590

9 июля Церковь будет праздновать день Тихвинский иконы Богородицы, оригинал которой написан самим апостолом и евангелистом Лукой. Этот образ особо почитался русскими царями и был использован при подписании Столбовского мира между Россией и Швецией в годы Смутного времени. Один из древнейших списков иконы висит в Рождественском приделе Софийского собора.

Для начала напомним события Смутного времени. Смерть царя Федора Ивановича в 1598 году положила конец правлению династии Рюриковичей на Руси. Восхождение на престол Бориса Годунова, экономический кризис и голод стали причиной начала Смуты. Воспользовавшись слабостью русских, шведские военные отряды захватили Ладогу, Корелу и взяли штурмом Новгород. Принудив новгородских представителей знати к подписанию союзного договора, шведская сторона потребовала принесения присяги сыну короля Карла IX всеми жителями земли Новгородской. Вскоре после этого шведско-новгородские отряды оккупировали Порохов, Старую Руссу, Тихвинский посад, Орешек, Копорье, Ям, Гдов, Ивангород и т.д.

Мирные переговоры с шведами велись с течение двух лет и только 27 февраля 1617 года в деревне Столбово переговорщики пришли к соглашению, устраивавшему на тот момент обе стороны – был подписан Столбовский мирный договор. По условиям соглашения шведы обязались возвратить Новгород, Старую Руссу, Ладогу, а также прочие захваченные города и уезды, за исключением располагавшихся на побережье Финского залива Ивангорода, Яма и Копорья, а также расположенного близ истоков Невы Орешка и Корела. По условиям договора шведский король признавал династию Романовых. До этого новая династия была признана только Англией. Таким образом Столбовский договор положил начало международного признания законности династии Романовых.

Столбовский мир заключался при списке с чудотворного образа Тихвинской Богоматери, особо почитавшегося как Рюриковичами, так и Романовыми. После заключения мира, русские послы вернулись в Тихвин, а оттуда с иконой, которая присутствовала при заключении мира, отправились освобождать Новгород. Как сообщает сайт Софийского собора, икона Богоматери принесена в 1617 году с посольством князя Данила Ивановича Мезецкого в Новгород из Тихвина. У Хутынского монастыря ее встречал с крестным ходом митрополит Исидор; из обители она была доставлена в Софийский собор. Украшенная басменным окладом, икона первоначально помещалась в киоте перед иконостасом на правом клиросе. Тогда же в пятую неделю Великого поста в честь прибытия святыни в Новгород, был установлен праздник.

В конце XVII века на иконе появилась гладкая серебрянная риза со створами и награвированными на них изображениям святых (вклад царевны Софьи), позднее она была дополнена золотыми с драгоценными камнями венцами и скаными с эмалями цатами. По описи XVIII века икона находилась в Большом (Успенском) иконостасе собора с левой стороны местного ряда, среди других Богородичных икон. Во время ремонта собора в 1820-30-х переместилась в ризницу, а затем в придел Иоанна Богослова в иконостасе которого оставалась до закрытия собора в 1929 году. С 1967 перенесена в иконостас Рождественского придела.

Верхний, видимый, живописный слой относится к концу XVII века, под ним с помощью визуальных и рентгеновских исследований обнаружено три, сохранившихся фрагментарно, красочных слоя на левкасе с фрагментами басменных окладов (данные Б.Б. Лукашева). Характер доски, корневая часть дерева, грубая обработка дают основание относить икону к концу XIV века и связывать ее с тем образом, созданным из колоды, на которой сидела Богоматерь во время видения Ее пономарю Юрышу. Наряду с иконой, явившейся в Обонежье в 1383, икона является древнейшим списком с образа Богоматери «Тихвинской».