205

В православной литературе часто можно встретить выражение «плоды Святого Духа». Такими плодами называют, например, любовь, радость, милосердие и даже саму веру. Но при чем здесь Дух и Его плоды? Разве все это не личные свойства отдельного человека, которые он сам в себе развивает? И вообще — Кто такой Святой Дух?

01

Кто такой Святой Дух?

Святой Дух — третье Лицо Святой Троицы. Библия говорит о едином Боге и резко отвергает представление, будто бы богов много. Однако та же Библия дает нам основания утверждать, что Бог триедин: един по существу и троичен в Лицах. Священное Писание ясно говорит об Отце как о Боге, о Сыне как о Боге и о Святом Духе как о Боге. Господь Иисус посылает апостолов крестить все народы во имя Отца и Сына и Святого Духа (Мф 28:19).

02

В чем роль Святого Духа?

В ночь перед распятием в прощальной беседе с учениками Господь говорит: Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16—17). Святой Дух вечно пребывает с Церковью, которую основал Христос. Как и обещал Спаситель, Он наставляет нас на всякую истину (Ин 16:13). И производит в христианах то, что называется «плодами Святого Духа». Эти плоды перечисляются в Послании святого апостола Павла к Галатам: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал 5:22-23). Итак, Дух Святой наставляет нас в истине и дает дары, помогающие нам жить в этом мире по-христиански.

03

Но разве эти дары — не черты характера самого человека?

Конечно. Но действие Святого Духа как раз и проявляется в перемене характера. Как сказал о своем обращении ко Христу святой князь Владимир — Креститель Руси: «Я был зверь, а стал человек». Святой Дух меняет наши желания, предпочтения и привычки, просвещает наш разум и дает воле правильные ориентиры, так что мы начинаем проявлять эти плоды в своей жизни. Святой Дух входит и действует в нас через нашу веру во Христа, которая проявляется в молитве (как личной, так и общецерковной), в нашем участии в таинствах Церкви, в жизни по заповедям Божиим.

04

То есть Святой Дух воздействует на нас помимо нашей воли? Разве это не манипуляция сознанием, пусть и во благо?

Нет, Святой Дух как раз никогда не действует насильно (в отличие от духов не святых). Он ждет нашего свободного решения: захотим ли мы измениться или нет? Захотим ли перестать грешить — или нам комфортнее оставаться такими, какие мы есть? Читая утренние и вечерние молитвы, верующие ежедневно обращаются к Господу Духу Святому с такой просьбой: «Прииди и вселися в ны (по-церковнославянски „в нас“. — Прим. ред.), и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». Если Он увидит, что мы не лукавим и действительно приглашаем Его войти в нас и очистить нашу душу, то непременно воспользуется приглашением. Но насильно делать ничего не станет.

05

Для чего нам плоды Святого Духа? Чтобы вести себя хорошо с точки зрения Бога?

Вести себя хорошо тоже очень важно. Но цель, с которой Дух Святой подает нам Свои плоды, выходит далеко за рамки хорошего поведения. Бог хочет сделать нас не просто хорошими, а святыми — вечными, бессмертными, бесконечно прекрасными существами, в которых струится Его жизнь и отражается Его благость. Святой Дух постепенно меняет нас изнутри, и Его цель — превратить нас в святых.

06

Что такое любовь, которую дает Святой Дух? Это восторг, какие-то необычные переживания?

Обычно мы часто называем словом «любовь» чувство, переживание, например влюбленность. Но в Библии речь идет скорее не об эмоциях, а об определенном расположении воли человека, когда он признает уникальную ценность своего ближнего и ищет ему блага. Это тем более так, когда о любви говорится как об одном из плодов Святого Духа.

07

Что значит искать блага для ближнего?

Высшее благо для любого человека, с точки зрения христианина, — это его, человека, спасение. А спасение — это вхождение в соприкосновение с Богом, достижение такого состояния, когда Дух Святой живет в человеке и освящает человека. Поэтому искать для кого-то блага — значит делать все для того, чтобы этот человек узнал Бога и полюбил Его. Вести себя с этим человеком по-Божьи — кротко, милосердно, заботливо, забывая все обиды. И не скрывать той самой радости, которую дарит Святой Дух нам самим.

08

А радость во Святом Духе — это всегда быть «на позитиве»?

Не совсем так. Радуйтесь всегда в Господе; и еще говорю: радуйтесь (Флп 4:4) — пишет апостол Павел, причем пишет он это, находясь в тюрьме в ожидании мученической смерти. Его не вгоняют в отчаяние лишения, побои, угроза лютой смерти. Почему? Он знает, что делает важное и спасительное дело — проповедует Евангелие. Он знает, что, когда его земной путь завершится, он окажется на небесах, в непредставимом блаженстве. И осознание правильности, спасительности избранного пути наполняет его радостью. Как говорил сам Павел, имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше [чем оставаться на земле. — Прим. ред.] (Флп 1:23). Мы обретаем такую радость, когда решаемся служить Господу. Она прорастает в нас постепенно, вместе с уверенностью в вечной жизни.

09

Что это за мир, который дает Святой Дух? Я вроде и так не воюю ни с кем.

Для нас слово «мир» чаще всего означает отсутствие войны. Но библейское слово «шалом», которое у нас переводится как «мир», имеет гораздо более глубокое значение: это правильные, должные отношения между людьми и Богом, людьми между собой, людьми и природой. Поссорившиеся родственники могут не воевать, а просто держаться друг от друга подальше. Между ними нет войны, но нет и «шалома», любви. «Шалом» появится, когда они помирятся и сядут все вместе за одним праздничным столом.

10

И как семейные дрязги связаны с верой в Бога?

Подлинный мир мы обретаем благодаря вере во Христа: Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа (Рим 5:1). Мы в мире с Богом; пребывая в Его Церкви, мы приняты в Его доме; приступая к Евхаристии, мы питаемся за Его столом. Сознание того, что мы прощены и приняты, наполняет христиан миром — и способностью быть миротворцами в отношении других людей.

11

Что такое долготерпение? Это пассивность, когда ты ни на что не реагируешь?

Вовсе нет. Во-первых, это способность переносить что-то неприятное: болезни, лишения, обиды — и не ломаться, не срываться в озлобленность или отчаяние. Во-вторых, способность прилагать усилия, которые не приносят немедленного результата, награды. Долготерпение нужно и во многих мирских делах — когда вы учите иностранный язык или проходите длинный курс лечения. Но оно особенно важно в духовной жизни, когда вы молитесь, читаете Библию и участвуете в богослужениях просто из послушания Господу, не получая каких-то немедленных духовных радостей и утешений.

12

А благость? Это всегда быть невозмутимо-благодушным?

Этот плод Святого Духа можно было бы назвать привычным словом «доброта», но на самом деле речь тут идет о гораздо большем — о подражании Самому Богу. Благим Библия называет именно Бога: Бог проявляет богатство благости по отношению к грешникам; Его благость ведет их к покаянию (Рим 2:4); Бог совершает все, дабы явить в грядущих веках преизобильное богатство благодати Своей в благости к нам во Христе Иисусе (Еф 2:7). Причем Бог благ не к тем, кто этого заслуживает, а ко всем вообще: Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф 5:45). Христиане призваны подражать благости Бога.

13

Как именно подражать?

Как говорит Господь Иисус: Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего. А Я говорю вам: любúте врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного (Мф 5:43-44).

14

У меня нет власти и я не распоряжаюсь судьбами людей — как я могу проявлять милосердие?

Милосердие — это любовь, доброта и забота, обращенная к тем, кто не может (и часто не хочет) ничем воздать нам за них. Речь здесь идет о любых людях, а не о подвластных нам. Как говорит Христос: Когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния. Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных (Лк 14:12-14).

15

Можно поподробнее — что слова Христа значат на практике?

Христиане, которые помогают страдающим людям, могут столкнуться с тем, что иногда это люди не самые приятные и благодарные. Часто они сильно биты жизнью — и приобрели разные дурные привычки. Они могут пить или лгать, или высказывать претензии вместо благодарности. Наши первые порывы быть хорошими быстро разбиваются о то, что мы далеко не всегда получаем немедленную награду за нашу добрую волю. Такой плод Святого Духа, как милосердие, делает нас способными проявлять любовь и сострадание, подобные любви и состраданию Бога, Который благ и к неблагодарным и злым (Лк 6:35).

16

Вера — тоже дар Духа? Разве я не могу уверовать в Бога сам?

Нет, без благодати Божией мы не могли бы ни уверовать, ни даже захотеть этого. Грешный человек относится к Богу с глубоким недоверием. Ему кажется, что Бог лишит его чего-то, сделает его жизнь несчастной и несвободной. На самом же деле несчастными нас делает наше яростное противление Богу. Главное препятствие для веры лежит совсем не в области разума (разум, напротив, ведет к вере, свидетельством тому множество больших ученых, верующих в Бога), а в области воли.

17

И что же делает Святой Дух с нашей волей?

Он освобождает нас от ожесточения и страха; мы доверяемся благому Промыслу Божиему и полагаемся на те обещания, которые Бог дает в Священном Писании. Дух удостоверяет нас в истине Благой Вести, причем в ее истинности по отношению к нам, ко мне лично. Христос умер и воскрес и ради меня тоже; и мне тоже в таинствах Церкви передается вечная жизнь. Как говорит апостол Павел, вы не приняли духа рабства, чтобы опять жить в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: «Авва, Отче!» Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы — дети Божии (Рим 8:15-16). Слово «Авва» — как наше «батя» или «папа» — очень теплое, семейное слово, с которым дети обращаются к Отцу. Именно такое теплое, сыновнее доверие и созидает в христианах Святой Дух.

18

А кротость? Даже не очень понятно, что значит это слово.

Да, это слово редко встретишь сегодня в повседневной речи. Что же оно означает? Качество, противоположное гневливости. Кроткий человек сохраняет благожелательное спокойствие в обстоятельствах, которые человека, лишенного этой добродетели, бесят. Кроткий человек даже в ситуации, которая требует исправления, высказывает свою позицию мягко и терпеливо, без неприязни и раздражения. Как пишет апостол Павел: Братия! если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным (Гал 6:1).

19

А воздержание — это про то, что ничего нельзя?

Нет, совсем про другое. Воздержание — это способность обуздывать свои аппетиты, держать свои желания под контролем. Это не значит, что мы считаем желания, свойственные нам по природе, плохими. Мы с благодарностью к Богу вкушаем любую пищу; Церковь давно сочла еретиками тех, кто гнушался супружеским общением. Но наши желания должны находиться под нашим контролем — а не мы под их. Тело подобно коню: пока им управляет благоразумный всадник, оно и полезно, и прекрасно. Однако когда конь понес и всадник утратил над ним власть, оба находятся в опасности погибнуть. Святой Дух дает христианам способность воздерживаться от того, чтобы следовать нашим желаниям в тех случаях, когда это было бы вредным, пагубным для нас самих или других людей.

20

Так как же получить эти плоды Духа Святого?

Во-первых, просить об этом Его Самого, не забывая, что Тот, Кто раздает дары, действует согласно собственному Промыслу, ведомому только Ему: ...каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом; иному чудотворения, иному пророчество, иному различение духов, иному разные языки, иному истолкование языков. Все же сие производит один и тот же Дух, разделяя каждому особо, как Ему угодно (1 Кор 12:7—11).Обладая всеми дарами сразу, мы бы страшно возгордились и уже никогда не смогли бы покаяться. Вероятно, поэтому Господь дает каждому только некоторые дары.
И во-вторых, приобщаться к жизни и таинствам Церкви. Ведь именно через них Господь воздействует на нас наиболее явно и ощутимо.

foma.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15