401

7 февраля 2021 года, в Неделю 35-ю по Пятидесятнице и в день празднования Собора новомучеников и исповедников Церкви Русской, епископ Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

Во время Литургии возносилась заупокойная ектения за всех усопших, пострадавших в годину гонений за веру Христову.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодня Церковь празднует Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской, и это празднование положено совершать в ближайшее воскресенье к памяти священномученика Владимира, митрополита Киевского, то есть 25 января по старому стилю, 7 февраля по новому стилю, а в этом году эти дни совпадают. Уже в 1918 году, когда в Москве продолжал свое заседание Поместный Собор 1917 - 1918 годов, во время начавшейся уже второй сессии Собора пришло скорбное, ужасное известие, что в занятом большевиками Киеве 25 января был расстрелян митрополит Владимир, а также ряд священнослужителей приняли мученическую кончину в конце 1918 года. И для отцов Собора, и для Святейшего Патриарха Тихона, который в то время был предстоятелем Православной Церкви в России, было очевидно, что наступают тяжелые времена испытаний, выпавшие на долю нашей Церкви, но, скорее всего, они не представляли, насколько эти времена будут тяжелыми.

Уже тогда было постановлено, по примеру самого патриарха Тихона, который совершил молитвенное поминовение пострадавших за веру Христову, совершать память этих новых страдальцев за веру. С течением лет количество новомучеников, как мы их называем, увеличилось в разы, это тысячи и тысячи священнослужителей, епископов, монашествующих и мирян, а среди мирян это представители всех классов старой России, которым не было места в новой стране, при новом режиме. Двадцатый век был очень кровавым в истории европейских народов, но именно русский народ принес особые жертвы в силу того, что помимо двух мировых войн, он испытал еще этот молот репрессий 1920-30-х годов.

Он прокатился, истребляя в нашем Отечестве храмы и лучших представителей Церкви и нашего народа. Подчас для нас это становится предметом какого-то триумфализма, когда мы говорим, что в Русской Церкви в ХХ веке было столько мучеников и святых, пострадавших за веру Христову, сколько не было за всю историю, начиная с римских гонений на христиан в древней Церкви и во все другие времена. При этом забывая о том, что это большая трагедия для нас с вами, потому что римские христиане или христиане в Японии, христиане в Южной Америке, миссионеры страдали от язычников, они страдали от тех, кто не собирался принимать веру Христову и в штыки принимал проповедь.

Новомученики и исповедники Церкви Русской приняли смерть не от язычников, не от врагов, пришедших завоевать и разрушить нашу веру и наше Отечество, а от своих же соотечественников, собратьев по крови, в прошлом собратьев по вере. Все эти палачи были крещеными, большинство из них, конечно, если мы говорим о русских людях, изучали Закон Божий, некоторые даже учились в семинариях. И это большой вопрос для совести русского православного человека, для пастырской совести, вообще для Церкви: почему так произошло? Почему русские православные люди обратили оружие против своей родной культуры, против своей родной веры, против своего Отечества и Церкви? Единого, легкого ответа мы сейчас не можем дать, существует множество причин. Но мы должны задавать эти вопросы.

Память Собора всех новомучеников и исповедников Церкви Русской должна сподвигать нас не пребывать в каком-то сладком успокоении, что мы до сих пор Святая Русь, что мы народ Божий, что мы избранные, в силу того, что православные. Мы должны постараться извлечь уроки здесь и сейчас для нашего настоящего, для нашего будущего, извлечь уроки из тех ошибок, которые, конечно, были у старой России и её Церкви, чтобы не повторилось этой кровавой катастрофы в будущем и Церковь не разделила судьбу того или иного политического режима.

Прославление новомучеников и исповедников Церкви Русской было положено на архиерейском соборе 2000 года, и с тех пор оно продолжается и по сей день, при этом многие тысячи современных святых, которые уже в наши дни как бы повторили подвиг древних мучеников. И мы, говоря слово «мученик», вспоминаем, прежде всего, самых первых страдальцев за веру, которые были еще в начале церковной истории, это были мученики в древнем Риме, в других городах Римской империи, в том числе в Иудее. Практически все апостолы стали мучениками, и многие первые христиане тоже были мучениками.

Вспомним и о том, что на русских язык слово «мученик» можно перевести как свидетель. Мы переводим греческое слово μάρτυς как мученик, но прямой смысл этого слова - свидетель. Вот такая этимология этого слова позволяет задуматься и о нас с вами. Мученики - свидетели о вере Христовой, точнее о том, что во Христе и со Христом они преодолевают смерть. Они не умирают, а совоскресают для жизни вечной. Они свидетельствуют, что во Христе уже была одержана эта победа над смертью, которая обещана и нам с вами.

Мученики в древней Церкви были живым примером этой истины, которую мы сегодня слушали в послании апостола Павла: «Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано: за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, обреченных на заклание … Ибо я уверен, - пишет апостол Павел, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем» (Рим. 8: 36, 38 - 39).

Сегодня мы, прославляя память наших новых мучеников Церкви Русской, снова читаем эти слова не только для того, чтобы вспомнить о них, об их жертве, подвиге, но для того, чтобы задать себе вопрос, что значит вера для каждого из нас? Является ли она просто каким-то признаком, атрибутом нашего поведения в воскресенье в первой половине дня, когда мы идем в храм, или, когда мы соблюдаем посты, исполняем внешние предписания? Или же, как это и должно быть, наша вера пронизывает и оживотворяет все стороны нашей жизни, освящает все наше существо, нашу жизнь, наши отношения с близкими и другими людьми, пронизывая это все евангельскими идеалами?

Можем ли мы сказать, что мы не можем без этого жить? Если не можем, то нам нужно еще только учиться быть православными христианами, учиться быть подлинными последователями Христа и духовными преемниками наших новомучеников и исповедников Церкви Русской, которые сегодня предстают перед нами как пример. Достойны ли мы быть их наследниками в вере, достойны ли быть наследниками всех святых, и особенно мучеников, кровью которых утверждена Церковь? Или же в годину суровых испытаний мы будем равнодушно взирать на то, что происходит, если это, не дай Бог, повторится, с нашей верой, с нашей Церковью, как это произошло уже однажды с нашим народом в 1917 и последующих годах? Вот такие вопросы сегодня мы должны ставить перед судом своей совести, для того, чтобы быть не только подлинными учениками Христа, но и подлинными наследниками веры новомучеников и всей нашей богатой культуры и истории».

Затем было совершено славление с молитвой перед иконой новомучеников и исповедников Церкви Русской.