212
Пастырские встречи. О скорбях

Что такое скорби и почему неверно считать, что это только печали и горести? Как, подобно праведному Иову, с благодарностью принимать все, что посылает нам Господь?

 Иеромонах Лавр (Архипов) на Пастырской встрече посвятил много времени этой теме.

– Что это – «спасаться скорбями»?

– Скорби – это всё. Наши послушания – скорби. Наши болезни – скорби, вся ответственность, которая на нас лежит, тоже является нашими некими скорбями. Когда что-то неправильно делаем, скорбь на сердце. Но скорби нужно понимать не только в негативном смысле. Некие труды, послушания – все они в некотором смысле являются нашими скорбями. Для родителей их дети – скорби, но это не значит, что родители не любят своих деток. Очень любят. Но иногда бывает, что они приносят сильные скорби.

– Если монахи будут спасаться скорбями, значит, и простые миряне могут так спасаться?

– Конечно. У вас разве меньше скорбей? Тоже много. Только одно дело, когда человек принимает эти не зависящие от него обстоятельства жизни, проявляет смирение, как многострадальный Иов. От него разве зависело то, что с ним происходило? Нет, Господь попустил такое горе в его жизни. Но он что сделал? Смирился и говорил: «Господи, слава Тебе за все: и за печаль, и за радость». Вот и от нас очень многие скорби не зависят, здесь остается только одно: принять и понять, что это временно, потому что и жизнь наша временная. И потом, может быть, придет момент, когда мы будем вспоминать эти скорби и говорить: «Что за ерунда? И почему меня это так волновало?».

В Священном Писании Господь учит: упал, встаешь и идешь дальше, снова упал, снова встаешь и идешь дальше – так и спасешься. У нас зачастую вся жизнь и заключается в таких падениях и восстаниях. Господь, дай Бог, за наши труды вознаградит нас победой над той или иной страстью.

– Пожалуйста, поясните: как лучше преодолевать дьявольское поспешение? Из-за него лишние работы зря делаются.

– Господь нам отвечает в Евангелии: «Сей же род изгоняется постом и молитвой» (см.: Мф. 17: 21). Читайте Священное Писание, в нем есть спасение и в нем есть ответы на беспокоящие вас вопросы. Господь дал нам все в Евангелии и сказал, открыл карту, по которой мы должны идти с вами.

Читайте Священное Писание, в нем есть спасение и ответы на вопросы

– Господь Иисус Христос в молитве «Отче наш» обращается к Отцу (см.: Мф. 6: 9). Церковь учит нас молиться Триединому Богу: Богу Отцу, Богу Сыну, Богу Святому Духу. Вопрос: кто правильно учит нас молиться?

– Вы неправильно интерпретируете. Бог Триедин. Бог в Новом Завете открыл Себя в трех Лицах. Он Един, но является в трех Лицах: Бог Сын крестился от Иоанна Крестителя, Бог Отец дал Свой глас: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3: 17), – Бог Дух Святой почил в виде голубя на Сыне, Который крестился от Иоанна Крестителя. Об этом пишут все святые отцы, то есть это не теологумен (личное мнение святого отца), а consensus patrum. Не до конца Господь нам раскрывает тайну Троицы, сущность Божию познать невозможно, потому что мы ограничены своим умом. Бог – абсолют.
– Почему среди апостолов не было женщин? Почему девушек не берут в богословы и в семинарию?

– Почему среди апостолов не было женщин? Были равноапостольные, например жены-мироносицы, княгиня Ольга, святая Нина, особо почитаемая в Грузии. «Равноапостольная» – «равна апостолам», поэтому ваше утверждение не является истиной.

Почему девушек не берут в богословы? Например, в Свято-Тихоновском девушки спокойно учатся на отделении теологии – богословии, учении о Боге. Это то же самое богословие, только в гражданском языке, посредством греческого языка. Спокойно учатся, получают дипломы и являются теологами. Так что девушки изучают богословие. Только запомните, богословы – это не те, которые получили диплом богослова. У нас богословов немного: Иоанн Богослов – ученик Господа нашего Иисуса Христа, – Григорий Богослов, Иоанн Златоуст, Григорий Нисский. Богословы – это те люди, которые имеют особое, тесное общение с Богом, а не просто изучают теологию.

Почему не берут в семинарию? Опять же, ложное утверждение. При Троице-Сергиевой лавре в Московской духовной академии девушки получают образование, они становятся иконописцами, регентами, есть регентское отделение. Если вы имеете в виду семинарию в целом, то потому, что девушки не могут быть священнослужителями. Еще Бог установил так в Ветхом Завете, что священниками могли быть только мужчины, начиная с Аарона, брата Моисея. Господь так установил, не надо уже установленный Богом закон как-то пытаться исправить. При этом дискриминации здесь никакой нет. Среди женщин огромное количество великих святых. Прежде всего, Пресвятая Богородица. Каждый несет свое служение.

– Чем православие отличается от других Церквей? Стоит ли выбирать Церковь и веру или пустое?

– Человек – свободное существо. Пожалуйста, можете выбирать что угодно. Апостол Павел говорит, что все нам позволено, не все полезно (см.: 1 Кор. 6: 12). Чем православие отличается от других Церквей? Как православный человек, я отвечу: Православная Церковь истинная и хранит в себе обетование о спасении человеческой души. Как расшифровывается «православие»? Правильно славить Бога – то есть правильное почитание и учение о Боге.

Православная Церковь хранит в себе обетование о спасении человеческой души

– Требуется ли благословение священника на молитву по соглашению или допускается просто договоренность между молящимися? Молиться надо в определенный час или в течение суток?

– Лучше со священником все-таки переговорить, лучше со своим духовником. Взять благословение не из-за того, что мы пытаемся контролировать всех и вся, а потому что ваш священник понимает, берете ли вы на себя неудобоносимые бремена, не наваливаете ли вы на себя больше того, что можете понести. Он же вашу духовную жизнь знает. Как вы справляетесь со своим правилом? Как вы справляетесь с чтением Евангелия? Как вы вообще реализуетесь как христианин? Если человек не может справиться со своим дневным правилом утренним и вечерним, не читает Евангелие, а тут приходит и говорит: «Батюшка, давайте я еще по соглашению буду молиться», – священник скажет: «Знаете, Екатерина (допустим), вы наладьте свою духовную жизнь, а потом уже беритесь за другие подвиги». Потому у священника нужно брать благословение даже на молитву по соглашению, чтобы потом не сломаться. Взяли по договоренности, не посоветовались со священником, потом бросаете, вроде бы обещали, вроде бы тяжело, вроде бы не справляетесь, а уже полезли в кузов, назвавшись груздем. Здравомыслие должно быть и по совету со священнослужителем.

Могу ошибиться, но молитва по соглашению в большей степени проявила свою необходимость в эпоху Советского Союза, когда храмы были в большинстве своем закрыты, верующие преследовались и не могли в одном месте собраться большой какой-то группой, все это отслеживалось, и придумали эту молитву по соглашению. Очень хорошая была практика, но и условия были такие. Сейчас же мы можем спокойно собраться в храме либо в молитвенном каком-либо доме, часовне, то есть особо сейчас нужды в молитве по соглашению нет, но она очень полюбилась нашим христианам, нашим православным, здесь нет ничего плохого, хорошо, что договариваетесь, молитесь. Слава Богу!

– Имеет ли право священник отказаться от общения с мирянином, отказаться давать совет?

– Конечно. А почему мы не имеем права? Мы живые люди. В первую очередь, мы – монахи, которые стараются, наоборот, от мира уйти, но взяли на себя бремя священнического служения, и мы можем отказать и в духовничестве – это наше право. Готовы мы взять на наши плечи то или иное духовное чадо или не готовы?

– Если мирянин в каком-то вопросе не согласен с мнением священника?

– Ваше право. Вас никто не заставляет перенять мнение священнослужителя. Мы не принуждаем, чтобы вы согласились с нами. Пожалуйста. И вы свободны, и мы свободны.

– На ектении священник молится только за тех, кого в записке подают?

– Мы молимся за всех. Вы помните такие слова: «И всех православных христиан»? То есть всех, кто сейчас предстоит на молитве, за всех сродников и так далее. «Господи, и всех моих сродников, и всех, кто на моем жизненном пути встретился, всех православных христиан, тех, за кого меня просили, недостойного, помолиться». Когда отец Иоанн Кронштадтский не успевал все записочки прочитать (а у него каждая Литургия – это тысяча человек), он руки возлагал на них и говорил: «Господи, вот всех, кто здесь написан, пожалуйста, помяни. Спаси и сохрани».

«Господи, всех, кто здесь написан, пожалуйста, помяни»

– Могут ли православные совершать совместные молитвы с католиками?

– Это, конечно, очень опасно, до экуменизма можно дойти. Общаться можете, дружить можете. Все-таки мы стараемся помогать всем, но вот в вопросах вероисповедания, молитвы – лучше быть отдельно. Не надо совершать молитвы вместе, а уж тем более в таинствах участвовать.

– А если нет храма, кроме католического, вообще без молитвы оставаться?

– Если совершенно негде найти православный храм, сходите, посидите, помолитесь. Некоторые молитвы у нас схожие, гимнография в некоторых моментах. Зайти, помолиться, только не совместно. Мы тоже приезжали к святителю Николаю, совершали Литургию в костеле, где его мощи хранятся, но в этой Литургии не участвовали католики, участвовали только православные. Мы привозили антиминс и совершали на престоле православное богослужение. Но, опять же, совместной молитвы не было.

Сейчас Православная Церковь свобода и достаточно широко представлена во всем мире, не только на территории Российской Федерации, поэтому, я думаю, что, наверное, кроме мусульманских стран, проблем особых нет, чтобы найти Православную Церковь. Тем более не только Русская Православная Церковь существует, Православных Церквей больше 14, поэтому вы можете спокойно сходить в православный храм.

– Наследует ли душа Царствие Небесное, если тело кремировано? Ведь кремация – это не христианский обычай.

– Правильно вы сказали – это обычай. Да, не христианский. А вот христиане, которые, например, были сожжены заживо в храме во время татаро-монгольского ига? Что же, они не наследуют Царства Небесного? Это мученики. И не все сподобились христианского погребения. Поэтому в ответ на ваш вопрос скажу, что, во-первых, наследует душа либо не наследует Царствие Небесное – это только Судья, Господь наш Иисус Христос решает. А во-вторых, именно тип погребения никакого отношения к спасению души не имеет. Допустим, плыл христианин на корабле, корабль затонул – нет погребения достойного. Воин отдал свою душу за други своя, не найти его тела. Где оно? Неизвестно, где оно. Мы молимся, совершаем заочное отпевание, а тело не сподобилось христианского погребения. А если ничего подобного не случилось, родственники грех на себя берут, когда пренебрегают христианским погребением, а человек заповедовал, чтобы его похоронили как христианина. Нужно все-таки стараться по-христиански похоронить человека.

Иеромонах Лавр (Архипов)

monastery.ru