122

Молитва – это наше общение с Богом, это то, чему мы учимся всю нашу жизнь.

Умение говорить с Создателем, умение слышать Его ответы на наши молитвы… Эта тема стала одной из основных на Пастырской встрече в кафе «Несвятые святые», которую провел иеромонах Лавр (Архипов).

– Угодна ли Господу молитва моя, если у меня период уныния и апатии?

– Богу угодна молитва сердечная, искренняя, а не вычитка правила, формальность. Перед Причастием пусть будет не всё правило, пусть будет меньше, но качество будет лучше. Действительно осознанная, сердечная молитва, обращенная к Богу. Такую молитву Господь от нас ждет. И лучше, если вы благоразумно заранее начнете готовиться ко Святому Причащению.

Уныние и апатия… Как раз в таких состояниях и нужно к Богу обращаться. Да при любых искушениях, которые с нами происходят, мы только одного Утешителя имеем – Бога. Нас так, как Бог, не утешит никто на земле, поэтому всегда обращайтесь к Нему.

При любых искушениях мы только одного Утешителя имеем – Бога

– Когда Господь любит человека, Он его наказывает. А когда у человека все спокойно и ровно, Господь оставил его?

– Нет. Во-первых, я не знаю человека, у кого все ровно и спокойно, все время у кого-то какие-то испытания есть. Но если вы считает, что у вас все ровно и спокойно, то благодарите Бога.

Что значит «Бог наказывает»? По сути, в большей степени мы сами себя наказываем. Дело в том, что, совершая грех, мы сами отрекаемся от Бога и лишаемся Его покровительства, Его защиты, потому что отходим от этого Живительного Источника. А если мы лишаемся Источника Жизни, Источника подлинных знаний, Источника добродетелей благодати, то и к нам подступает некая другая сила, которую мы именуем сатаной или бесами. И уже хотим мы или не хотим, все равно мы будем находиться под их властью, и они уже будут нами крутить. А мы, к сожалению, по своему неразумению и затуманиванию нашего ума будем им потакать, думая, что потакаем сами себе. Не думайте, что если у вас все ровно, то вы прокляты Богом, но радуйтесь и веселитесь.

Если испытания, тоже не думайте, что Господь вас наказывает таким образом, Господь зачастую попускает нам… Есть понятие воли Божией, а есть – попущения Божьего. Попущение заключается в том, что человек был создан свободным. С любым решением, которое сам человек принимает, Господь смиряется и попускает свершиться даже самой злой человеческой воле. Но все равно Он старается даже в этом страшном состоянии вразумить человека через события, через какие-то встречи. Не Бог наказывает, а человек сам себя.

И что значит «любит Бог»? Неужели кого-то Бог не любит? Конечно, Он всех любит.

– Читаю утренние и вечерние молитвы, иногда Иисусову молитву, но почему-то от этого становлюсь только еще более раздражительным, нервным, злым. Как же так? Молитва же должна приучать к любви Божией, что же делать?

– Бывают искушения всякого характера, и во время молитвы тоже. Посмотрите, какого качества ваша молитва. Действительно ли это обращение к Богу, либо вы просто вычиткой занимаетесь? Конечно, вычитка утомляет, и человек мучается в этом состоянии. И если вы действительно разговариваете с Богом, как с другом, собеседником, которому вы рассказываете все ваши чаяния, боли, переживания и страхи, Господь утешает. Такая молитва желанна, такая молитва настоящая. Не пугайте себя долгими молитвами, пусть они будут короткими, но настоящими.

Не пугайте себя долгими молитвами, пусть они будут короткими, но настоящими

– Не хочешь скорбей – не греши, хочешь – кайся, не каешься – терпи скорби. Это так работает?

– И праведники скорби терпят. Давайте системно: не хочешь скорбей – не греши. Скорби не всегда приходят, когда человек грешит. Помните, когда Господь проходил мимо слепого от рождения и ученики спросили его о том, кто согрешил: родители либо он, Господь ответил, что не он и не его родители, но это попущено для того, чтобы явилась на нем слава Божия (см.: Ин. 9: 2).

Любой грех отлучает от Бога. Куда еще страшнее?

Грешишь – кайся, с этим поспорить даже не могу. Да, действительно каяться нужно. Иногда приходится терпеть, просто терпеть. Порой Господь попускает такие состояния. Человек – существо очень сложное. Когда у него все хорошо, он не обращается к Богу. Даже мы не пришли в храм из-за того, что у нас все хорошо и замечательно. Зачастую приходим именно из-за скорбей. Да, надо терпеть. А старость – это не скорби? Скорби. Но что тут поделаешь? Надо терпеть. Болезни – это не скорби? Скорби. По нашей причине или не по нашей, последствия греха либо первородного, либо нашего личного. Приходится терпеть. Но терпением нашим спасаем души наши (см.: Лк. 21: 19).

– Если при воспитании детей мы по глупости, легкомыслию и так далее совершаем ошибки, исправит ли их Бог, если я молюсь?

– Господь всегда исправляет наши ошибки. Но ответственность за детей на нас. Когда дети достигают определенного возраста, они становятся неуправляемы. Если вы упустили момент, когда из ребенка, как из глины, можно было бы слепить достойного христианина и гражданина собственной страны, то, конечно, остается только молитва.

Поможет ли нам Бог? Поможет. Просите и поверьте, Господь поможет. Но не думайте, что помощь Его придет именно так, как вы хотите, она может быть другой. Но будет лучше, нежели мы даже ожидаем.

– Как справиться со страхом внезапной смерти?

– Это маловерие. Если мы доверяем Богу, страх смертный постепенно уходит. Люди боятся смерти, я видел это и среди юных, и среди пожилых, и среди неизлечимо больных. И, наверное, лишь этот страх, помимо страха Божьего, удерживает нас от каких-то необдуманных поступков в жизни, напоминая, что мы не вечные в этом мире. Святые призывают: вспоминайте час смертный. Если вы живете с Богом, находитесь в общении с Ним, поверьте, и смерть вами обладать не будет. Господь – победитель смерти, Он воскрес. Как избавиться от страха? Наверное, только Господь может нас избавить от него. Приносите Ему молитвы, просите Его о том, чтобы утверждал вас в доверии ко Творцу.

– Что такое христианская смерть?

– Это смерть, когда мы к ней подготовлены. Хотя мы всегда должны быть готовы, каждый день, понимая, что этот день может быть последним. Готовы всегда: в чистоте ума, в целомудрии.

– Как не бояться бесов, дьявола? Они же страшные и сильнее человека.

– Поверьте, Господь – наш защитник. Есть молитва Кресту Животворящему. Если вам страшно, обратитесь к Богу. Поверьте, по сравнению с Богом бесы – пыль. Ничего они нам сделать не могут, ничего, если мы с Богом.

Бесы ничего нам сделать не могут, если мы с Богом

– Какой пример в жизни священнослужители должны показывать мирянам?

– У нас пример один – это Господь. Пресвятая Богородица, конечно. Их жизнью и руководствуйтесь. И миряне, и священнослужители, и монахи должны следовать примеру Бога. Мы все ошибаемся. И не делайте из священнослужителей либо монахов пример для подражания, а вот святые могут им быть. Если вы, изучая Священное Писание, понимаете, что батюшка не совсем прав и нарушает Священное Писание, конечно, это печально. Но осуждать не надо, потому что каждый из нас все-таки со своими страстями борется. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Руководствуйтесь Священным Писанием и святоотеческой письменностью, а со священником, с духовником живите по совету».

– Как не осуждать в момент? Как и на что заменить эту мысль осуждения?

– Сам задаюсь этим вопросом. Это очень тяжело. Что нужно делать? Подавлять себя и заменять в сознании своем мысли осуждения на молитву: «Господь, умири в сердце огонь и вспышку эту». Нужно молиться! Только молитва и обращение к Богу поможет, а также нужно себя понуждать и поругать.

– И так всю жизнь?

– Бороться с грехами до конца. На иконе «Лествица» лестница к небесам ведет и люди по ней поднимаются, а бесы пытаются скинуть. А наверху Божьи руки, которыми Он принимает тех, кто дошел до конца. Вот эта лестница – символ нашей жизни. Мы карабкаемся-карабкаемся, а когда-то нас стягивают бесята, либо мы сами по своей глупости падаем на первую, на вторую, на десятую ступень. Опять начинаем карабкаться. И так всю жизнь. Потому Господь говорит о горячности веры, говорит о том, что Царствие Небесное нудится, то есть нужно понуждать, заставлять себя, иногда и поругать себя нужно. Силою берется Царствие Небесное, неустанно повторяю это и говорю, что приходится применять к себе силу (я имею в виду силу воли).

– Можно ли в метро читать каноны ко Причастию?

– Это очень часто встречающийся вопрос. Можно ли молиться в метро, в общественном транспорте, в путешествиях, на кораблях? Молиться можно везде. Святые подвижники постоянно находились в молитвенном состоянии, и во сне их губы шептали Иисусову молитву.

Молиться везде можно, но дело в том, что настоящего молитвенного состояния такого мы можем достигнуть только тогда, когда погрузимся всем своим умом в слова молитвы. Когда ребенок увлечен рисованием, сбором конструктора, чтением, он полностью туда уходит и даже теряет способность слышать. Мама зовет сына обедать, а он не слышит. И такие состояния, наверное, у каждого из нас были. Это правильное состояние в молитве, когда мы полностью погружаемся.

Входить в такие состояния нужно в безопасных условиях, то есть у себя дома, где мы можем уединиться. Если вы в такое подлинное молитвенное состояние войдете за рулем, это может создать аварийную ситуацию. И поверьте мне, так делать не нужно.

– В Пятидесятницу апостолы приняли Святого Духа. Сейчас люди принимают Святого Духа в Крещении, а до Пятидесятницы люди как-то принимали?

– Личная Пятидесятница у каждого совершается во время Миропомазания, которое следует после таинства Крещения. Когда апостолы крестили кого-то, они возлагали руки на вновь крещенного. Во время этого возложения рук снисходил Святой Дух на крещенного и преподавал дары Духа Святаго. Они разнообразны: это и искренняя вера, и чистое сердце, и зрение будущего, и воскрешение мертвых, и говорение на разных языках, что мы видим в апостольских деяниях. Это и нам все дается, и Святой Дух на нас снисходит во время Миропомазания. А кроме даров Духа Святаго есть плоды Духа Святаго. Плоды мы уже должны реализовать. Нам семечко посеяли, мы должны вырастить это деревце, поливать обильно своими добрыми делами и уже плоды принести. Ведь источником всякого благодеяния является только Бог. Если мы вступаем с Ним в общение, как из источника пьем живительную воду, то мы приобретаем то, что потеряли Адам и Ева, – подобие. Образ Божий мы не потеряли, а вот подобие растеряли. Что значит подобие? Помните такие слова: «Бог стал человеком, чтобы человек стал Богом»? Вот это богоподобие мы должны приобрести. Тогда реализуем те дары Духа Святаго, которые в нас посеяли во время Миропомазания.

Иеромонах Лавр (Архипов)

monastery.ru