Священномученик Варсонофий (Лебедев), епископ Кирилловский († 1918)
Дни памяти:
25 янв./7 февр. ближайшее воскресенье (переходящая) – Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской
2/15 сент. – День мученической кончины
Священномученик Варсонофий, в миру Василий Павлович Лебедев, родился в 1873 году в селе Старухино Беланинской волости Боровичского уезда Новгородской губернии. Отец, Павел Михайлович Лебедев, служил псаломщиком. В семье было восемь детей. Глава семьи скончался, когда Василию было всего семь лет, а старшему из детей исполнилось четырнадцать. Мать, Аграфена Ивановна, осталась без средств к существованию. Дети с ранних лет познали, что такое нужда и горе.
В 1881-1884 гг. Василий учился в Боровичском духовном училище, куда был зачислен на казенный счет на стипендию, завещанную благотворительницей. Мать не имела материальной возможности помогать сыну, казенное содержание не всегда было достаточным, и здесь будущему священноиноку поневоле пришлось сурово поститься по сравнению со своими более обеспеченными товарищами. Эти обстоятельства не пробудили в его сердце зависти, но приучили к воздержанию, закалили волю и воспитали в нем чувство милосердия и сострадательность к людям.
В 1888-1894 гг. Василий Лебедев продолжил образование в Новгородской духовной семинарии. Большое влияние на семинариста оказал преподаватель по истории раскола, священник Дмитрий Сперовский (впоследствии Старорусский архиепископ Димитрий), принявший монашеский постриг, когда Василий учился в 5 классе. Лебедев участвовал в миссионерских поездках преподавателя с учениками по Старорусскому уезду. Все свободные часы Василий отдавал изучению старопечатной литературы. На выпускном экзамене юношу экзаменовал Новгородский архиепископ Феогност (Лебедев), который нашел его успехи в области знания раскола значительными и благословил отправить его на лето в Москву к архимандриту Павлу (Прусскому), настоятелю Никольского единоверческого монастыря, с целью подготовки Василия к миссионерской деятельности. По возвращении в Новгород Василий Лебедев сразу был назначен на должность помощника епархиального миссионера. В его ведении находились три уезда Новгородской губернии - Крестецкий, Валдайский и Демянский.
1 апреля 1895 года Василий принял монашеский постриг с наречением имени Варсонофий в Сретенской церкви Антониева монастыря, на территории которого находилась семинария. 9 апреля там же был рукоположен в сан иеродиакона, а 30 апреля - во иеромонаха. Отец Варсонофий был причислен к братии монастыря, но вскоре назначен на должность миссионера-проповедника Новгородской епархии и свой монашеский подвиг нес не столько в келье, сколько в гуще народа.
В 1900 году по приглашению ректора Московской духовной академии Волоколамского епископа Арсения (Стадницкого), бывшего настоятеля Антониева монастыря, отец Варсонофий совершил паломничество на Св. гору Афон и по Святой земле. Был награжден наперсным крестом за миссионерскую деятельность в 1902 году.
Варсонофий (Лебедев) регулярно посещал старообрядческие селения подведомственных ему уездов. В 1903 году благодаря его усилиям почти все население дер. Ровно Старорусского уезда присоединилось к Православию. По инициативе отца Варсонофия было построено несколько единоверческих храмов, где он совершал богослужение по древним книгам.
Отец Варсонофий участвовал во Всероссийских миссионерских съездах: в Казани (1897 год), Киеве (1908 год), в Москве по приглашению старообрядцев в 1-м съезде поморцев (1909 год), в Петербурге (1912 год).
В 1908 году в Новгороде были учреждены религиозно-нравственные чтения, частыми участниками которых были епископ Тихвинский Андроник (Никольский), иеромонах Петр (Зверев) и епархиальный миссионер иеромонах Варсонофий. Указом Святейшего Синода от 10 февраля 1909 года Варсонофий (Лебедев) был утвержден в должности епархиального миссионера-проповедника, 15 февраля возведен в сан архимандрита. Его книга «Беседы с новгородскими сектантами - пашковцами и баптистами» (Новгород, 1909) была рекомендована епархиальным начальством как руководство для священнослужителей при ведении бесед с сектантами, а для мирян - в качестве просветительской литературы. В 1911 году в Новгородской епархии были организованы миссионерские курсы для духовенства, в которых участвовал отец Варсонофий. В их программу входили сектоведение, расколоведение, теория и практика живой проповеди. Впоследствии аналогичные курсы были устроены и для мирян.
Благодаря усердным трудам архимандрита Варсонофия миссионерское дело в Новгородской епархии настолько расширилось, что потребовало постоянно действующих миссионерских курсов. В 1912 году такие курсы были проведены в Валдайском Иверском монастыре для духовенства Валдайского, Демянского и Крестецкого уездов, в городах - Новгороде, Тихвине, Боровичах и Череповце, на станции Малая Вишера.
4 сентября 1912 года в Новгородской епархии состоялся первый миссионерский съезд, и с этого времени такие съезды стали для епархии постоянным явлением.
Варсонофий (Лебедев) был одним из главных устроителей скита «Забудущие родители». Скит впоследствии был преобразован в монастырь, в число его насельников вошел младший брат Варсонофия - Алексей Лебедев (в монашестве Арсений, расстрелян в г. Боровичи 17.12.1937).
Отец Варсонофий помогал бедным семинаристам, после начала Первой мировой войны жертвовал на нужды раненых и семьям лиц, призванных на фронт. Варсонофий (Лебедев) много сделал для активизации работы епархиального Общества трезвости.
В 1911 году состоялось Синодальное определение о бытии наместнику Казанского Спасского монастыря, архимандриту Варсонофию епископом Мамадышским, третьим викарием Казанской епархии. По личному ходатайству нареченного архимандрита назначение было отменено, и хиротония не состоялась.
Его труды в Новгородской епархии были отмечены орденами св. Анны II степени (1912) и равноап. кн. Владимира IV степени (1916).
В 1916 году епископ Пермский и Соликамский Андроник неоднократно ходатайствовал перед новгородским архиепископом Арсением отпустить к нему всеми любимого архимандрита Варсонофия (Лебедева) для хиротонии его во епископа Соликамского, викария Пермской епархии. «Мне нужен работник на раскол северный, пока еще дремлющий, чтобы не было поздно, когда проснется. Если можно, то отпустите и поставьте его у Софийских угодников во архиерея, как и древле ушкуйники от Софии направлялись в Биармию-Пермь».
Однако отец Варсонофий был оставлен в новгородских пределах, и 7 и 8 января состоялось наречение и хиротония миссионера-проповедника архимандрита Варсонофия (Лебедева) во епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии. К Кирилловскому викариатству относились Кирилловский, Белозерский, Череповецкий и Устюженский уезды Новгородской губ. (ныне Вологодская обл.). Наречение происходило в древней Грановитой палате Новгородского кремля, где была устроена церковь. Перед иконостасом был поставлен стол, покрытый красным сукном, и кресла для архиепископа Арсения (Стадницкого) и шести епископов: Тихвинского Алексия (Симанского), Гдовского Вениамина (Казанского), Рязанского и Зарайского Димитрия (Сперовского), Тульского Иувеналия (Масловского), Олонецкого и Петрозаводского Иоанникия (Дьячкова) и Нарвского Геннадия (Туберозова). После молебна в конце торжества владыка Варсонофий сказал: «Богомудрые Архипастыри! Монаршею волею Государя Императора по Вашему Архипастырскому гласу, предстал я сейчас перед Вами для того, чтобы, припадая к стопам Вашим, испросить Ваше Святительское благословение на восприятие епископского сана. Не скрою от Вас того душевного волнения, того страха и того трепета, которым сейчас преисполнена душа моя. До нынешнего года вся моя деятельность вращалась преимущественно среди простого деревенского народа. Часто путешествуя по селам и деревням, по дебрям Кунженским и по пустыням Черноезерской и Забудущской и по иным весям земли Новгородской, я беседовал со старообрядцами разных сект. За миссионерское дело совесть моя была спокойна. А утомленный путешествиями, я всегда находил успокоение в родной для меня обители преподобного Антония Римлянина и под покровом святынь Новгородских. Вот уже 22 года жизнь моя шла сложившимся для меня путем. Теперь же я призываюсь стать на свещницу Церкви Христовой. Смущают сердце мои немощи и грехи. Ужасает сознание трудности исполнения святительских обязанностей. На свои собственные силы я не надеюсь, полагаюсь на милосердие и помощь Божию, на ту благодатную Его силу, которая преподастся мне, грешному, в таинстве хиротонии, через Ваши святительские молитвы. Преклоняю свою главу и прошу Вас, Святители Божии: сотворите и меня причастником того Божественного света, который сошел в день Святой Пятидесятницы на святых учеников и Апостолов Христовых в виде огненных языков. Аминь».
8 января в Софийском соборе хиротонию возглавил архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий). Вручая епископу Варсонофию архиерейский жезл, он напутствовал: «Велик дар, воспринятый тобою, так как в нем заключается залог многих благ для тебя. Велики и обеты, которые ты ныне исповедовал перед многими свидетелями. Они призывают тебя ко многим подвигам. Зная тебя более двух десятков лет, я уповаю, что ты будешь ревностным архипастырем. В знак полномочий твоих прими этот жезл и иди в мир глашатаем Христовой истины, руководи паствою на спасение!»
После хиротонии епископ Варсонофий еще оставался несколько дней в Новгороде. Он непрерывно служил в храмах, рукополагал священников и диаконов, постригал в монашество, сдавал дела и готовился к переезду в свой кафедральный город, где его уже ждали. Владыка Варсонофий прибыл в Кириллов 31 января 1917 года. Приняв на себя попечение о Кирилло-Белозерском монастыре, Преосвященный через несколько дней начал объезжать другие обители Кирилловского уезда, посещал многочисленные приходские храмы. Из Кириллова он регулярно писал своему наставнику - новгородскому владыке Арсению. Это были почтительные и теплые письма обо всем, что волновало епископа Варсонофия. А волнения за вверенную ему паству стали усиливаться в связи с быстрым изменением обстановки в стране. Спустя месяц после приезда владыки Варсонофия в Кириллов, свершился Февральский переворот. Начались смутные времена. Епископ был далек от политической борьбы, но он не мог не давать духовную оценку происходящему, призывал паству не участвовать в грабежах и насилии. «Православные! - писал он в своем воззвании к народу в марте 1917 года, - сохрани вас Бог понимать свободу, как разрешение ехать в чужую дачу за лесом или грабить своего соседа. Так понимать свободу - грех, ибо грабители и воры Царства Небесного не наследуют». В декабре 1917 года в городе Кириллове и уезде была установлена советская власть.
Летом 1918 года епископ Варсонофий находился в Новгороде, где стал свидетелем того, как повсеместно начали притеснять священство. Все духовные училища были закрыты. Новый архиерейский дом, который построил Архиепископ Арсений (Стадницкий), был реквизирован, и заседания Епархиального Совета должны были проходить на окраине Новгорода.
Сам новгородский архиерей находился в Москве, где проходили заседания исторического Поместного Собора Русской Православной Церкви. Вся тяжесть управления Новгородской епархией в столь трудное время легла на плечи викарного епископа Алексия (Симанского). В письме своему духовнику и начальнику владыке Арсению он писал в те дни: «Я не сомневаюсь почти, что буду арестован, что очередь дойдет и до меня. Спокойно смотрю на будущее, и даже не страшусь расстрела, рассуждая, что пуля это есть ключ, отверзающий двери рая». В одном из писем епископ Алексий просил себе в помощь второго викария преосвященного Варсонофия, считая, что он в Новгороде нужнее, чем в Кириллове. Опасаясь за новгородские святыни, предполагалось перевезти наиболее ценные предметы старины из Новгорода в Кирилло-Белозерский монастырь, а с закрытием семинарии и духовных училищ планировали для подготовки священства открыть в Кириллове пастырскую школу. Но здание Кирилловского духовного училища было реквизировано, и пастырской школы открыть не удалось.
Летом 1918 года была образована новая губерния Череповецкая, в ее состав вошел и город Кириллов. Началась административная путаница. Видя все ухудшающееся положение православных, владыка Варсонофий открыл в Кириллове Братство православных жен и мужей. Целью Братства было соблюдение чистоты православной веры и охрана церковных святынь и церковного имущества. Особое внимание обращалось на охрану Кирилло-Белозерского монастыря, в ризницах которого хранились огромные духовные сокровища: одна из древнейших библиотек с множеством уникальных рукописей и старопечатных книг, дивные иконы, царские дары монастырю, вышивки искусных мастериц-золотошвеек и кружевниц, вклады князей и бояр, завещавших свои богатства монастырю в поминовение умерших предков.
В одном из своих писем к владыке Арсению в те дни епископ Варсонофий писал: «Против нашего Братства восстали большевики, признали его контрреволюцией, но мы ничуть этим не смущаемся, а ведем свои церковные дела и готовы на страдание за него. Большевики боятся все-таки народа, а потому и меня не трогают».
Но все чаще на митингах стали звучать призывы открыть монастырские кладовые и угрозы в адрес епископа Варсонофия. 28 января 1918 года на монастырь было совершено нападение. Во время вечерней службы, когда братия во главе с настоятелем молились в церкви, злоумышленники совершили вооруженное нападение на архиерейский дом.
1/14 сентября 1918 года владыка Варсонофий и археолог А. И. Анисимов осматривали древности Горицкого в честь Воскресения Господня женского монастыря. На обратном пути владыка был арестован, заключен в тюрьму в Кириллове. Причиной ареста послужила проповедь, произнесенная в Ильинской церкви Кирилловского уезда в день храмового праздника.
В тюрьме находились арестованные накануне игумения Ферапонтова монастыря Серафима (Сулимова) и несколько заложников из мирян. На следующий день около 5 час. утра епископа Варсонофия (Лебедева), игумению Ферапонтова монастыря Серафиму (Сулимову), дворянина Михаила Трубникова, гласного городской думы Николая Бурлакова, крестьян Анатолия Барашкова и Филиппа Марышева вывели из тюрьмы и в сопровождении вооруженного отряда повели по направлению к Горицам. Епископ попросил разрешения зайти в монастырь, чтобы приобщиться Св. Таин, но ему было отказано. Арестованных расстреляли на горе Золотуха, их тела были похоронены там же в одной могиле. Братия монастыря во главе с наместником игуменом Феодоритом (Преображенским) обратилась к властям с ходатайством о разрешении перенести тело владыки Варсонофия в монастырь. Несмотря на то, что разрешение было получено, красногвардейцы не позволили инокам забрать тело владыки для перезахоронения. 17 сентября проживавший в монастыре на покое епископ Мисаил (Крылов) совершил заочное отпевание убиенных.
Узнав о казни, Тихвинский епископ Алексий (Симанский) (впосл. Патриарх Московский и всея Руси) составил обращение в Новгородский епархиальный совет, в котором призвал «к молитвенному поминовению святителя-страстотерпца. Имя его да запечатлеется во всех синодиках церквей и монастырей Новгородской епархии, дабы навсегда о нем приносилась бескровная Жертва... Взирая на скончание жительства его, да подражаем вере его». Епископ Алексий направил в Кириллов члена епархиального совета В. Н. Финикова для выяснения обстоятельств расстрела. Собранные Финиковым материалы были представлены в комиссию по гонениям, созданную по решению Поместного Собора РПЦ 1917-1918 гг. Епископ Алексий (Симанский) написал удивительные слова духовного утешения растерявшейся братии:
«Свершилась воля Божия о Преосвященном Епископе Варсонофии. В награду за его благочестивую жизнь, за его усердие и твердость в несении иноческого подвига, за его кротость и незлобие, и вместе ревность о Церкви Христовой дана ему от Господа величайшая награда еще здесь на земле удостоиться части избранных и сподобиться венца мученического. Житие его было честно и успение со святыми. Преклонимся пред неисповедимыми судьбами Божиими и, скорбя об утрате приснопамятного владыки, возблагодарим Бога за то, что и в наши дни, в назидание нам, Он воздвигает светильников веры и благочестия...».
Канонизация:
Епископ Варсонофий (Лебедев) прославлен как местночтимый святой Вологодской епархии в 1999 году. В августе 2000 года на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, вместе с пострадавшими с ним, причислен для общецерковного почитания к лику святых новомучеников и исповедников Российских.
Тропарь, глас 3:
Церкве Русския столпе непоколебимый, / благочестия правило, / жития евангельскаго образе, / священномучениче Варсонофие, / Христа ради пострадавый даже до крове, / Егоже моли усердно, / яко Начальника и Совершителя спасения, / Русь Святую утвердити в Православии / до скончания века.
Кондак, глас 2:
Восхвалим, вернии, / изряднаго во святителех / и славнаго в мученицех Варсонофие, / Православия поборника и благочестия ревнителя, / земли Русския красное прозябение, / иже страданием Небесе достиже / и тамо тепле молит Христа Бога / спастися душам нашим.
Источники:
• Варсонофий (Лебедев Василий Павлович). БД ПСТГУ «Новомученики и Исповедники Русской Православной Церкви XX века». pstbi.ccas.ru
• Игумен Дамаскин (Орловский). Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия. Жизнеописания и материалы к ним. Книга 5. - Тверь: «Булат», 2001. www.fond.ru
• Епископ Варсонофий (Лебедев). ferapontovo.ru
• Варсонофий (Лебедев Василий Павлович) - Православная энциклопедия, т. VI (игум. Дамаскин (Орловский), Е. Р. Стрельникова)