207

Как относиться к рассказам людей, переживших клиническую смерть или получивших великие откровения от Бога о будущем мира? Существуют ли какие-то критерии для определения истинности, Богооткровенности вещих снов и тому подобных явлений?

Как относиться к рассказам людей, переживших клиническую смерть или получивших великие откровения от Бога о будущем мира? Могут ли бесы давать подобные откровения и представлять человеку посмертные видения? Существуют ли какие-то критерии для определения истинности, Богооткровенности вещих снов и тому подобных явлений?

В своей книге «Душа после смерти» иеромонах Серафим (Роуз) подробно рассматривает природу посмертных видений людей, переживших состояние клинической смерти. Сравнивая эти состояния с опытом проживания святыми людьми Божественных откровений, он приходит к безусловному выводу о том, что христианину не стоит доверять информации, полученных в подобных видениях, равно как не стоит доверять и «вещим» снам.

Встреча с истинным Богом всегда есть результат напряжённой внутренней духовной работы и запредельного самоотвержения. Бог мог бы каждого щедро наделить Своими чудесными дарами, но далеко не каждого обладание этими дарами приблизит к Небесному Царству.

Так, являя множество чудес Своим ученикам, Господь ответил отказом на требование фарисеев явить им чудо. Он видел их сердца и знал, что в них нет желания встречи с живым Богом, имя Которому Любовь. О бесполезности чудесных явлений для людей, которые сами не прилагают духовных усилий, Господь говорит и в притче о богаче и Лазаре: «Тогда Авраам сказал ему [богачу]: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят» (Лук.16:31).

Когда человек хочет даром получить из потустороннего мира информацию, важную для его земной жизни, ему «на помощь» чаще всего приходят бесы. Они маскируются под умерших родственников, создают иллюзию пророчеств, даже наделяют своего «зрителя» особыми дарованиями, которые «работают» ровно до тех пор, пока их обладатель находится под контролем тёмных сил. Подобных историй немало в монашеских патериках.

Но неискушённые люди предпочитают иную литературу. Ложное чудо – одно из трёх бесовских искушений, которое Господь отмёл в пустыне: «и говорит Ему [дьявол]: если Ты Сын Божий, бросься вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе, и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею» (Матф.4:6). На нём можно неплохо заработать и даже пленить большую часть человечества, что согласно Апокалипсису и сделает антихрист.

 

Как правильно относиться к снам и видениям?

Всё вышесказанное не означает, что человек не может во сне, в состоянии клинической смерти или необычайной восторженности, исступления получить Божественное откровение. Но благодать даётся только людям смиренным, с чистым сердцем, даже в глубине души не помышляющим о своей исключительности и богоизбранности и надеющихся с помощью таких откровений заработать земные «дивиденды», в том числе и в форме почитания падких на любые чудеса людей. Другими словами, истинность откровения проверяется не по его содержанию, а по его получателю.

Так, отцы предложили преподобному Симеону Столпнику оставить своё доселе неизвестное служение и сойти со столпа. А прп. Симеон к тому времени уже прославился своими необычными духовными дарованиями. И когда святой по приказу отцов безропотно стал спускаться со столпа, у отцов не осталось сомнений в том, что его дарования от Бога.

Благодать даётся тому, кто, полностью забыв о себе, о своих земных нуждах, всем сердцем прилепляется к Господу, о Нём одном помышляет, о разлуке с Ним только и тоскует. Напротив, чудеса и откровения, полученные богоборцами или людьми, находящимися в состоянии теплохладности, не восстающих в своём сердце против страстей гордости, тщеславия, сластолюбия и славолюбия, не принесут духовной пользы ни самим «чудотворцам», ни тем, кто внимает их чудесам и откровениям.

Согласно вышеперечисленным критериям человек сам отчасти может проверить источник своих откровений. Если в результате таковых все мысли и чувства человека обращаются к Христу, душа его наполняется безмятежным миром, сердце умилением и ему для себя при этом ничего не надо, можно предположить, что откровение от Бога. Но по-настоящему смиренный человек не будет себе до конца доверять ни в чём. Он расскажет о своём откровении духовнику и поступит в соответствии с его указаниями, надеясь при этом не на особые духовные дарования духовника, но на Самого Бога.

valaam.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15