464

8 октября 2019 года, в день престольного праздника церкви в честь прп. Сергия Радонежского в Новгородском кремле, епископ Арсений совершил в храме Божественную литургию и славление с молитвой преподобному Сергию.

По окончании богослужения владыка обратился к молящимся с архипастырским словом: «Сегодня Церковь чтит память подвижника, ставшего символом всей древнерусской святости и, по сути, самым почитаемым святым на Руси - преподобного Сергия, игумена Радонежского, или, как его еще называют некоторые тексты, игумен земли Русской. Это было тяжелое время для русской Церкви, для русской государственности, которая из-за монгольского нашествия была, по сути, в руинах. Это было тяжелое время и для Византии - духовной родины Руси, ведь ее границы из-за набегов приближались к столице с окрестностями. Но в это же время в Византии, в XIV веке начинается духовное возрождение, связанное с именем преподобного Григория Паламы и его ученика Патриарха Константинопольского Филофея. Благодаря им многовековой духовный опыт подвижников Православия, который называется еще «исихазм», то есть безмолвная молитва, предстояние пред Богом и видение Бога, был облечен в догматические формулировки.

В это же время по настоянию Патриарха Филофея преподобный Сергий вводит на Руси строгий общежительный устав. До него, в эпоху монгольского разорения, в монастырях наблюдался упадок: монахи жили каждый, как знает, каждый на своем иждивении. Именно монастырское общежитие, по мысли Патриарха Филофея и преподобного Сергия, должно было объединить русское монашество, чтобы оно, объединяясь по принципу евангельской жизни – братолюбия, общения друг с другом, стало образцом и для внешнего мира, раздираемого страстями, междоусобицами и войнами. Преподобный Сергий был именно тем человеком, который промыслом Божиим мог явить такой пример духовной жизни. Он не просто стал святым, не просто спас свою душу, но и стал возродителем монашества, но при нем был дан духовный импульс - его ученики основывали новые обители, и с этого началось возрождение духовности в Русской Церкви, а также началось и возрождение русской государственности.

В его время было Куликовское сражение, о котором один историк сказал, что на него уходили владимирцы, суздальцы и жители других княжеств, а вернулся единый русский народ. Как сказал, много веков спустя другой русский подвижник преподобный Серафим: «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи». И это, как нигде, мы видим в жизни преподобного Сергия. Когда он удалился в Радонежский лес, то не думал, что будет игуменом обители, что его обитель будет самой славной на Руси, центром духовной жизни намного веков вперед, даже до сего дня, что с его времени начнется духовный и национальный подъем. Он только стремился исполнить слова Евангелия и, может быть, эти слова апостола: «Носи́те бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Гал. 6:2). Это был игумен, который, как купленный раб, служил своей братии, который заменил им не только отца, но и мать. То есть это был человек, который подавал собственный пример духовной жизни – поста, труда и молитвы, и он был строгим к себе, но милостивым к другим.

Он, образец для всего русского монашества, является также образцом для всех православных мирян, которые стремятся благочестиво жить. Ведь те слова из апостола Павла относятся к каждому из нас, если мы стремимся идти путем преподобного Сергия Радонежского, путем всех святых. Как узнать, что мы идем этим путем? Можно много бить себя в грудь, что мы православные и наследники преподобного Сергия и святой Руси, но вот апостол Павел в этом же послании перечисляет плоды духовной жизни: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Если мы, положа руку на сердце, не увидим в себе этих плодов, то, значит, мы что-то делаем неправильно. Одно название «православный» еще ничего не говорит, нужно не называться, а жить, как православные христиане, как ученики Господа. В чем да поможет нам Бог молитвами преподобного Сергия, игумена земли Русской».