171

Родители и дети должны дома вместе молиться. И пусть дети тоже обязательно читают какие-то молитвы. Но я маленьких не заставляю строго стоять на молитвах: они могут лежать и слушать.

 Беседа с Игорем Тихоновским

Первый молитвенный опыт ребенок должен получить в семье, видя, как молятся друг о друге и о своих родных родители, – уверен ведущий специалист Миссионерского центра Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, директор воскресной школы храма Спаса Нерукотворного Образа в Перово, отец пятерых детей Игорь Тихоновский. В продолжение беседы о правильном христианском воспитании в семье говорим о главных принципах отношений с детьми.

 

– Игорь Владимирович, согласитесь, что нередки случаи, когда ребенок не находит в каком-то близком взрослом, в педагоге, в родителе друга. И часто на эту роль претендуют те люди, с которыми стоило бы вообще не контактировать. Как этот момент отследить, как уберечь от подобного сына или дочь? Или только молиться?

– Молиться нужно всегда, потому что молитва – это основа нашей связи с Богом. Как я всегда говорю, Бог будет с нами в нашей жизни тогда, когда мы будем просить Его об этом, чтобы Он был в нас. Да, мир может предложить всё что угодно. Мы для чего делаем все эти походы, лагеря и поездки? Воскресная школа зачем? Это встреча единомышленников, друзей, которые объединены верой в Бога. В подростковом возрасте это всегда очень важно. Важно, чтобы в храме дети дружили друг с другом и обменивались религиозным опытом.

– А молитвенный опыт ребенок должен получать от кого?

– От родителей, безусловно. Они должны дать начало этому. Родители и дети должны вместе молиться. В каждой семье все это происходит по-разному, это, конечно же, очень все индивидуально. А из своего опыта, опыта своей семьи скажу: я маленьких не заставляю строго стоять на молитвах. Они могут лежать и слушать.

– Читают обязательно папа или мама?

– Нет, дети тоже обязательно читают. В нашем семейном вечернем правиле есть молитвы, которые читают только дети. Это выстроенная система молитвенного правила. И дети очень охотно его исполняют. В нашей семье это работает, и это для детей становится важно. Читать молитву – это важно. Конечно, если бы дети отказались молиться, мы бы сами помолились, и они это знают. Мы никого не заставляем. Кто хочет лечь, кто хочет сесть, кто хочет встать – пожалуйста, это у ребят уже в свободной форме, как им комфортнее, но в молитве они обязательно участвуют.

– Означает ли, что умение молиться станет тем самым инструментом, который поможет вернуться к Богу, если подросток в какой-то момент отойдет от веры и от храма?

– Ребенок будет уметь молиться – вот что важно. Он будет знать путь к Богообщению. Не всегда и не сразу, быть может, ребенок вернется на этот путь, но он будет всегда знать, как он может это сделать.

– Круг друзей формируют и корректируют родители? Они имеют право говорить детям: «Ты с этим не дружи, а с этим дружи, он хороший»?

– Я все-таки считаю, что родители вообще всегда должны внимательно относиться к тому, с кем дружит ребенок и какое влияние оказывает на него этот друг. Это необходимо, потому что это забота о внутреннем, нравственном развитии, формируются нравственные и духовные устои ребенка.

Скажу из опыта своей семьи. Дети учатся в обычной образовательной школе и дружат с ребятами, дружба с которыми мне не по душе. Будучи верующим человеком, я считаю, что такая дружба не нужна. Я не говорю: «Так, вот попробуйте только пообщаться, я вас!..», нет, конечно. Я указываю своим старшим детям на поступки их друзей и объясняю, почему они противоречат нашим семейным, православным, христианским ценностям. Мы беседуем, и я спрашиваю: «Как ты считаешь, он поступил правильно?». Ты дружи, но ты должен знать, что этот человек против того, что для тебя ценно.

Ты дружи, но ты должен знать, что этот человек против того, что для тебя ценно

– Дети слышат, что говорит папа?

– Конечно, не сразу. Я на самом деле никогда не даю готовых ответов. Я всегда предлагаю детям порассуждать. И когда мы начинаем вместе рассуждать, когда мы вместе начинаем думать, анализировать те или иные события, они уже дают сами тот ответ, который я от них жду.

– Какие основные принципы должен исповедовать родитель в общении с ребенком?

 

– Первое – это, конечно же, доверие. Родитель обязан доверять своему ребенку. Любая грубость со стороны родителей, какая-то агрессия отталкивают. Очень часто бывает так, что ребенок что-то рассказал, чем-то поделился, а родители начинают ругать за то, что он рассказал или что-то неправильно сделал. И после этого вы надеетесь, что ребенок вам еще что-то расскажет? Безусловно, нет. У него зафиксируется: рассказал – поругали, наказали.

 Очень важно, конечно, быть внимательным к своему ребенку и видеть, что с ним происходит. Я понимаю, что у современных родителей много дел, мало сил. Но нужно стараться обязательно уделять внимание ребенку – хотя бы час в день. Ты его слушаешь, тебе что-то может не нравиться, но ни в коем случае его за это не ругать. Никогда. Выслушать, помолиться за него, что-то посоветовать.

– Это важно, чтобы ребенок по-настоящему ощущал, как он дорог родителям?

– Очень важно, чтобы наших детей и нас окружали единомышленники. И эту среду формируют не только родители, но также и приход, друзья в храме – это все очень важно постараться сохранить. Самое главное во всем этом – любовь. Если будет любовь – и родителей, и педагогов, – то любовь и молитва за наших детей покроют все.

 С Игорем Тихоновским

беседовала Наталья Шатова

monastery.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15