220
Памяти протоиерея Амвросия Джигана

6 января 2024 года отошел ко Господу протоиерей Амвросий Джиган. Отец Амвросий 55 лет был священнослужителем и 30 из них – благочинным Старорусского округа. Отпевание отца Амвросия совершил митрополит Лев 8 января в Воскресенском соборе Старой Руссы. Священник был похоронен на Симоновском кладбище города. Сегодня исполняется 40 дней со дня его кончины. Приводим биографию отца Амвросия и воспоминания о нем его духовных чад и тех, кому он был дорог.

Амвросий Джиган родился 12 апреля 1941 года в с. Мизюринцы Тернопольской области в семье благочестивых родителей Алексея и Татьяны Джиган. Веру в Бога и любовь к Божией Матери батюшка обрёл с детства. Оставшись без отца в двухмесячном возрасте, он остался на руках матери и бабушки Афанасии. Когда отроку Амвросию исполнилось 8 лет, он впервые совершил паломничество в Свято-Успенскую Почаевскую Лавру. Впоследствии о. Амвросий с любовью посещал эту святую обитель. С юных лет, работая на шахте, потом механиком, бухгалтером, будущий пастырь не оставлял Церкви: пел на клиросе, выполнял различные послушания.

В 1968 году настоятель храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова с. Мизюринцы  священник Феодор Смакоул благословил юного Амвросия на поступление в Ленинградскую Духовную семинарию и Академию. А уже на следующий год митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим (Ротов) рукоположил его в сан диакона, а потом в священника в Никольском соборе Ленинграда. Священник служил в храмах Ленинграда, в Красном Селе, Всеволожске. Первое самостоятельное место служения – Крестовоздвиженский собор Петрозаводска.

С 1974 года его жизнь и служение Православной Церкви связаны с Новгородской землёй. 1 ноября 1974 года о. Амвросий назначен настоятелем храма в с. Бронница, а 22 сентября  следующего года переведён клириком в Георгиевский храм Старой Руссы. В 1980 году возведён в сан протоиерея. 23 января 1991 года назначен настоятелем Покровского собора Великого Новгорода. С 22 июня 1994 года о. Амвросий становится благочинным Старорусского округа, настоятелем храм св. вмч. Георгия Победоносца и настоятелем Воскресенского собора. На протяжении многих лет о. Амвросий ревностно и с большой любовью исполнял всё многообразие возлагаемых на него послушаний. К нему обращались за духовным советом и молитвенной помощью. Для многих священник стал  другом и наставником, снискавшим уважение и любовь.

9 июля 2011 года о. Амвросию было присвоено звание Почетного гражданина Старорусского края, а на 75-летие со дня рождения он был награжден орденом Русской Православной Церкви прп. Серафима Саровского 3 степени.

Мы предлагаем вашему вниманию воспоминания об отце Амвросии.

Сергей Леонидович Шараков, ведущий научный сотрудник Дома-музея Ф.М. Достоевского:

«Моё знакомство с о. Амвросием приходится на рубеж между 80-90 годами.  Я тогда был студентом-филологом Новгородского пединститута. В России это время прорыва коммунистической блокады – в открытом доступе появились Библия и работы представителей русской религиозной философии. Первым религиозным философом, сочинения которого получили наибольшее распространение, был Николай Бердяев. В полном объёме начала издаваться художественная и мемуарная литература Серебряного века. Имена  Н. Бердяева, А. Белого, Б. Пастернака, О. Мандельштама, Фр. Ницше какое-то время звучали особенно громко. Для меня это было и временем, когда встал вопрос веры. Работы Бердяева, в этом смысле, были особенно притягательны – мыслитель говорил о Боге, о вере христианской. С другой стороны, увлечение философией Бердяева таило в себе соблазн: философ критиковал Церковь и одновременно открывал дорогу оккультной традиции. И так получилось, что за верой я пошёл не в Церковь, а обратился к оккультизму в лице Д. Андреева, Э. Шюре и др. Слава Богу, этот период был кратковременным. Преподаватель А.В. Моторин, у которого мы с товарищем писали курсовую работу по русской литературе XIX столетия и с которым обсуждали прочитанное, однажды, выслушав от нас хвалебную оду Бердяеву, ответил, что Бердяев, это, конечно, хорошо, но важно познакомиться и с другой христианской традицией – с Добротолюбием. И вообще, если вопрос веры стоит серьёзно, надо идти в Церковь. На вопрос: а что в Церкви делать, Александр Васильевич посоветовал делать то, что делают бабушки. И тут я впервые от А.В. Моторина услышал имя о. Амвросия: «Лучше иди в церковь Покрова Пресвятой Богородицы. Там служит о. Амвросий – у него очень хорошие проповеди. Вы услышите настоящий русский язык – таким, каким он должен быть». Была ранняя весна. Мы пошли на Литургию. После причащения была проповедь о. Амвросия. Я впервые услышал в живой речи обороты церковнославянского языка, которые органично сплетались с русским литературным языком и современной речью. Это было откровение. Мы стояли на коленях. Сверху лился яркий солнечный свет. Каждое слово живительной влагой орошало засохшую сердечную почву. Это был мир Церкви. Первое время ходил в Покрова. В какое-то время о. Амвросия перевели в Старую Руссу, и я начал ходить в Софийский Собор.

После окончания института вернулся в Старую Руссу – на работу в школе. Как раз в это время Церкви вернули Воскресенский собор. На открытие собора стеклось большое количество людей. Со временем я стал алтарником. Помню всенощную службу и навечерие Св. Богоявления. Пошли на Вход. Встали со свечами по обе стороны Царских Врат. О. Амвросий – перед Вратами. И вдруг батюшка быстрым движением бьёт меня по голове со словами: «Учитель, горишь!» Тогда на моей голове был целый сноп длинных и густых волос, которые загорелись от лампады иконостаса. Волосы горят мгновенно. Реакция батюшки была молниеносной – шевелюра  была спасена.

За годы жизни в Церкви я чувствовал заботу о. Амвросия о себе. Много раз он призывал меня серьёзно задуматься на церковную тему и стать священником. У нас не было личных отношений, - я не был его духовным чадом – но особенно в последние годы чувствовал его любовь ко мне. И это было взаимно. Несколько лет назад батюшка поздравил меня с днём рождения и подарил большой том «Моя жизнь во Христе» прав. Иоанна Кронштадтского. Дневники о. Иоанна дышат любовью к Церкви, к её богослужениям. И о. Амвросий любил богослужение – это, наверное, была его главная любовь.

И вот так получилось, что в начале церковного пути меня встретил о. Амвросий, и последнее его напутствие книгой о. Иоанна Кронштадтского стало напоминанием о любви к Церкви. В годы моей молодости батюшка взял меня за руку и держал её до своей кончины. И его руку я всегда чувствовал, за что ему и благодарен».

Серафима Анатольевна Барановская, регент храма св. вмч. Георгия Победоносца:

«Я знала о. Амвросия с первого дня его служения в Старой Руссе. Мой отец Анатолий Матвеевич Барановский был регентом в церкви св. вмч. Георгия Победоносца. И все дети нашей многодетной семьи всегда были при храме. Я училась в музыкальной школе, а по выходным пела на клиросе. В то время о. Амвросий был одним из священников нашей церкви. Батюшка выходил из алтаря и читал молитвы, и пел с нами на клиросе. Он старался учить нас своим примером. А я ещё совсем маленькой девочкой стояла рядышком, такая неуверенная, нерешительная. Помню, батюшка скажет: «Завтра будешь читать Трисвятое!». А я боюсь! Как же я смогу? В церкви? При всех? Громко? А он помогал преодолевать все эти чувства неуверенности и страха.

Особое внимание он уделял молитве. Перед Причастием всегда выяснял, вычитаны ли молитвы. Если нет, то ставил меня рядом и давал правило чтения какой-либо молитвы.

На какое-то время о. Амвросия переводили на служение в Новгород, и там он восстанавливал Покровский собор. По возвращении в Старую Руссу батюшка становится настоятелем нашего храма и благочинным Старорусского округа.

К тому времени отец мой ушёл на пенсию, мама умерла и матушка Нина с батюшкой взяли меня под свой покров и всегда относились  с любовью и заботой не только ко мне, но и ко всем моим братьям и сёстрам. Так, вся наша семья стала духовными чадами о. Амвросия. А какие службы были у батюшки! Службы эти особенные, молитвенные. Знание мною служб церковных – это заслуга батюшки. Я всегда с радостью служила с о. Амвросием и в Георгиевском храме, и на других приходах.

Большой жизненный опыт я получила, выполняя различные послушания. Батюшка с матушкой научили меня той любви и заботе, с какой они встречали многочисленных гостей и духовных чад. За их молитвами чувствовался всегда Покров Божией Матушки и Господа Бога. По мере моего взросления батюшка учил и духовно окормлял. Все жизненные невзгоды, трудности легче было преодолевать по молитвам батюшки. Добрый и незабываемый след оставили батюшка с матушкой в моём сердце, получившей от них утешение, любовь и радость жизни!»

Алевтина Алексеевна Орлова, помощник благочинного по социальному служению и церковной благотворительности:

«Наш батюшка был великим молитвенником за всех, и никогда никому не отказывал в молитве. Все, кто обращался к нему за молитвенной помощью, получали её. Особенно он молился за множество духовных чад, и всегда говорил: «Я молюсь у Престола, а вы у меня как солдатики, так и проходите рядышком друг за дружкой».

Иногда по нашей немощи, а может быть, и нашему жестокосердию, казалось, что батюшка слишком бывает строг. Но, только теперь, пережив многое, понимаешь, что это ты был неправ, и что в духовной жизни надо быть строгим, нельзя допускать мягкости со злом.

Для меня батюшка был образцом смирения и благодарения Господу Богу. Помню, придёшь, скажешь ему: «Спасибо, батюшка! По Вашим молитвам Господь всё управил». А он тут же в ответ: «Так и Вы же, наверное, своих молитв добавляли?!» И тут сразу же осознаёшь, что батюшка и себя смиряет, и тебе подсказывает о молитве, и начинаешь больше обращать внимания на домашнюю молитву.

А как он любил служить у Престола Божия!  Молиться за нас грешных. С особым благоговением он относился к субботним службам и редко их пропускал. Где-то за месяц до своей кончины, он в одно из наших дежурств сказал: «Я обязательно пойду на службу. И будет праздник, и будет радость!» Ещё сказал: «Было мне тут такое… Стою я в соборе, а сквозь меня все проходят. Как это тяжело, хочу я тебе сказать». Как вспоминались эти слова и в Сочельник Рождественский, и в Рождество Христово! И это был праздник, и была радость о рожденном Богомладенце. Для батюшки – радость встречи с Господом, а для нас – печаль расставания. И он, по милости Божией, присутствовал в эти дни на праздничных службах в соборе!

Батюшке огромная благодарность за его духовные уроки и наставления, за строгость и требовательность, а в трудные минуты – за утешение и понимание. Только умудрённый жизнью человек может сочетать в себе одновременно в себе, такие, на первый взгляд, противоположные качества, как строгость и мягкость, наказание и милость, требовательность и послабление.  Батюшка всегда заботился и вёл ко спасению нас и наших близких».

Елена Валентиновна Афанасьева, руководитель Методического Центра преподавателей предмета «Основы Православной культуры» Старой Руссы и Старорусского района:

«В жизни каждого человека есть встречи, которые определяют твой жизненный путь. Для меня – это встреча с благочинным Старорусского округа протоиереем Амвросием. Наше знакомство с батюшкой состоялось в 1994 году в Доме-музее Ф.М. Достоевского во время встречи с педагогами города. С этого момента началось для меня и моих коллег православное просвещение. Стараниями о. Амвросия и при активном его участии для воцерковлённых педагогов были основаны курсы подготовки по преподаванию предмета «Основы православной культуры». Преподавателями курсов были священнослужители Великого Новгорода и Санкт-Петербургской Духовной Академии. Живой интерес батюшки к проблемам школы, его мудрые советы позволили организовать работу школ по православному просвещению молодого поколения в тесном контакте с сотрудниками Дома-музея Ф.М. Достоевского и священниками Старорусского благочиния.

В 2012 году в школах появился новый предмет – «Основы религиозных культур и светской этики». И опять неоценимой оказалась помощь в освоении нового предмета нашего главного наставника – отца Амвросия. Он читал лекции педагогам по «Основам православной культуры», посещал мероприятия, проводимые в школах, анализировал их содержание, давая наставления и рекомендации. При поддержке и по благословению батюшки традиционными стали Рождественские ёлки в музее и школах, научно-педагогический форум «Школа. Церковь. Сообщество. Совместные пути решения проблем», Георгиевские чтения, методическая неделя православной книги, интерактивная игра «Святыни земли Старорусской» и многое другое.

В ежегодных путешествиях по святым местам он рассказывал об истории церкви, о святых подвижниках, с которыми ему приходилось встречаться в жизни, учил нас непрестанной молитве и тому, как должен жить истинный христианин. Удивляло меня в батюшке его необыкновенное умение понять каждого, заглянуть в самую глубину души, дать нужное наставление и верный совет. В его умном и внимательном взгляде видно был желание приобщить как можно больше детей и взрослых к Православию, научить познавать Бога сердцем. Любой разговор о. Амвросий умел превратить в проповедь; в этом и заключался его высочайший дар – постоянно нести Слово Божие в мир.

Его уход стал невосполнимой потерей для многих людей, но я благодарна Богу за то, что на моём жизненном пути встретился такой светлый человек с большой, любящей душой и жертвенным сердцем».

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15