88

Мы иногда на духовника своего ропщем, что гоняет нас. А это не он гоняет, а Господь Своей любовью дает человеку уроки смирения. Поверьте, это все милость Божия к вам из рук Божиих. Господь так милостиво и любяще человека ведет к Себе неведомым нам путем.

Что такое душа и как она соотносится с телом? Куда уходит душа после нашей смерти и почему так важно нам стяжать Божественную благодать? На этой пастырской встрече ответы на непростые вопросы давал иеромонах Лука (Ауле).

– Семилетний ребенок спросил меня: «Что такое душа?» Я понимаю, но ребенку не смогла объяснить.

– Наверное, пока он ребенок, можно сказать, что душа – это мы сами, люди. Но нужно добавить, что душа отличается тем, что она бессмертна, имеет начало и не имеет конца – смерти она не имеет. Наверное, так. А как понять, что такое душа? Душа – она же невидима, мы сами есть душа, потому что душа пронизывает каждую клетку нашего физического тела. И если души не будет в клетке, то клетка погибает, она дальше не может развиваться, не делится, и жизни в ней нет. Вот и все.

– А как душа согласуется с совестью, совесть – это весть Божия?

– Я в свое время писал работу по исследованию души по трем силам и очень хорошо изучал практически каждую силу души. Совесть – это составляющая ума, это то, что вкладывается Богом в творение души, в частности в ум, потому что совесть в уме человека. И страшно потерять совесть. Когда это происходит, человек терпит очень большие падения и поражения. Сначала поражения духовные, а затем, после этих духовных поражений, будут поражения уже самого физического тела. Зачастую человек, когда теряет целостность, то есть свое целомудрие, начинает болеть. Болезни Господь по разным причинам попускает, это особый Промысл о каждом человеке. Бог попускает болезни прежде всего для нашего спасения и для нашего духовного совершенствования. Но бывает, что человек очень сильно грешит, и Господь ему попускает болезни, чтобы человек не погиб до конца, а, заболев однажды, осознал свою греховность и у него были силы на покаяние. Когда человек осознает, что он согрешил, ему очень хочется каяться пред Богом, и, соответственно, меняется вся жизнь. Бывало даже и такое, что, когда человек приносил очень глубокое покаяние за свою жизнь, Господь даровал ему исцеление.

– Что такое хула на Бога?

– Это прежде всего отрицание Бога. Хула на Бога – это отвержение Его как Создателя.

Иудейская церковь – пример хулы на Духа Святаго. Когда пришел Господь и Его не только отвергли, но еще и распяли и убили. Вот вам пример хулы на Духа Святаго. Его отвергли как Бога и предали Его позорной смерти. Это хула на Духа Святаго, которая не прощается.

– Батюшка, что вы скажете человеку, который причащается от двух Чаш? К одной подойдет, а потом сразу к другой.

– Это смертный грех, страшный смертный грех. Ни в коем случае этого делать нельзя. Человек за литургией причащается только один раз в сутки, не два. Литургия у нас всегда служится одна в сутки. Почему? Потому что Господь причастил Своих учеников за Божественной Трапезой один раз. И мы знаем, что священник не может служить за одни сутки две литургии, он так же смертно согрешит. И еще: священник не может служить вторую литургию на одном престоле в один день. Когда во Владимирском соборе мы служим и раннюю литургию, и позднюю, всегда есть приставной престол. Служится одна литургия на одном престоле, на одном антиминсе, а вторая литургия – поздняя, на другом престоле и на другом антиминсе. То же самое и с Чашей. Это все очень серьезно.

– А если сегодня причащался, на следующий день причащаться можно?
– Да. И можно, и нужно. У нас такое бывает, когда несколько дней подряд такие праздники большие. Например, мы вспоминаем батюшку Серафима Саровского 1 августа – как не причаститься в этот день? Мы живем его святыми молитвами. Это наш современник, которого мы все любим. А на следующий день вспоминаем пророка Илию – а как на пророка Илию не причаститься? И, думаете, кто-то скажет, что нужно не причащаться?

Но каждый день без благословения духовника не стоит. Это все опасно.

– Православие призывает не бояться экстрасенсов, но знаю случаи, когда православные не выдерживали нападок. Стоит ли относиться с осторожностью?

– Я в свое время не от экстрасенсов пострадал, а от эзотерики, поэтому я как никто знаю, что это такое и насколько это страшно и опасно. Но скажу одно: пренебрегать экстрасенсами и в том числе ведьмами и колдунами, считать, что их не существует и это ложь, не надо. Они есть, и на людей действуют бесы, и когда люди живут вне Церкви, вне Бога, вне Таинств святых, то еще большее бесовское влияние на себе они ощущают. Я всегда говорил, говорю и буду говорить, что Господь попустит нам ровно столько, сколько есть Его воля. Не больше и не меньше. Если есть Божие попущение человеку за его грехи, за его какое-то заблуждение, то он может пострадать от экстрасенсов, колдунов. От чего он начинает страдать? От того, что оставляет его Божественная благодать. Попущение Божие – это прежде всего ситуация, в которой Божественная благодать оставляет человека. В этом случае он остается без защиты, и эта сила тогда полностью действует на человека, полностью его порабощает и мучает. Это и называется беснованием, когда Господь отходит от человека своей благодатью и не хранит его, но не полностью. Если полностью Бог от человека отойдет – человек погибнет мгновенно. Защита от колдунов и экстрасенсов – это твердое упование на Бога и жизнь в Боге по евангельским заповедям. И Господь Своей благодатью нас сохранит от этих страшных уз демонов.

Господь попустит нам ровно столько, сколько есть Его воля. Не больше и не меньше

– Можно ли несколько раз исповедоваться в одном грехе, в котором уже исповедовался, не совершал больше, но хочется исповедоваться в нем еще?

– Есть грехи наши повседневные: осудил, злословил, гневался, клеветал. Их мы исповедуем. А если был совершен грех блуда, например, за который отлучают от Причастия, его нужно исповедовать и вновь о нем священнику не говорить. О состоянии, когда вам после греха еще тяжело, один из святых отцов говорил: разбойник, который был на кресте по правую сторону, хотя Господь и простил ему все грехи, еще пострадал и помучался на кресте. Очистился этими страданиями. Поэтому, когда человек, бывает, искренне исповедует грехи, а его они еще жгут, то это и есть страдания, которые человек претерпевает за эти грехи. Если не духовник дает епитимью, то тогда епитимью дает Господь, а у Господа епитимьи намного сильнее, поэтому лучше епитимью получить от духовника, например, особое молитвенное правило, и Господь тогда призрит и не накажет так сильно. За послушание духовнику, за то, что человек его слушается, претерпевает. Мы иногда на духовника своего ропщем, что гоняет нас. А он гоняет нас ровно столько, сколько ему дает Бог, ровно столько и не больше. Это не он гоняет, а Господь Своей любовью дает человеку уроки смирения. Поверьте, это все милость Божия к вам из рук Божиих. Господь так милостиво и любяще человека ведет к Себе неведомым нам путем.

– Что происходит с душой, когда она уходит в вечную жизнь? Где она находится? Я знаю, что она ничего не может делать до Второго Пришествия, до суда Божия, мы только можем молиться о душе. Есть же мнение, что бабушки и дедушки о тебе молятся. Как на самом деле?

– Человек у нас двухсоставный: в нем есть душа и тело. Мы можем это составное дробить бесконечно, можно и трехсоставное сделать: дух, душа, тело. Можно сделать четырехсоставное: ум, дух, душа, тело. Насколько мы познаем наш духовный мир, настолько мы можем подробить и усложнить. Святыми отцами признано, что основное – душа и тело. Тело присуще миру физическому, а душа присуща миру духовному, и отличие физического тела от души в том, что оно имеет рождение и смерть. А душа имеет рождение, но не имеет смерти: она бесконечна, она однажды создается Богом и живет вечно, больше не имеет смерти. Но душа может переходить из одного состояния в другое. Это состояние и есть некое определение, которое является тайным для нас всех. Когда человек умирает, он переходит в мир иной и в иное существование своей душой. Есть целое учение Святой Церкви о том, что с душой происходит в мире ином. Если душа уходит и с ней Божественная благодать, то такая душа легко пройдет мытарства: Божественная благодать ее сохранит. И только с ее помощью душа способна выдержать эти все скорби и испытания, которые ждут ее после смерти. Душу ожидают четыре основных испытания, об этом пишет святой преподобный Никодим Святогорец. Первое – это страх, второе – колебание в вере, третье – усомнение в Боге и четвертое – тщеславие, когда душу начинают хвалить. Когда один из святых отцов, по-моему, это был Макарий Великий, вышел из тела, и проходил мытарства, и был уже практически у врат рая, бесы ему снизу орали: «Макарий, ты спасся. Поздравляем тебя, Макарий!», – а он в ответ сказал: «Не знаю, я еще не вошел во врата». Настолько он был смирен и настолько не тщеславен. Что такое колебание в вере? Бесы устрашают душу и пытаются ей внушить, что нет Бога. В этом случае, когда душа такое претерпевает, она может поколебаться и согласиться, тогда она тоже низвергается в ад. И бывает, что бесы начинают устрашать душу видимым образом, они являются ей в виде чудовищ, а бывает, что бесы начинают клеветать и говорить душе о тех грехах, которые она даже не делала, и если душа не тверда в духовном пути и не находится в Божественной благодати, то она может убояться, принять эту клевету на себя и, соответственно, может быть уловлена в места адские. Святитель Игнатий (Брянчанинов) в «Слове о смерти» очень интересно и очень много пишет о том, что происходит с душой по смерти. Основной тезис: душа при жизни должна приложить все усилия для того, чтобы стяжать Божественную благодать, которую она и сохраняет по выходе из тела.

Душа при жизни должна приложить все усилия для того, чтобы стяжать Божественную благодать

– Может ли монахиня в миру не быть привязана к монастырю?

– Когда мы говорим о монашестве, все зависит от того, в какое мы живем время. В период гонений на Святую Церковь, когда закрывают монастыри и храмы, вполне допустимо монашество в миру, когда тайный постриг принимают, живут где-то по домам, творят свои правила. Но всегда нужно помнить одно: у любого монаха или монахини должен быть наставник и духовный отец. Если таковой существует, то это уже в какой-то степени монашество. Монах – от слова monos, «один», то есть он должен быть уединен и жить аскетично.

Если мы берем историю монашества, то первые монахи откуда появляются? Это были пустынножители, все те, которые хотели подвижнической жизни, хотели более глубоко исполнять евангельские заповеди. А в жизни в обществе, даже в христианском обществе, в той или иной степени присутствует праздность, которая им мешает. Такие благочестивые христиане, как правило, удалялись в какие-то пустынные места и там более глубоко предавались исполнению евангельских заповедей, в том числе молитве и постам. И со временем такая уединенная жизнь приобрела некую официальную форму такой отшельнической монашеской жизни. Отсюда и пошло, что монах один.

И в более поздние века, примерно к X веку, появляется общежительный устав. Он зарождается на Востоке и в Азии, в Малой Азии. Это уже институт монашества как таковой.

Быть монахиней в мире возможно, но, в общем-то, монах должен жить в монастыре, и даже есть такая поговорка: «Монах без монастыря – это что? Это рыба без воды».

Почему живет монах в монастыре? Потому что в монастыре созданы особые условия: это прежде всего послушание – отсечение своей воли, послушание своему игумену и предание своей воли воле Божественной. Этим механизмом более всего в человеке происходит изменение, то есть умиротворение духа.

– Отпевают ли мирян в монастыре полным чином?

– Мы по-другому и не отпеваем. Мирян отпеваем не часто, но наших прихожан, наших чад, кто умирает, конечно, отпеваем в монастыре с благословения игумена. Потому что были нашими прихожанами, где их еще отпевать? Конечно, здесь, у нас в монастыре. Чин отпевания настолько красивый, настолько удивительным создали святые отцы этот чин, поэтому что-то убирать оттуда… Насколько я знаю, на приходах его несколько сокращают, но их тоже можно понять, потому что там целый поток, по два и три отпевания, а если им потом надо ехать соборовать и причащать кого-то там на дому, и венчать, и многое другое... Естественно, что время ограничено, и, если они будут полностью так все по чину соблюдать, конечно, они просто будут не успевать. Батюшки бывают очень загружены от прихода.

– Что такое вера?

– Я процитирую апостола Павла: «Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом» (Евр. 11:1).


Иеромонах Лука (Ауле)

monastery.ru

 

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15