309
На встрече в храме Сретения Господня рассказали, как колокольный звон Софийского собора повлиял на творчество Сергея Рахманинова

В минувшую субботу состоялась очередная духовно-просветительская встреча в храме Сретения Господня при НовГУ. Её посвятили юбиляру этого года - Сергею Васильевичу Рахманинову и колокольному звучанию в его творчестве. Напомним, что в апреле этого года исполнилось 150 лет со дня рождения выдающегося композитора, дирижёра и пианиста.

Беседу провёл кандидат педагогических наук Михаил Эдуардович Раненко. Встреча началась с прослушивания одного из самых знаменитых произведений Сергея Рахманинова «Вокализ».

Далее Михаил Раненко рассказал о сложностях с определением даты рождения композитора, с которым столкнулись учёные. Его биографию одновременно писали музыковеды США, Европы и СССР. Так, оспаривается не только место рождения композитора – имение Онег под Великим Новгородом, или усадьба Семёново Старорусского уезда, но и дата. Некоторые ученые считают, что родился Сергей Рахманинов 2 апреля. Дата приведена по двум календарям - юлианскому (принятому в России до 1918 года) и григорианскому. При этом необходимо учесть, что разница между ними менялась: до 29 февраля 1900 года она составляла 12 дней, с 1 марта 1900 года разница составляет 13 дней. С этим связана сложность в установлении даты рождения Рахманинова по григорианскому календарю (новому стилю).

Для стран, где в XIX веке был принят этот календарь, 20 марта 1873 года по юлианскому календарю соответствует 1 апреля по григорианскому и закрепляется за этим числом, независимо от последующих сдвигов в соотношении календарей. В России (СССР) официальный переход на принятый в Западной Европе григорианский календарь был введен с 14 февраля (1 февраля ст. ст.) 1918 года. Для тех же, кто и в ХХ веке продолжал жить по юлианскому календарю (среди них многие русские эмигранты, семья Рахманинова, Русская православная церковь), эта дата меняется после 1 марта 1900 года и приходится на 2 апреля.  Причина – привычка самого Рахманинова жить по старому стилю и переводить все даты в григорианский календарь по новым правилам ХХ века. Данное замечание относится и ко всем последующим соотнесениям дат старого (юлианского) и нового (григорианского) стиля. Сергей Рахманинов в годы эмиграции указывал как дату своего рождения 2 апреля 1873 года по новому стилю.

Во время встречи Михаил Раненко рассказал и о творчестве композитора: «Исторически сложилось, что отечественные композиторы использовали колокольный звон в качестве богатейшего звукового материала. «Колокольность» встречается у А.П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И. Чайковского, Г.В. Свиридова. Но особенно ярко «колокольность» зазвучала в творчестве С.В. Рахманинова. В своих воспоминаниях Сергей Васильевич писал: «Одно из самых дорогих воспоминаний детства связано с четырьмя нотами, вызванивающимися колоколами Новгородского Софийского собора... Четыре ноты складывались во вновь и вновь повторяющуюся тему, четыре серебряные плачущие ноты... У меня с ними всегда ассоциируется мысль о слезах». Однако, большое впечатление на мальчика произвёл и колокольный звон храма Феодора Стратилата, расположенного неподалёку от дома бабушки.

Знакомый пономарь Егорка разрешал Серёже подниматься на колокольню, где он стал разбираться в звонах, названиях колоколов, отличая их по голосам. Особенно запомнился ему перезвон новгородской Софийской церкви, который он описывал как четыре серебряные плачущие ноты, окружённые непрестанно меняющимся аккомпанементом.  Это впечатление было настолько сильным для композитора, что он использовал колокольные тона в своих музыкальных произведениях, таких как симфоническая поэма «Колокола» и фортепианная соната № 2».

Михаил Эдуардович также рассказал о родителях, родственниках и предках композитора. Также он напомнил, что памятник Сергею Рахманинову был возведён в 14 июня 2009 году скульптором Рукавишниковым, к 1150-й годовщине Великого Новгорода. Он находится в центральном парке около кремля.

И по традиции собравшиеся познакомились с книгами по теме встречи. Это были издания, посвященные нашему великому земляку, из фондов библиотеки Гуманитарного института НовГУ.
Отметим, что гостьей следующей встречи станет доктор филологических наук, профессор Виктория Дидковская. Она расскажет о святых равноапостольных Кирилле и Мефодии.
Беседа пройдет 27 мая в 15.00 в храме Сретения Господня.

Фото памятника взято из интернета. Остальные фото группы «Православие и молодежь».

album-29485077_292112367