251
Епископ Арсений: Воскрешение Лазаря – это доказательство того, что Христос есть владыка жизни, и смерть не имеет над Ним никакой власти

8 апреля 2023 года, в Лазареву субботу, епископ Арсений совершил Божественную литургию в храме святого праведного Лазаря Четверодневного в деревне Сергово Новгородского района.

Во время Литургии на сугубой ектенье возглашались особые прошения и молитва о Святой Руси, которая читается по благословению Патриарха Кирилла.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Дорогие братья и сестры, нынешний день, называемый Лазаревой субботой, посвящён воспоминанию события, которое, согласно евангельской хронологии, совершилось незадолго до входа Господня в Иерусалим. Христос посетил Вифанию, пригород Иерусалима, в котором Он воскресил Своего друга Лазаря. Мы слышали евангельский рассказ об этом событии, что сëстры Лазаря Марфа и Мария послали ко Христу, Который совершал Своё проповедническое служение по городам и весям Палестины со словами: «Господи! вот, кого Ты любишь, болен» (Ин. 11:3). Услышав эту весть, ученики, вероятно, были в замешательстве, так как понятно было, что Христос сможет помочь Лазарю, если придёт и исцелит его. В то же самое время иудеи уже замыслили убить Иисуса, и идти в Вифанию означало подвергнуться опасности. Христос сказал Своим ученикам: «Лазарь, друг наш, уснул» (Ин. 11:11).

Но Он говорил уже о смерти Лазаря, а ученики, обрадовавшись, что, может быть, не надо тогда идти в Иудею, где подстерегает опасность, сказали: «Господи! если уснул, то выздоровеет» (Ин. 11:12). Тогда Христос прямо сказал, что друг наш умер, но Я радуюсь за вас, что мы не были в тот момент в Вифании, потому что вы увидите великие дела Божии. После этого Он решил направить Свои стопы в это селение, где жила семья Его друзей Марфы и Марии с братом Лазарем. Ученики, ужасаясь тому, что Христос решил идти навстречу опасности, всё ещё оставались в нерешительности. И только один из них, а именно Фома, о котором почему-то говорят «Фома неверующий», проявил больше всех верности в этот момент, говоря: «Пойдем и умрем вместе с ним» (Ин. 11:16). И апостолы во главе со Христом отправились в Вифанию, в селение близ Иерусалима.

Когда на подходе к этому селению Его встретила Марфа, а потом и Мария, то обе с плачем стали говорить: «Господи! если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой» (Ин. 11:21). Евангелист Иоанн отмечает удивительную деталь — слушая сестер, близких Ему людей, Христос возмутился духом и даже заплакал, так что иудеи, которые были свидетелями этих событий, говорили: «Смотри, как Он любил его» (Ин. 11:36). И со словами: «Где вы положили его?» (Ин. 11:34), Христос направился на кладбище, которое, по обычаю иудеев древней Палестины, представляло собой комплекс гробниц в виде пещер. Подойдя к одной из таких пещер, Христос приказал отвалить камень от этой гробницы. Тогда даже сëстры стали возражать, так как Лазарь уже четыре дня как умер, он смердит.

Христос же сказал Марфе: «Я есмь воскресение и жизнь» (Ин. 11:25). И после того, как был отвален камень от двери гроба, Господь возглашает: «Лазарь! иди вон» (Ин. 11:43). Ко всеобщему ужасу и изумлению, погребённый четыре дня назад выходит из этой пещеры... Но даже такое явное чудо, совершëнное Христом, не заставило иудеев уверовать в Него. И, как замечает евангелист Иоанн, эти люди ещё больше укрепились мыслью, что Христа следует убить. После этого в скором времени будет вход Господень в Иерусалим, а через несколько дней, после предательства Иуды, Он будет взят под стражу в Гефсимании, недалеко от Иерусалима.

Воскрешение праведного Лазаря — событие удивительное, и мы можем задаться вопросами: «Зачем Христос поступил именно так? Почему Он не пришел раньше, чтобы воскресить больного Лазаря? Почему, в конце концов, Он направляет Свои стопы в Иерусалим, где, как Он знает, Его ожидает крестный путь, страдание и распятие?» Воскрешение Лазаря для учеников, для очевидцев и для всех нас — это пророчество о Пасхе, это предвозвещение того, что Христос, идущий в Иерусалим, не просто невинный страдалец, не просто человек, пусть и великий, но чья земная жизнь так печально, так ужасно закончится на Кресте. Христос показал в этот момент, что Он владыка жизни, и смерть не имеет над Ним никакой власти. Его шествие в Иерусалим как раз и имеет своей целью не просто страдания, но последнюю и решающую схватку со смертью и победу над ней. Воскрешение Лазаря показывает, что история Сына человеческого и Сына Божиего, за Которым идут ученики, за Которым следуют все верующие и любящие Его, не закончится через несколько дней во время распятия.

Эта история будет иметь продолжение, и в этом продолжении, а именно в сошествии во ад, в победе над смертью, в Воскресении Христовом, заключена тайна нашего спасения. Вот об этом и предвозвещает нынешнее событие. Но также этот день пророчествует и о последнем общем воскресении, о чем мы и воспеваем в нынешнем тропаре: «Общее воскресение прежде Твоея страсти уверяя из мертвых воздвиг еси Лазаря, Христе Боже». Здесь указание не только на победу Христову над смертью, но и на ту победу, залогом которой является Пасха — на окончательное попрание смерти, на полное её изгнание из товарного мира и уничтожение. Это указание на всеобщее воскресение, на всеобщее восстание, на жизнь, источником которой для каждого из нас является Христос Жизнодавец».

Затем владыка совершил славление перед иконой Воскрешения Лазаря и освятил вербы накануне праздника Входа Господня в Иерусалим. Его Преосвященству сослужил настоятель храма протоиерей Александр Фролов.

album-29485077_291258994