229

Философии никогда не удастся основать веру в вечную жизнь. И человеческую душу не удовлетворит ни одна философская теория. Нужен голос с неба, который бы возвестил о вечной жизни, и Голос этот был. 

Ни один вопрос так не волновал человеческие умы за все время существования человека, как вопрос о бессмертии души, о загробной жизни. Раньше, чем приступить к раскрытию этого вопроса, необходимо сказать, что и для нынешнего времени он является самым настоятельным вопросом, трудность которого сознают величайшие философы и мыслители. Но мы будем руководствоваться не только собственным разумом, а главным образом Священным Писанием.

Я знаю, что, избравши предметом сегодняшней беседы с вами такой вопрос, я столкнусь с предубеждениями и разными учениями настоящего времени и должен буду идти против течения современных философов. С тех пор как существует христианство, ни одна эпоха не была менее преисполнена сознанием о вечности, как настоящая. Мысли современных поколений, нас окружающих, направлены к настоящему часу, к области видимого мира. Вопрос, который будет служить предметом сегодняшней беседы, с первого взгляда не представляет ничего реального, действительного. Такой взгляд несколько смущает меня, руки как бы опускаются, чувствуется несостоятельность своих богословских и философских знаний, и готов, кажется, сойти с этой высокой церковной кафедры с немым молчанием, но и не теряя энергии. Мысли современных поколений, как я уже сказал, направлены к настоящему часу, к области видимого мира, но христианство не есть религия эпохи или часа, оно неизменно в своих догматических и нравоучительных истинах. Религия христианская касается души человека, а не вкусов времени, отдельных лиц или школ, веяний или направлений. Христианство создано на крепком фундаменте, основания которого непоколебимы, и оно не ищет себе опоры в господствующих мыслях дня, оно ищет ее и находит в страданиях и постоянных стремлениях человечества.

Будущая жизнь отрицалась многими во все времена, она многими отрицается и в наше время. Одни приходят ко гробу умершего для того только, чтобы взять его тело как ненужную и даже вредную вещь и похоронить на кладбище. Из уст их не выходит ни одной молитвы, ни одно божественное слово не освещает их печали, и на что им молитвы и божественные слова, когда они не веруют в Бога и в загробную жизнь. Другие – верующие – провожают умершего в надежде встретиться в загробном мире. Одни себе говорят: Станем есть и пить, ибо завтра умрем (1 Кор. 15: 32), а если иногда и признавали будущую жизнь, то делали это из-за практического материализма. Другие со страхом и трепетом совершают свое спасение. Одни утверждают, что со смертью все кончается для человека. По их собственному мнению, в человеке никакой души нет, и то, что мы называем душою, по их словам, умирает вместе с человеком. Это говорят только те, которые вместе с душою отрицают и бытие Бога. Главная характерная черта таких людей – беспечность: они живут, не задумываясь ни над чем, ничто их из области высшей, духовной не интересует, они живут большею частью беззаконно, стараясь только об одном: как бы прожить получше, повеселее и поудобнее, лишь бы жизнь их удовлетворяла, хотя бы она была исполнена всякой лжи, неправды, мерзости и лукавства. Вот почему существование Бога и бытие души для них одно только неприятное явление: они мешают их широкой жизни течь так, как она течет, и вот почему они отрицают Бога и душу. Они сознают, что за беззакония необходимо отвечать, и вот они успокаивают себя и говорят, что нет никакого Бога и нет никакой бессмертной души. Взгляд такой на Бога и душу льстит их греховной и испорченной природе, взгляд такой дает им смелость есть, пить и веселиться, ибо, по их мнению, завтра все равно умрут, а там, за гробом, жизни нет, души нет и отчета о своих деяниях некому давать.

Но пусть они говорят и утверждают так. Мы знаем, что душа есть и что она бессмертна. Это подтверждает нам Священное Писание. В книге Екклесиаста Ветхого Завета говорится: Отходит человек в вечный дом свой (то есть после телесной смерти)… И возвратится прах (то есть тело) в землю, чем он и был; а дух возвратится к Богу, Который дал его (Еккл. 12: 5, 7). То же самое и в книге Премудрости говорится: Праведники живут во веки; награда их – в Господе и попечение о них – у Вышнего (Прем. 5: 15).

В бессмертие человеческой души (следовательно, и в загробную жизнь) веровали и все ветхозаветные праведники. Но особенно ясно бессмертие души человека чувствуется в Новом Завете. Там прямо сказано: Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геене (Мф. 10: 28); Бог не есть Бог мертвых, но живых (Мф. 22: 32). Те из христиан, которые умерли и достигли воскресения из мертвых, умереть уже не могут, ибо они равны ангелам (Лк. 20: 35–36). Вот почему Господь наш Иисус Христос многократно повторял и говорил Своим ученикам и последователям: Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут; но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут (Мф. 6: 19–20). Или прочтите 25-ю главу Евангелия от Матфея о десяти девах – о пяти мудрых и пяти юродивых, как Он предостерегает Своих последователей вместе с горящими свечами запастись и елеем, чтобы свечи не потухли и внезапно не пришел Жених. Здесь раскрыт момент Страшного суда. Если бы загробной жизни не было или, что то же, если бы душа человека не была бессмертна, то зачем было Христу Спасителю предупреждать Своих последователей о грядущем Суде.

Кроме слов Священного Писания Ветхого и Нового Заветов в бессмертии человеческой души нас убеждает еще и сношение душ людей умерших с людьми живыми. Сношение это происходило всегда и во все времена Ветхого и Нового Заветов. В этом можно убедиться из жизни Моисея, царя Саула, пророка Самуила и др. Но не будем приводить примеры из ветхозаветной жизни. Возьмем недавнее сравнительно прошлое. Двести лет тому назад Россия гордилась своим знаменитым ученым Михаилом Васильевичем Ломоносовым. Плывя (из Голландии) в Россию на корабле, он видел следующий сон. Взору его представляется бесконечное Ледовитое море, по которому он в детстве часто плавал, и на море заметил он лодку и сидящего в лодке своего отца-рыбака. Поднялся сильный ветер и буря, волны морские готовы были поглотить его любимого родителя. Ломоносов хочет броситься к своему отцу на помощь, но руки его онемели. Лодка, грянувшись о берега близ одного скалистого острова, разбилась в щепы. Ломоносову представляется страшная и ужасная картина. Отец его борется с высокими гигантскими волнами жестокого моря; на минуту погрузившись в воду, он опять появился на поверхности воды и вскрикнул: «Михайло!», но скоро снова погрузился в воду и исчез из глаз Михаила Ломоносова, своего сына, а спустя несколько минут был выброшен на берег. Ломоносов сейчас же проснулся. Сном, только что виденным, он был сильно обеспокоен и решил в душе, что отец его действительно утонул в море и, выброшенный волнами на берег, лежит непогребенным.

По прибытии в Петербург он с большим трудом нашел здесь своих земляков и спросил о судьбе своего отца. Те сказали ему, что в начале весны отец его со своими товарищами отправился в море, но прошло уже четыре месяца, а о них не было никаких известий. Не имея покоя в душе, Ломоносов сам хотел поехать на виденный им во сне остров, который был ему знаком с детства, но его не отпустили из Петербурга. Тогда он упросил местных рыбаков побывать на том острове и, если они найдут там тело отца его, предать погребению. Действительно, в указанном им месте рыбаки нашли тело отца Ломоносова и погребли его. Не ясно ли отсюда, что сыну во сне явилась сама душа его отца, чтобы сказать о своем предсмертном томлении и посмертной туге вследствие того, что тело оставалось без погребения и молитв? Так верил и сам знаменитый Михаил Васильевич Ломоносов.

Души умерших являются не только во сне, но еще и наяву. Бессмертие души человеческой тут является более точным и открывается еще яснее. Тут человек своими глазами видит умершего как живого, и так как до его смерти он хорошо знал покойника, то тут он безошибочно может сказать, что он видит вот именно того-то, такого-то своего знакомого или близкого.

Цели, по которым души умерших являются живым людям, бывают разные. Очень часто они являются для того, чтобы тем или другим способом улучшить свое положение в загробной жизни. Ибо, как всем нам, православным христианам, известно, молитва живых, особенно молитва Церкви, приносит большую пользу душам умерших: она облегчает тяжелую участь их, если умершие за свою греховную земную жизнь в загробной жизни терпят мучения. И вот души многих умерших и являются на землю просить о себе молитв. А иногда души умерших, по воле Божией, являются на землю для блага того или другого своего родственника, желая оказать ему какую-нибудь духовную пользу. Чаще всего они являются тем родственникам, которые начинают вести жизнь плохую – безбожную или развратную. В этом случае они тем или другим способом помогают своему родственнику исправиться, помогают ему встать снова на путь истины. Или они являются сделать то доброе для своего близкого родного, что они при жизни не успели сделать. Следовательно, душа без тела является на некоторое время как бы продолжательницей жизненных дел души в теле.

Иногда души умерших являются родственникам просто по чувству родства, как бы скучая по ним. Очевидно, душа по выходе своем из тела некоторое время не теряет той связи с ними, какую имела, будучи в теле, и вот, по воле Божией, так или иначе и показывает эту связь. При этом нередко своим явлением души умерших приносят родственникам и какую-нибудь житейскую прибыль, разъясняя то или другое недоразумение, не разъясненное при их земной жизни, или указывая им, что они должны сделать для получения себе какого-нибудь прибытка.

После близких родственников самый близкий человек каждому есть его друг и благодетель. К друзьям и благодетелям люди питают искреннюю привязанность и благодарность. Душа человека, никогда не умирающая, бессмертная, и после выхода своего из тела удерживает эти чувства и нередко из загробного мира является к своим живым друзьям и благодетелям, чтобы засвидетельствовать им дружбу или благодарность.

Если бы позволило время, можно бы рассказать много случаев о явлениях душ умерших живым людям. Из этих явлений, при свидетельствах еще о том слова Божия, ясно, что душа человека после выхода из тела не умирает, а живет и будет жить вечно, иначе сказать – душа человека бессмертна. А если душа бессмертна, то человек, имея веру в бессмертие ее, должен быть готовым к этому; свою жизнь на земле он должен располагать так, чтобы она была приготовлением к будущей его жизни. Земная жизнь может продолжаться только несколько десятков лет и есть только начало жизни человека; главная же, настоящая жизнь для человека будет после и продолжаться не какие-нибудь десятки, а бесчисленное число лет, вечно. Вот об этом-то и нужно подумать каждому христианину. Необходимо каждому верить, что смерть не конец, а только начало жизни, поэтому заранее, заблаговременно нужно готовиться к ней. Она может наступить во всякое время. Не сегодня-завтра завеса закроется, и каждый пойдет туда, откуда возврата нет. Там возмездие за все сделанное в сей кратковременной земной жизни.

Братья! Верьте в загробную жизнь, верьте в бессмертие человеческой души, верьте, что вы после смерти будете жить вечно. Если вы в это не верите, то вы не верите, что и Господь Христос воскрес, и тогда напрасна ваша вера. Берегитесь ложных учений и лжеучителей, которые проповедуют и видят в смерти полное уничтожение человеческой души. В особенности это замечается в наш век. Но пусть настоящий век волнуется, пытается именем разума основать веру в жизнь вечную; пусть он находит для защиты своего дела апологетов красноречивее Руссо или мыслителей глубже и проницательнее Платона, мы, христиане, без боязни можем ожидать их результатов. Я вам напомню только последнюю беседу самого великого из древних философов со своими учениками в его темнице в Афинах. Сократ умирал, яд тек в жилах великого мудреца, и уже леденели его члены. Ученики его, наклонившись к нему, спрашивали его беспокойным взглядом, что ему предносится за этим светом, а он, проницательный гений, возвышенная и искренняя душа, старался приподнять завесу, он пытался показать, что душа человека бессмертна, и напоминал своим ослабевающим голосом все доказательства этой великой истины! Но к чему привели его усилия? Не открыл ли он желанной истины? Увы! Он, величайший гений и философ, мог только сказать: «Может быть…» Ему его будущее представляется темным, неясным, а накануне перед своими судьями у него вырвались такие полные меланхолии слова: «Если уничтожение есть мой удел, все-таки его я предпочту жизни, ибо я испытал, что самый лучший из моих дней не стоит одной ночи спокойного сна». Вот чем кончились усилия величайшего философа и гения.

Но и новейшая философия, как и древняя, пошла ложным путем. Она думала своими собственными усилиями основать веру в бессмертие человеческой души. Достаточно вспомнить смерть таких, как Ролан, Валазе, Леба, Кондорсе[1] и др. Здесь не слышно было ни одного голоса о вечности.

Философии никогда не удастся основать веру в вечную жизнь. И человеческую душу не удовлетворит ни одна философская теория. Нужен голос с неба, который бы возвестил о вечной жизни, и Голос этот был, и мы уверовали Ему всей душой и всем своим сердцем. Голос этот ободрил нас и все здравомыслящее человечество. Спасителем нашим Иисусом Христом разрушена смерть и явлена жизнь и нетление через благовестие (ср.: 2 Тим. 1: 10). Начиная с Иисуса Христа здравомыслящее человечество исповедует свою веру в жизнь вечную. Начиная с Него вера эта овладела сердцами миллионов людей всех веков с такою чудодейственной силой, что шли на мучение, как на праздник, но не для того, чтобы избавиться от жизни, как убивающий себя индус, и не для того, чтобы вкусить наслаждение чувственного рая, как последователи Магомета, но для того, чтобы вступить в жизнь правды, святости и любви. Мы, верные Христу Богу, будем вместе с многострадальным Иовом говорить: Я знаю, что Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию, и я во плоти моей узрю Бога. Я узрю Его сам, мои глаза, не глаза другого, увидят Его (Иов 19: 25–27).

Перечитывая Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа, я нашел в нем слова «вечная жизнь» 40 раз. И, не сомневаясь, могу утверждать, что Спаситель целью Своего учения поставил вечную жизнь. Ищите прежде Царства Божия и правды Его (Мф. 6: 33), – сказал Он. А как искать Царства Божия, если нет загробной жизни? Царство Божие и правда Его начинается здесь, внутри нас, но оно будет полным и вечным после смерти, ибо наше жительство на небесах (Флп. 3: 20), а здесь, на земле, мы чужеземцы, жизнь эта – это жизнь ожиданий, мы временные путешественники, стремящиеся к тихой вечной пристани неба. Я не понимаю состояние души таких людей, которые совершают свое земное течение со всеми его трудностями без Бога и Его помощи, без веры и надежды. В самые тяжелые минуты жизни, в самых ужасных страданиях у меня в сердце была и есть торжествующая надежда, которая укрепляет меня на тернистом пути. Я рассуждаю так: земле всецело я не принадлежу, моя земная жизнь временная, но я могу страдать, ибо знаю, что мои страдания имеют цель, которую объяснит мне вечность; знаю также, что кого Бог милует, того и наказывает. С таким убеждением я могу страдать. Страдайте и вы, братья мои, в надежде, что страдания ваши приведут вас к цели. Сейте везде за собой и кругом себя свои живые надежды, расточайте эту надежду в ночи сомнения, проповедуйте о будущей жизни, без которой настоящая земная жизнь была бы самой бестолковой, ненужной и бесцельной. Будем верить, что Христос, восста от мертвых, начаток умершим бысть (1 Кор. 15: 20). Аминь.

Сказано в Кишиневской митрополии 8 февраля 1910 г.

 Святитель Мардарий (Ускокович)

 

[1] Ролан де Ла Платьер Жан Мари (1734–1793), Дюфриш де Валазе Шарль Элеонор (1751–1793), Леба Филипп Франсуа Жозеф (1765–1794), де Кондорсе Николя (1743–1794) – политики времен Великой Французской революции, покончившие жизнь самоубийством. – Прим. ред.