506

19 августа 2020 года, в праздник Преображения Господня, епископ Арсений совершил Божественную литургию с крестным ходом и освящение плодов в одном из древнейших храмов Великого Новгорода – церкви Спаса Преображения на Нередице (1198 год).

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «В этом году Литургия прошла в необычном формате, на улице, но всё равно это большая радость, потому что это не просто престольный праздник в уникальном, древнем храме, который является шедевром древнерусского зодчества и нашим общим достоянием, но также и потому, что праздник Преображения, как и праздник Пасхи, приходит в нашу жизнь тогда, когда мы больше всего в этом нуждаемся, когда мы задавлены проблемами, грехами, страданиями личными или которые мы наблюдаем вокруг. Каждый год в нашу жизнь приходит светлый праздник, который говорит нам о чём-то высшем и обещает нам что-то новое и прекрасное. Церковные песнопения праздника говорят о том, что Преображение было нужно, прежде всего, самим ученикам, зрителям, удостоившимся видеть преобразившегося Господа: Петру, Иакову и Иоанну, будущим столпам Церкви.

«Да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное», - поётся в кондаке праздника. Ведь Преображение, согласно евангельской хронологии, было незадолго до страстей, смерти и Воскресения Господа. В нашей традиции, в нашем богослужебном календаре этот праздник стоит за 40 дней до праздника Воздвижения Креста Господня, но всё-таки точнее будет относить его к Пасхе. Итак, согласно евангельской хронологии, незадолго до страданий, Спаситель взял Своих учеников на гору помолиться и во время молитвы преобразился пред ними. Преображение было нужно, в первую очередь, для них самих, чтобы, спустя короткое время, оказавшись перед лицом испытаний, видя предательство, страдания и смерть Господа на Кресте, они не утратили свою веру во Христа, а свет Преображения помог бы им пронести искру этой веры до Его Воскресения, чтобы во время Воскресения из этой искры раздулось яркое пламя евангельской проповеди, охватившее впоследствии весь мир.

Преображение было нужно, думается, и для таинственных пророков, которые были свидетелями этого события. Мы знаем, что Моисей хотел увидеть Господа, но не мог, пророк Илия всю жизнь к Нему стремился и ревновал о Нём. И вот Господь являет им Себя, Свой лик человеческий, который есть лик воплощённой любви Божией к этому миру. Эти пророки олицетворяют весь Закон и всё человечество, которое ожидало пришествия Спасителя. Если Преображение было нужно для пророков и апостолов, то мы можем говорить, что не меньше оно необходимо для каждого из нас - для каждого из нас Господь преображается на горе Фавор. Это не просто укрепление веры Своих учеников, это нечто большее, это обетование того, что ждёт всех уверовавших во Христа, это божественная слава, это свет присносущный, о котором мы молимся, чтобы он всегда сиял для нас. Господь даёт нам предзнаменование того, что ожидает в конце концов всё мироздание, из которого будут изгнаны грех, страдание и смерть; предзнаменование того, что, в большей степени, ожидает человеческую природу, усыновленную во Христе Богу Отцу.


-цитата-

«Мы причащаемся Христа и ощущаем Его присутствие в храме на Литургии для того, чтобы стать Его живым, преображающим присутствием в это мире, полном страданий и греха, полном зла, отчаяния и неверия»

Епископ Арсений


Апостол Пётр, бывший свидетелем необычайного и таинственного явления на фаворской горе, в своём послании пишет, что ученики слышали глас Бога Отца от неизреченной славы: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (2 Пет. 1:17). В своём послании он также говорит о том, что мы все призваны быть причастниками Божественного естества (2 Пет. 1:4). И это очень важно помнить всем нам для укрепления в добродетели и верности Христу. Мир, окружающий нас, сотрясается скорбями, конфликтами, притеснениями, несправедливостью, страданием, в своей жизни мы можем перечислить очень много тяжких и скорбных моментов. Апостол Павел говорит, что всё творение стенает и мучается, пока не получит освобождение в свободу славы чад Божиих. Всё творение, не только человек, ожидает преображения последнего и всеобъемлющего, которое начинается с Господа Иисуса Христа. Он - первенец и Новый Адам, как говорит апостол Павел, и Он - Спаситель, Который открывает для каждого из нас дорогу к Своему Отцу, дорогу к такому же преображению, воскресению и вознесению во славе и пребыванию одесную Бога Отца.

Всё это Он сотворил не для Себя Самого, но ради каждого из нас, чтобы всё человечество, весь падший Адам мог следовать по этому пути и вернуться к Отцу. Это великое обетование и наше упование, которое помогает нам в жизни быть спокойными и радостными, побеждать все искушения, доверять Богу, преображать свою жизнь. Но радость Преображения, которая явлена для нас сегодня, не должна быть уделом нас одних, как светильник под спудом. Мы, напитавшись этой радостью, почувствовав среди нас преобразившегося и воскресшего Христа, в меру своих сил должны этой радостью и светом освещать жизнь близких людей, мир вокруг нас. Это может принимать разные формы: молитва за человека, доброе отношение к нему, неравнодушие к страдающему, просто заботливое отношение к близким людям, активное служение страдальцам, гонимым, отверженным и т.д.

Кто, как не мы, православные христиане, должны помнить, что с этими людьми Христос. Чтобы люди поняли это, они должны увидеть Христа, почувствовать свет Его Преображения в нас. В этом предназначение Церкви, а значит и каждого из нас - быть светом этого мира. Мы причащаемся Христа и ощущаем Его присутствие в храме на Литургии для того, чтобы стать Его живым, преображающим присутствием в это мире, полном страданий и греха, полном зла, отчаяния и неверия, но который так же, как древние в Ветхом Завете, как ученики Христовы, как мы с вами, нуждается во Христе. Не будем никогда забывать об этом нашем предназначении, будем, по слову Спасителя, стараться соответствовать высочайшим словам: «Вы - соль земли... Вы - свет мира... Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5: 13, 14, 48)».