192
Слово о Прощеном воскресенье и Великом посте

Весна для православных христиан - время святое, ибо вместе с ней приходит к нам Великий пост. 

Вот и отшумели зимние ветры, сковывавший землю мороз ослабил свои ледяные объятия, она облегченно вздохнула, чуя и чая приближение весны. Весна для православных христиан - время святое, ибо вместе с ней приходит к нам Великий пост. Как свершает в мире благое изменение весна, которая, изобилую талыми водами, капелью, ручьями, призывает к пробуждению сонную природу, так и святая Четыредесятница творит чудо возрождения с человеческими душами.

     Страшны и неприятны болезни тела, но насколько пагубнее и опаснее недуги души! Один покрыт коростой жестокосердия и злобы, другой изъязвил себя оспинами осуждения и ругани, третий смердит от нечистых помыслов и ощущений, четвертый наконец вовсе потерял способность молиться, будучи по рукам и ногам связанным духами уныния и лености.

     Но пусть не отчаиваются больные душой в надежде выздоровления. У них есть чýдная врачевательница, которая лечит не земными лекарствами и снадобьями, но всемогущей Божественной благодатью. Это - святая Четыредесятница. Как она мудра, как любвеобильна! Она и строга, и милостива, и снисходительна, и взыскательна одновременно. Во дни будничные Четыредесятница заставляет нас привыкнуть к долгим, протяженным богослужениям, утомляет наше своенравное тело множеством земных и поясных поклонов, удручает плоть строгим воздержанием и в количестве, и в качестве пищи. Зато в праздничные и воскресные дни святая Четыредесятница ослабляет пост, сокращает службы, умеряет число поклонов, вдыхая в изнемогающие от покаянных трудов сердца радость о Христе воскресшем и предвкушение светозарной Пасхальной ночи. Как умудренная воспитательница, заметив, что дети устали и нуждаются в отдыхе, тотчс предоставляет им покой, так и Четыредесятница в средине постовых подвигов руками священнослужителей выносит из алтаря и полагаетв храме честной крест Христов, олбызая который, мы принимаем от Господа новые силы к сражению со страстями и препобеждению демонов, никогда не устающих искушать нас. Вот почему третье по счету воскресенье Великого поста именуется Неделей Крестопоклонной. С каким трепетом и благоговением дети и взрослые поклоняются накануне, в субботу вечером, кресту Господню, слыша песнопение: "Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим"!

     А предваряется Великий пост неповторимой службой, которая получила название "чин взаимного прощения обид". В церковном народе этот вечер известен как "Прощеное воскресенье". Никакой врач не приступит к лечению больного, не наложит на его раны целительный бальзам, не обвяжет перевязями, предварительно не вычистив гной, не удалив самые поврежденные ткани, не вырезав самый гнойник. Так поступает с нами и спасительная Четыредесятница. Она приглашает православных христиан под своды храмов в последний вечер перед наступлением Великого поста. Наши взоры обращаются к распятому Христу, Который, усвоив Себе человеческие беззакония и грехи, всем кающимся изрекает прощение. "Господи, Ты являешь нам бесконечную милость и любовь, Ты с великим долготерпением ожидаешь покаяния и исправления нашего, - так молится в сердце своем каждый христианин. - Научи и меня от сердца простить ныне всем, кто когда-либо оскорбил и обидел меня. Ибо Ты, Господи, оставляешь долги только тем, кто сам умеет оставлять должникам своим".

     И вот начинается чин взаимного прощения обид. Перед амвоном выстроились священнослужители в черных постовых ризах. Они держат в руках Евангелие, кресты и святые иконы. Испрашивая прощения у своих прихожан, батюшки смиренно полагают земной поклон пред народом, искренне каясь в грехах, соблазнах, ошибках, вольно или невольно допущенных ими в деле душепопечения. В ответ все стоящие в храме повергаются ниц, дабы затем, по очереди подходя к священнослужителям, сердечно испросить у них прощения за собственные грехи. Полчаса, час, второй проходит, а люди не расходятся, каждый считает своим долгом подойти к ближнему со словами: "Прости меня, грешного". Тот с готовностью отвечает: "Бог простит тебя, и я прощаю". Кто хотя бы единый раз в жизни участвовал в этой службе, забыть ее не сможет никогда.

     Как свежо бывает в природе после летнего дождя, а каждая травинка, каждый листочек, покрытые каплями влаги, выпрямляются и сверкают в лучах показавшегося солнца, так обновляются и очищаются души человеческие, находящиеся в этот "прощеный" вечер в храме! Во мгновение ока отходят от сердца обиды и злопамятства, чувства всепрощения, любви и радости притекают в душу струями живой воды. Таким может быть только действие Божией благодати, так являет себя в нашем бренном естестве воскресший из мертвых Господь Иисус Христос.

     Силы утроились, удесятерились, душа, согретая теплом и светом Духа Господня, выходит навстречу Четыредесятнице с твердым намерением одержать победу над бесплотными врагами и, достигнув Святой Пасхи, поклониться Святому Христову Воскресению.

Протоиерей Артемий Владимиров

hram-ks.ru