управлением регента диакона Андрея Каурова.

После Божественной литургии митрополит Лев обратился к молящимся с архипастырским словом, в котором напомнил евангельскую притчу о милосердном самарянине, которую Христос произнёс как ответ на вопрос одного законника о том, что ему нужно делать, чтобы получить вечную жизнь. Ответ заключался в любви к Богу и ближнему: «Так поступай, и будешь жить» (Лк. 10: 28). Законник не удовлетворён ответом. Он спрашивает: «А кто мой ближний?» В притче о самарянине Иисус Христос наглядно показывает законнику, кто может стать ему ближним. Самаряне и иудеи враждовали между собой на религиозной основе. Самарянин для иудея был человеком нечистым и презренным. Но именно тот, кого считали врагом, оказал помощь попавшему в беду человеку, став ему самым близким, и показал тем самым, что для совершения милосердных дел нет различия между людьми.

Притча о милосердном самарянине, отметил владыка, указывает нам, что ближним для нас должен быть любой человек, кто рядом с нами, и мы должны проявлять человеколюбие к любому нуждающемуся, который оказался вблизи, а не только к своим по нации или по вере. И прежде всего, мы сами должны сделаться ближними для каждого, нуждающегося в нашей помощи.

В заключение митрополит Лев пожелал всем помощи Божией в служении ближнему.

 

Сегодня, 26 ноября, Церковь вспоминает святителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского (+ 407 г.), выдающегося подвижника Божия и учителя Церкви.

Один из трех Вселенских святителей (наряду с Василием Великим и Григорием Богословом) родился около 347 года в Антиохии, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына, а мать, Анфуса, оставшись вдовой в 20 лет, больше не выходила замуж, посвятив свою жизнь воспитанию Иоанна в христианской вере.

За годы взросления будущий святитель получил отличное образование, как светское, так и религиозное. Когда умерла его мать, он принял монашество, которое называл «истинной философией». Уже в те годы святитель Иоанн написал свои первые труды, среди которых «Шесть слов о священстве» и «Против вооружающихся на ищущих монашества».

В 386 году святитель Иоанн был рукоположен епископом Антиохийским Флавианом в пресвитера. Это служение подразумевало и произнесение проповедей, в чем вскоре и проявился его блестящий талант. 12 лет он неустанно проповедовал в храме дважды в неделю, а иногда – ежедневно при больших стечениях народа. Одновременно святитель Иоанн занимался написанием религиозных трудов и толкованием Священного Писания.
В 397 году он был вызван из родной Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру в связи с кончиной предыдущего архипастыря - архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова.

В столице Византии святой Иоанн уже меньше проповедовал, так как у него появились архипастырские заботы, и, прежде всего, он занялся духовным совершенствованием священников и устроением богослужения. Кроме того, святитель занимался делами милосердия – на личные средства содержал несколько больниц и две гостиницы для паломников. Сам архипастырь довольствовался скудной пищей и отказывался от приглашений на обеды.

Выступая против распущенности столичных нравов, святитель Иоанн вступил в конфликт с императрицей Евдоксией. Оклеветанный, он подвергся неправедному церковному суду, был низложен и даже приговорен к казни, которую, правда, император заменил изгнанием. Верующие хотели защитить своего архипастыря, но он, чтобы избежать волнений, добровольно подчинился всем решениям.

Когда святителя изгнали из города, в нем произошло землетрясение. Испуганная Евдоксия попросила вернуть архипастыря Иоанна и даже послала ему письмо, умоляя вернуться. Однако спустя два месяца после возвращения на святителя снова неправедно донесли. В марте 404 года его снова изгнали из города. Вскоре после этого в пожаре сгорели храм Святой Софии и сенат.

Последние годы жизни святитель Иоанн провел в изгнании, при этом он вел обширную переписку, утешая страдающих, наставляя и поддерживая своих приверженцев. 14 сентября 407 года в Команах святитель Иоанн, уже будучи сильно больным и изможденным, отошел ко Господу во время его перевода из Армении в Абхазию. Последнее, что сказал епископ перед смертью было: «Слава Богу за все». В 438 году его мощи перенесли в Константинополь.

За свои многочисленные написанные труды, а также выдающиеся проповеди святителя Иоанна прозвали Златоустом.

Молитва святителю Иоанну Златоустому

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком — послушания образ, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым — терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

album-29485077_298471884

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15