78
Что делать христианину, когда мир захлестывает ненависть?

Как сохранять мир, оставаясь в реальности?

Как христианам быть с этой новой степенью ужаса, вражды, ненависти? В мире, когда, кажется, совсем не осталось пределов для зла.

Не читать-смотреть совсем – не всем возможно. Есть риск вовсе оторваться от реальности, уйти в норку – ничего не знаю, ничего не вижу. Да и не все так могут: в Израиле у людей знакомые, родственники, как и на Украине. 

Как сохранять мир, оставаясь в реальности?

Из Евангелия мы знаем, что этому «надлежит быть»: будут глады, моры и землетрясения по местам, пойдет народ на народ, брат на брата, родители на детей… И из-за умножения беззаконий во многих охладеет любовь. Но претерпевший до конца спасется.

А если не вытерпишь до конца, не сможешь?

Мы задали эти вопросы о. Павлу Хондзинскому, декану богословского факультета Православного Свято-Тихоновского университета.

Надо честно признать, что ничего нового не происходит

Священник Павел Хондзинский, доктор богословия:

– Смотреть ролики с убийствами «в прямом эфире» и т. п. все же не надо, а журналистов, которые действительно вынуждены это смотреть, среди нас, кажется, не так много.

И не потому даже не надо, что так проще заснуть, а потому, что на темном дне человеческой души может пробудиться жуткий (в прямом смысле этого слова) интерес к подобного рода просмотрам, и тогда мы ничем не будем отличаться от римлян, любивших в режиме реального времени наблюдать, как львы на арене растерзывают женщин и детей.

Я встречал человека, который регулярно смотрел порно, объясняя это тем, что надо же знать, до чего они докатились. Но сказано: не есть мудрость знание худого (Сир. 19:19).

И это не означает прятать голову в песок. Наоборот, надо честно признать, что ничего нового не происходит.

Христиане должны были бы помнить если не львов, то хотя бы живьем закопанного в землю сщмч. Андроника Пермского; утопленного в выгребной яме сщмч. Фаддея Тверского; детей, которых выводили на улицу, чтобы они смотрели, как будут расстреливать их отцов-священников.

И тогда, и сейчас в происходящем видится один и тот же почерк: почерк зверя и его слуг. Однако разве названные мной события мешают нам спать? Мы спокойны: прошлое прошло и уже не коснется нас. Бессонница появляется только тогда, когда выясняется, что и сегодня мы не защищены ни от чего подобного, но тогда мы начинаем, как сказано в Евангелии, издыхать от страха и ожидания бедствий (Лк. 21: 26). А такой страх убивает человека еще до смерти, и это недостойно христиан.

Что же делать? Святитель Григорий Богослов советовал, например, почаще перечитывать книгу Иова – и это не такой пустой совет, как может показаться на первый взгляд.

А в самом общем смысле – так или иначе – надо запасаться терпением, в прямом смысле слова.

Проблема в том, что вся жизнь сегодня ориентирована на то, чтобы нас сделать нетерпеливыми: не трать время на сочинение – скачай из интернета готовое; не напрягайся – возьми кредит; не женись – живи так, и т.д., и т.д. Для чего? – чтобы не терпеть.

Поэтому, как всякая требующая упражнения сила, сила терпения угасает в нас, и что нам по силам, что не по силам – разобрать уже трудно.

Быть может, сто лет назад люди в целом действительно были более терпеливыми просто в силу другого воспитания, условий жизни и т.д., но мы на то и христиане, чтобы трезво смотреть на мир и сознательно выстраивать свою внутреннюю жизнь, а маленькие поводы для того, чтобы поучиться терпению, Господь посылает нам каждый день. Почему бы нам не использовать их?

Да, встречается в жизни такое, что, кажется, невозможно человеку выдержать и перетерпеть. Но если так случится – за то, что выше наших сил, Господь, будем надеяться, по милости Своей с нас не спросит. А вот за то, что не учились терпению, – спросит точно. И это не значит, что, что-то претерпевая, жизнь наша станет тоскливой и скучной: это значит, что из нее уйдет страх, а придет любовь.

miloserdie.ru