137

Подвижники XX века о добродетели терпения.

Преподобный Алексий Зосимовский (Соловьёв):

Нет ничего удивительного, что ты страдаешь. Это нужно, чтобы понять страдания других. Терпи. Христос, будучи безгрешным, терпел поношения от твари, а ты кто такая, чтобы не страдать? Знаешь ли ты, что душа очищается страданием; знаешь ли, что Христос помнит тебя, если Он посещает тебя скорбями?

Протоиерей Валентин Амфитеатров:

Христос возлюбил грешников и грешниц. С ними Он жил, с ними беседовал; очищал, укрощал их души; учил, смирял, обличал, успокаивал и терпел. Все наши немощи, все слабости наши Господь наш Иисус Христос берет на Себя. Подражая Христу, мы должны запасаться терпением и переносить недостатки ближних.

*

Один из учителей Церкви, размышляя о спасении людей, говорил: «Неужели для спасения людей мало того, что Спаситель принял плоть человеческую и претерпел за них страдания и распятие? Но нужно еще, чтобы и сами люди претерпевали страдания и несли кресты».

*

«Хвалимся в скорбех, ведяще, яко скорбь терпение соделовает, терпение же искусство, искусство же упование: упование же не посрамит. Яко любы Божия излияся в сердца наша Духом святым данным нам» (Рим. 5: 3–5)

Апостол Павел благожелал, чтобы мы не были нетерпеливыми и малодушными при скорбях и утратах семейной и общественной жизни, которые не отнимают у нас внутреннего счастья, если мы их терпим в духе учения Иисуса Христа, по примеру, данному Им и Его апостолами. От терпения же происходит опытность. Опытность дарит нам надежду.

*

Терпение – величайшее достоинство в человеке. Научившиеся терпеть имеют твердость характера, владеют неоценимыми качествами осмотрительности, осторожности и великодушия. Терпение приобретается скорбями, поэтому скорби не должны нас смущать. Если нет скорбей, то нет и случаев приобрести терпение.

*

Когда Иисус Христос видел неповинных страдальцев, ненавидимых, гонимых, обманутых, покинутых, не имеющих крова, Он говорил им в утешение одно: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк. 21: 19). Те, которые вдумывались в Его слова, видели в них великую отраду, несли иго жизни благодушно.

*

В наше время скорби угнетают многих. От них нигде не спасешься, не убережешься. Они проникают и в бедную хижину, врываются и в чертоги, созидаемые роскошью. Льются невольные слезы, со всех сторон слышатся сердечные вопли. Но не будем ни роптать, ни злиться, ни впадать в пороки; не уступим ни одной пяди своих христианских убеждений, не падем при искушениях, но скажем, подражая словам апостола: «Мы, ученики и последователи Христа, хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение».

*

Внимая апостольскому учению о скорбях, терпении и надежде, возьмем из него для себя правила в руководство. Апостол Павел желал, чтобы последователи Иисуса Христа хвалились скорбями. Поэтому мы, если и не имеем столько великодушия и мужества, чтобы почитать за счастье терпеть скорби, встречающиеся на пути спасения, по крайней мере будем стараться встречать их без смущения, с благодушием, с искренней готовностью переносить их ради Христа, нашего Спасителя.

Схиархимандрит Тихон (Агриков):

Смиренный и в счастье не надмевается, и посреди самых тяжелых бедствий не падает духом, но с терпением и покорностью предается воле Отца Небесного. Мы с вами именуемся словесными овцами стада Христова, а овца, как вы знаете, отличается кротостью, незлобием и терпеливостью.

*

Мы живем на земле и как бы плывем по бурному житейскому морю. И волны этого моря порой так свирепы, так велики и грозны, что кажется, ничто их не укротит. Тяжело и опасно плавание по морю природному, несравненно тяжелее и опаснее плавание по морю житейскому. Как волны, на нас обрушиваются всякие невзгоды, опасности, притеснения или непонимание людей, ссоры, клевета, неурядицы. И все это удручает, лишает нас радости и покоя. Вот святой апостол увещает христиан жить со всяким смиренномудрием и кротостью и долготерпением, снисходя друг ко другу любовью. Так ли мы живем? Есть ли у нас в жизни эта дивная гармония взаимной любви и терпения?

*

Мы вот все жалуемся, что нам трудно, ни один не скажет, что ему легко. Мы ропщем, оправдываемся, обвиняем других, ищем спокойствия. Но все тщетно, если сами не будем смиряться, терпеть, а терпение без смирения не бывает.

Как же нам смиряться?

Святой апостол учит побеждать зло добром. Ведь как у нас бывает в жизни: нас заденут – мы готовы побить человека; нам слово скажут – мы в ответ десять… И так во всем. Отсюда все неурядицы, ссоры и прочее. Но попробуйте смириться, хотя бы раз промолчите, и ссора не вспыхнет. Нас обидели незаслуженно, мы мучаемся и переживаем, но смиритесь, простите, и в душе у вас водворится мир и тишина. Господь любит всякую смиренную душу. Предоставьте Господу свою защиту и оправдание. «Смиритесь пред Господом, и вознесет вас» (Иак. 4: 10), – говорит святой апостол Иаков.

*

Блажен, кто приобрел смирение. Оно примирит его с самыми тяжелыми условиями и жизненными испытаниями. Оно сделает жизнь легкой и радостной. Оно умертвит страсти. Вместе с ними душа сбросит с себя всякую земную привязанность, поднимется выше своих грехов, выше скорбей и воспарит на самое небо.

*

Один человек спросил старца: «Почему я ослабеваю душой, теряю ревность к подвигу, ко спасению?» «Потому, – отвечал старец, – что ты не видел ни ожидаемого успокоения, ни будущего наказания. Если бы ты помнил об этом, то все бы терпел и никогда не ослабевал бы духом. Мысль о вечности должна направлять все наши дела и поступки, желания и мысли, как штурвал направляет корабль к тихой пристани».

*

Дорогие мои, как хотелось бы, чтобы мы, неплодные душой, принесли бы наконец добрые плоды добродетелей, чтобы мы взялись наконец за возделывание своего сердца, чтобы оно произрастило святые благоуханные плоды смирения, чистоты, терпения, кротости, молчания…

Архимандрит Серафим (Тяпочкин):

Чем я лучше других? Что всем было, то и мне. Я рад, что Господь сподобил меня пострадать вместе с моим народом и потерпеть сполна все скорби, которые не единожды выпадали на долю православных. Всю свою жизнь я благодарен Богу, что никогда не оставался в стороне от трудностей тех лет… Горе и лишения, которые происходят с нами, надо принимать как милость от Бога.

*

Нужно больше доверять Богу, а то все сам да сам. Тяжело ведь самому. Поверь, Господь все устроит. А ты мешаешь только. Проявляй терпение.

Архимандрит Кирилл (Павлов):

Научитесь, дорогие, быть терпеливыми во время посещающих нас скорбей, которых бывает так много. Стремитесь уповать на Господа Бога и в надежде на Него черпать силу и мужество к безропотному перенесению разного рода скорбей и неудач житейских. Какими бы тяжкими ни были скорби, сколько бы времени они ни продолжались, верь, что Господь может тебе помочь и рано или поздно облегчит твои страдания, если только будешь иметь твердую, непоколебимую надежду на Его милосердие. Господу все возможно, и Он может в одно мгновение переменить твою скорбь на радость.

Действительно, скорби и беды порой не под силу понести человеку, и мы из-за своего малодушия и нетерпеливости нередко теряем упование на милость Божию, плачем и ропщем, говоря: «Терплю я и молюсь, но Господь не видит моих слез», – и уже начинаем впадать в отчаяние. Вот насколько мы порой малодушны! Пример терпеливого перенесения своей болезни расслабленным да послужит назиданием каждому из нас.

*

Мы иногда желаем, чтобы наши прошения и молитвы тотчас же исполнялись, не помышляя о том, что Бог лучше нас знает, что для нас полезнее и когда подать нам утешение. Мы плачем, стонем, называя себя несчастными и как бы невинно страдающими всю жизнь, не вспоминая наставления Господня апостола: «Господь, кого любит, того наказывает; бьет же всякого сына, которого принимает» (Евр. 12: 6).

Через перенесение скорбей и телесные страдания Господь врачует нашу душу, приготовляя ее к будущей жизни, научает нас смирению и нелицемерному упованию на Его милость. Посещение скорбей ясно свидетельствует о том, что Господь в это время обратил на тебя особенное внимание. Он хочет умудрить тебя во спасение, дает тебе возможность показать Ему, насколько ты богат верою, надеждою и любовью – этими существенными христианскими добродетелями, без которых человеку невозможно войти в Царствие Небесное.

*

Скорби – это наши учителя, они научают нас терпению, опытности и искусности.

А мы вот этой-то чудной силы не хотим в себе воспитывать, и даже когда Господь Сам по Своему человеколюбию решается возрастить в нас ее, эту силу, то мы и тогда ропщем на Него, плачемся на судьбу: зачем она требует от нас напряжения, усилия, заботы и труда непосильного. Не зная того, что своим малодушием мы существенно мешаем благодати Божией помогать нам. Мы становимся ни на что не способными, не умеющими воспринять в себя эту благодать, которая требует от нас решимости в отдании себя в волю Господню.

*

Скажем словами святого апостола Иакова: «Долготерпите и вы, укрепите сердца ваши» (Иак. 5: 8). Жизнь свою предоставьте воле Божией. Верьте: Господу лучше нашего знать, когда Ему призреть на нас, а когда и отвратить от нас пречистое лицо Свое. И что бы ни случилось в жизни, почаще взывайте: «Упование мое – Отец, Прибежище мое – Сын, Покров мой – Дух Святый, Троице Святая, слава Тебе!»

Подготовила Александра Калиновская

monastery.ru