210
Есть ли у нас отношения с Богом?

Многие духовники говорят: самое главное, чтобы у человека были личные отношения с Богом. А как понять – они личные или нет? Что человек должен сделать, чтобы их построить?

Размышляет священник Дмитрий Симонов, настоятель храма апп. Петра и Павла при РГПУ имени Герцена в Санкт-Петербурге

Говорите и слушайте

– Можно годами ходить в храм, все нужное делать, при этом не чувствовать личных отношений с Богом. Как сделать свои отношения с Богом личными?

– Чтобы отношения складывались, нужно общение. За Христом поначалу ходили толпы – Он и хлебами накормит, и жизни поучит, и фарисеев покритикует, и болезни исцелит – кому-то для отношений этого вполне достаточно. Но со временем толпа редела, и у Креста не оказалось даже самых близких учеников, кроме Иоанна.

Переход от отношений с Богом всемогущим, которого мы просим о том о сем, к отношениям с Богом, который предлагает нам жить по новой заповеди – любить друг друга, как Он возлюбил нас, не для всех оказывается посильным, а кому-то просто ненужным.

Нам нужно честно ответить: чего я сам жду от Христа? Каких отношений с Ним хотел бы? Что я готов в такие отношения вкладывать?

«Вы друзья Мои, когда исполняете заповеди Мои», – говорит Господь в прощальной беседе с учениками. Хотим ли мы быть друзьями Бога? Если да, то надо готовиться разделить со Христом Его жизнь, в меру возможности каждого.

Но жить по-Божьи трудно. Человек должен многое менять в себе, умалять свое «хочу» ради Другого. Это приносит боль. Чтобы ее избежать, человек может не очень заметно для себя перейти с внутреннего режима на внешний, вцепиться в правила, ходить в храм, чтобы исполнить «долг». Это приносит самоуспокоение от «сделанного дела», а еще некие «гарантии безопасности» – ты ведь со своей стороны сделал, что велено.

Иногда Бог такому человеку даже мешает. Так иудейским старейшинам помешал Христос, который пришел из какой-то полуязыческой Галилеи, родился не в «том» городе, исцелял в неположенные дни недели, ел с мытарями и грешниками. Разве такого Мессию обещали?

Поэтому важна честность с самим собой, хоть это не так просто, как кажется. Но можно потренироваться.

Говорите с Богом о том, что вы чувствуете, переживаете. Может, вы не хотите молиться, вам ужасно лень и гораздо больше хочется посмотреть сериал. Что вам совсем не хочется меняться, исправляться, кого-то любить и быть приветливым.

Разговор с Богом – не вызов к доске с требованием ответить на пятерку. Скажите, как есть, и эта правда будет основой искреннего разговора. Конечно, Бог и так все видит, но Ему важно ваше доверие. Без доверия любые отношения под угрозой.

Искренность и доверие в молитве приведут к пониманию – чего просить у Бога. Родится навык молиться.

Говорите, но и слушайте, ведь молитва – всегда диалог. Митрополит Антоний Сурожский хорошо писал о том, как важно нам «слушать Бога». Для этого нужен навык и внимание, но главное – ваша искренность и доверие.

Самый простой способ слушать Бога – Священное писание. Когда мы читаем Евангелие – рассказ о земной жизни Христа, о Его действиях, отношениях к событиям, к людям, у нас неизбежно возникает какая-то реакция, чувства, понимание или непонимание. Мы размышляем над Его словами – и входим в общение. 

Чтобы отношения с Богом развивались, надо развиваться самому. Застынешь сам, застынут отношения.

– А как мне понять, что мои отношения с Богом развиваются в верном направлении? Вдруг я просто что-то сама себе надумала?

– Бог – это Личность, и отношения человека с Богом пойдут, как вы говорите, в «верном направлении», если он откроет это личностное измерение в себе. Ведь и самим собой человек может стать только в отношениях с Тем, по чьему Образу и Подобию создан.

Бог создал человека по образу Троицы и дал ему в этом образе «способ» бытия – любовь. Поэтому человек как личность существует, только если у него есть отношения любви с другой личностью. Если их нет, и личности нет, хотя человек как существо продолжает быть.

Например, если у человека есть сын, то он отец, а если у него сына нет, то человек сохраняется, а отец «исчезает». Получается, если человек никого не любит, в Божьем замысле он еще не стал человеком.

По мере углубления наших отношений со Христом мы изменяемся, преображаемся – можем делать то, что как люди раньше делать не могли: прощаем причиненное зло, терпим то, что раньше не стерпели бы, становимся мягче, добрее, чище, растет отвращение к тому, что раньше могло нас по немощи привлекать.

Мы реально причащаемся Богу, принимаем Его вечную жизнь в себя, у нас меняются мысли и стремления – так действует благодать и измерение вечности в нас. Ведь подобное тянется к подобному. 

А чтобы не принять собственную мечтательность за действительность, важно, чтобы рядом с нами были другие люди, у которых есть опыт живых отношений с Богом, молитвенный опыт. Если есть опытный духовник, он подскажет, поможет отличить настоящее от иллюзий. И здесь опять-таки необходима честность с собой и в отношениях с духовником.

Если Бог видит наше дерзновение, нашу готовность быть с ним в состоянии завета, Бог сам будет помогать человеку. Он будет вести его, посылать какие-то знаки одобрения, поддержку, давать человеку тот опыт, который сложно описать, – мистический опыт, который может быть у каждого на своем уровне.

Любой личный опыт тяжело пересказывать – люди тебя могут не понять, понять не так, посмеяться. И не нужно рассказывать другим, это сокровенные отношения, таинственные. В истории есть примеры, когда великие святые, такие как Симеон Новый Богослов, не были поняты современниками – мало кому по силам было оценить его глубоко личный мистический опыт.  

Можно ли с Богом поссориться?

– Многие думают, что отношения – это когда «все хорошо». Но ведь бывает всякое. Бывают периоды охлаждения, претензии, обиды, ропот, злость.

– Любой кризис в отношениях может быть переходом на новый уровень. А может и не быть. Все зависит от нашего выбора.

Один из наиболее сложных этапов в отношениях с Богом – равнодушие, привычка. У Клайва Льюиса в «Письмах Баламута» есть письмо, которое для меня самое важное, решающее. Это восьмое письмо, где Баламут говорит о том, что период «духовной засухи» делает человека ближе всего к Богу, когда человек в своей жизни что-то делает не потому, что он вдохновлен, но при отсутствии чувства вдохновения, радости и наличия утешений продолжает сохранять верность Богу, следует Его воле.

– А если не сохраняет? Если обижается, отходит, прерывает отношения?

– Вспомним притчу о блудном сыне. Бог всегда готов принять нас обратно. Мы грешим – Бог дает возможность одуматься и ждет. Ведь Он знает нашу немощь, знает, что чем дальше мы от Него ушли, тем нам труднее.

Правда, тут можно вспомнить вечный вопрос: а всегда ли будет у нас время для того, чтобы вернуться?

Бог прекрасно понимает изменчивую природу человека. Бог неизменен, но Он принимает человеческую изменчивость, снисходит к нам.  Но иногда Бог попускает испытание человеку и допускает его падение, чтобы он не совершил более страшных ошибок, испугался и одумался. И получается – человек согрешил, а Бог через этот грех ведет его к смирению и исправлению.

Или бывает, что человек не получает ответа на свою молитву. Просит, но ничего не происходит. У святого Августина есть слова, они меня в свое время очень вдохновили: «Вся жизнь христианина – это святое стремление. Ты пока не видишь еще того, к чему стремишься, но стремление делает тебя способным, когда придет то, что увидишь, принять его в себя. Бог промедлением увеличивает наше стремление, в стремлении же растягивает душу, растягивая душу делает ее способной вместить». Ведь нередко мы просим то, к чему внутренне не созрели, или то, что может быть для нас опасно, и Бог не дает нам это – и в этом Его отеческая любовь.

В любом случае, когда мы задаем вопросы, ответ прозвучит. Он может прозвучать не так, как мы хотели, не с тем результатом, и здесь от нас требуется опять же честность, творческое напряжение сердца – услышать не себя, а Бога.

Нет Евангелия для исихастов, оно для всех

– Вы говорили о мистическом характере отношений с Богом. Так может, это вообще так глубоко и мистично, что обычный человек, не подвижник, не исихаст даже думать об этом не может?

– У нас нет Евангелия для исихастов, подвижников и Евангелия для обычных людей. У нас есть одно Евангелие для всех. То, о чем мы с вами говорим, – отношения с Господом – обусловлены библейским откровением. Это то, что Бог о Себе открыл. В завет с Ним – а мы с вами в пространстве Нового завета – вступили не только исихасты и подвижники, но все люди.

Вспомним случай из «Отечника», как одного великого авву Бог послал к простецу, чтобы показать великому авве настоящую праведность. Иначе мы бы говорили, что и любовь, и верность в семье доступна только особому виду людей, а не всем. На самом деле всем – в меру каждого. Отношения с Богом у каждого могут быть уникальны и неповторимы, как уникален и неповторим сам человек, но складываются они во встречном движении друг ко другу. Так что от нас самих многое зависит.

miloserdie.ru