150

5 декабря – День волонтера. Откуда пришло в Россию это понятие, какова его история, как развивалось волонтерство в России и что сейчас думает о нем современная молодежь Сретенского монастыря? Попробуем разобраться.

Само слово «волонтерство» пришло в русский язык из французского (volontaire) со значением деятельности, которая совершается добровольно на благо общества без мысли о вознаграждении. Это понятие в Европе появилось еще в XVII веке. И изначально речь шла о добровольцах, отправляющихся на войну или на военную службу.

Расширение понятия волонтерства произошло в 1920 году, после Первой мировой войны. Случилось так, что выходцы из Европы, солдаты в отставке, по своему желанию и безвозмездно восстановили разрушенные во время войны фермы французов. В том же году образовалась старейшая волонтерская организация – Международная гражданская служба (англ. Service Civil International). Собственно, именно она поставила своей целью восстановить европейские города и деревни после войны. Таким образом, 1920 год – год официальной даты рождения движения волонтеров.

1920 год – год официальной даты рождения движения волонтеров

Когда же идея волонтерства проникла в Россию? Как и многое европейское, ее привнесла в русский уклад Екатерина Великая. Правительница создала сеть воспитательных домов для детей-сирот и незаконнорожденных младенцев, где и работали добровольцы. Уже к XIX веку большое развитие получили благотворительные союзы (вспомним дела женщин из рода Романовых, Юсуповых и прочих именитых фамилий). В 1802 году по инициативе Александра I было создано крупнейшее Императорское человеколюбивое общество. Основная его деятельность приходилась на просвещение и здравоохранение: в земских народных начальных школах преподавали на волонтерских основах учителя, а в земских больницах также без оплаты со стороны населения трудились врачи.

Свято-Троицкая община сестер милосердия была основана в 1844 году, туда входили монахини, которые стали первыми в мире сестрами милосердия. Во время Русско-турецкой войны 1877–1878 годов они пребывали на фронте и помогали раненым солдатам на добровольной основе. Чуть позже, к 1894 году, в Москве были созданы городские участковые попечительства о бедных: на них было необходимо собирать пожертвования, для чего и использовался труд волонтеров. К началу XX века в нашей стране действовало около 20000 попечительских советов для бедных, в которых также трудились добровольцы.

Во времена Советского Союза добровольцы требовались в основном на крупные всесоюзные мероприятия и субботники. В середине 1990-х волонтерством занимались общественные, некоммерческие, благотворительные организации.

В развитии человечества есть любопытная закономерность: человек становится человеком именно в деле помощи другому человеку. Это совершенно естественная потребность здоровой души. Обоюдная забота становится залогом выживания человека как вида во время войн, эпидемий, болезней, стихийных бедствий. Это одна из важных составляющих процесса эволюции. Как не вспомнить здесь пример из книги «Лучшая помощь из возможных» Айра Роберт Байок:

«Студент однажды спросил ученую-антрополога Маргарет Мид: "Что было самым ранним признаком цивилизации?" Он ожидал, что она назовет глиняный сосуд, точильный камень или, может быть, оружие. Маргарет Мид ненадолго задумалась, а потом сказала: "Сросшаяся бедренная кость". Бедренная кость – самая длинная кость в организме, соединяющая тазобедренный аппарат и колено. В обществах, лишенных достижений современной медицины, бедренная кость срастается приблизительно за шесть месяцев покоя. Сросшаяся бедренная кость показывает, что кто-то заботился о пострадавшем, охотился и добывал пищу, был с ним рядом, охранял его до тех пор, пока перелом не зарос. Мид объяснила, что там, где действует закон джунглей – правило выживания сильнейшего, – археологи не находили сросшихся бедренных костей. Таким образом, первый признак цивилизации – сострадание, выраженное в сросшемся переломе бедренной кости».

Человек становится человеком именно в деле помощи другому человеку

Полноценнее проживает жизнь тот, кто выходит за границы своего удобного существования и находит смысл в помощи другому.

Почему же просвещенному обществу важно иметь волонтерские организации? Зачем люди занимаются этим, хотя в процессе затрачивается временной, силовой, денежный ресурс? Основной причиной для большинства добровольцев является получение от этой деятельности того, что не приобретешь за какие-то финансовые вложения: это жизненные ориентиры, круг друзей-единомышленников, исцеление душевных увечий.

В Сретенском монастыре много возможностей стать добровольцем. Ребята объединяются, чтобы помогать детям из Михайловской школы-интерната, инвалидам из экономического колледжа, Свято-Софийского социального домика, помогают православным приходам в отдаленных уголках страны в проекте «Родная земля», занимаются с педагогами в проекте «Школа радости» и ездят в дома престарелых.

Мы спросили наших добровольцев о том, почему они начали заниматься добровольческой деятельностью и что она дает их душе? Вот их ответы:

Ольга:

«Когда меня спрашивают, зачем я занимаюсь волонтерством, я отвечаю просто: я не могу не заниматься волонтерством. Потому что я – могу. Многие люди не могут себе этого позволить объективно. У меня же есть потребность чем-то поделиться. Может быть, я не всегда могу помочь финансово, но могу помочь тем, что имею: временем, любовью, поддержкой, заботой».

Григорий:

«Волонтерство позволяет душе и сердцу открыться для любви».

Ксения:

«Для меня волонтерство – это про соработничество с друзьями, а волонтерские начала – не что-то принципиальное, а просто внешние условия встречи. По любви приходить на спевки нашего хора, участвовать в службах, петь концерты, ездить на Север, украшать храм к праздникам, помогать священникам, радовать местных жителей выступлениями… Я делаю то, что умею и люблю, – и здорово, что это пригождается людям».

Лев:

«Я стал волонтером, поскольку появился интерес к тому, как выглядит помощь больших организаций изнутри. Это была отличная возможность познакомиться с новыми, замечательными ребятами, побывать в разных уголках нашей Родины и проявить свои таланты. Ты можешь дать людям то, чем полон сам. Это спасительно для души, это полезно в плане расширения кругозора».

Елизавета:

«Я начала заниматься волонтерством еще в 15 лет. Однажды я была на Литургии в Кремле и увидела ребят в зеленых куртках, захотела узнать о них. Это оказались "Православные добровольцы", и на следующей службе я была уже в рядах "зеленых человечков". Потом мое волонтерство ширилось, появилось много других проектов, и в конечном итоге оно во многом определило выбор моей будущей профессии и университета.

Сейчас для меня самым интересным проектом является наша "Родная Земля". Это место, объединяющее людей, в котором можно реализовать свои идеи и побывать в самых разных уголках страны».

Дарья:

«Мое волонтерство началось с воцерковления. У меня тогда был позыв всех облагодетельствовать. Мне нравилось приезжать к детям в интернат, они очень отзывчивые на добро. Они делятся радостью и болью. Это общение нас всех облагораживало. От дела всегда было много радости, за эту радость можно было отдать многое: время, деньги, терпение в трудностях. Мы решали много общих проблем. Я думаю, христианство – это во многом волонтерство. Ты помогаешь тем, кому сложнее, чем тебе. Волонтерство как позыв души закрыть какую-то дыру в душе. В этих поездках познаешь себя».

Христианство – это во многом волонтерство: ты помогаешь тем, кому сложнее

Павел:

«Хочется быть полезным как обществу, так и Богу. Преумножать свои таланты. Как в притче про таланты: кто-то закопал, а кто-то смог преумножить. Плюс добродетель. Есть люди нуждающиеся, которым необходима помощь, как физическая, так и моральная. Бог дал мне больше, чем получается делиться. Мне кажется, мало просто благодарить Бога за это. Если можешь этим послужить, то должен не упускать этой возможности».

Мария Красникова

monastery.ru