Епископ Арсений напутствовал студентов Духовного училища перед началом учебного года

В конце прошлой недели, в день воспоминания Усекновения главы Иоанна Предтечи, в Новгородском духовном училище начался новый учебный год. В этот день епископ Арсений совершил Божественную Литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря.

За Литургией возносились молитвенные прошения на начало учебного года в центре подготовки церковных специалистов Новгородской епархии «Новгородское духовное училище». По окончании Литургии было совершено славление перед иконой Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Затем владыка обратился с проповедью к молящимся: «Сегодня мы, впервые отступив от традиции начинать учебный год 1 сентября по старому стилю, когда празднуется церковное новолетие, открываем в нашем центре подготовки церковных специалистов новый учебный год. Это связано с тем, что наши студенты теперь являются учениками и заочного отделения бакалавриата Санкт-Петербургской Духовной Академии и лекции у них начнутся уже с 13-го сентября. Но в общем распорядке учебного плана будут сохраняться те же лекции, которые были сформированы в последнее время в нашем духовном учебном заведении.

Символично, что именно с фигуры Предтечи и Крестителя Иоанна начинается сегодня учебный год для тех людей, которые посвящают себя будущему служению Церкви. О пророке и Предтече сказано в Священном Писании Самим Господом, что «из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя» (Мф. 11:11). Это был пророк, который стоял на стыке Ветхого и Нового Завета. Величайший пророк, который заканчивает предуготовительную миссию Ветхого Завета для того, чтобы люди, сначала народ Израильский, а затем и весь мир, приняли спасение в лице Христа. Он был Предтечей, и Господь удостоил его быть Своим Крестителем. Мы вспоминаем сегодня преставление, а иначе говоря, кончину пророка. Евангелие описывает эти трагические обстоятельства, при которых оборвалась жизнь Иоанна Предтечи.

Этот пророк, проповедник покаяния, бесстрашный обличитель беззакония, не смотрящий на лица, чины и звания, посвятивший свою жизнь служению Христу, не будучи апостолом, но оставшись пророком Ветхого Завета, для многих из нас является образцом, примером и молитвенником. «Глас вопиющего в пустыне» (Мф. 3:3), - сказано о нем. Конечно, здесь имеется ввиду не только библейский образ пустыни, напоминающий от странствиях Израиля, когда этот народ был избавлен от рабства египетского. Но и пустыня в более широком смысле – сердца, души современных людей во многом ведь представляют собой пустыню, поле для тяжелого пастырского труда. Каждый из нас, кто вступает на путь служения Церкви, должен осознавать, что этот путь не будет легким, если он будет проходить в соответствии со словом Божиим и с теми высокими обязанностями, которые возлагает на себя пастырь. Это всегда исповедничество, можно сказать, ежедневное мученичество, пастырь должен являться образом Самого Христа Спасителя.

Также Предтеча сам о себе свидетельствует, что он – друг Жениха. В тот момент, когда ученики Иоанна пришли к нему и сказали, что Тот, Кого ты крестил, проповедует и крестит, и все идут к Нему. И вместо того, чтобы опечалиться или проявить зависть, пророк говорит: «Вы сами мне свидетели в том, что я сказал: «не я Христос, но я послан пред Ним». Имеющий невесту есть жених, а друг жениха, стоящий и внимающий ему, радостью радуется, слыша голос жениха» (Ин. 3:28-29). Простой и ясный образ древнего мира, когда друг жениха должен был взять на себя все необходимые приготовления для свадьбы и охранять покой молодоженов во время брачной ночи. Предтеча – друг Жениха, который только приготовил путь для народа ко Христу, и в этом смысле является вечным примером для любого пастыря и для Церкви в целом.

Священнослужитель, облеченный не только саном, но, может быть, любовью и почитанием народа, никогда не должен забывать этих слов Иоанна Крестителя. Не священник личность номер один в церковной общине, а Христос. Самый добрый и примерный пастырь всегда будет другом Жениха, будет заботиться о том, чтобы душа человеческая нашла Христа и воссоединилась с Ним. Он всегда будет служить для брачного пира Христа, то есть для союза Спасителя с душой каждого верующего в Него человека, который стремится к Нему. Будем помнить этот библейский образ, пусть он будет примером для нашего служения в Церкви, начавшегося, или еще только ожидаемого. Но также и каждый православный человек может увидеть в фигуре пророка не только пример преданности Богу и Его слову, но и пример чистоты жизни, покаяния и служения Господу».