58
Молитва – это связь с другими. Ты не один!

Молитвенное правило – это не только (безусловно!) труд, забирающий время и силы, но и источник сил, потому что в молитве дается обратная связь – недаром же мы призываем в начале молитв Духа Святого. А еще молитва – это связь с другими людьми, живыми и умершими.

О том, как эту связь устроить и укрепить, размышляет постоянный автор «Милосердия.ru» Елена Викторовна Тростникова

Для чего вообще нужно молитвенное правило? Чтобы впустить Бога в свою жизнь на постоянной основе, расчистить для Него место.

Чтобы связь с Богом не оборвалась, необходимо добиваться связи молитвы (общения с Богом) с порядком жизни, прошить жизнь молитвой – пусть даже это будут неумелые, кривые-косые стежки, а не ровный крепкий шов, как у опытного монаха. Если полотно жизни не скрепляется регулярной молитвой, распадается связь с Богом, источником жизни.

«Ходить пред Богом» было высшим идеалом Ветхого Завета. «Ходили пред Богом» Енох, взятый на Небо живым (и это, собственно, всё, что мы о нем знаем!), и Ной, а о других праведниках так уже не говорится. Я все же думаю, что были новозаветные святые, и не один, достигшие этого дара: в каждом шаге, в каждом движении чувствовать Бога и соразмерять себя с Его волей. Конечно, этот идеал для нас, простых людей, недостижим – но на то он и идеал: пусть дальняя, но точка устремления.

Поддержка церковного ритма

Выстраиваем правило мы сами, но материалы и «типовые проекты» нам дает Церковь. В частности, огромной поддерживающей силой обладает церковный ритм.

Пришел Великий пост – пришли с ним и особые богослужения, и Великий канон на первой и пятой седмицах, и молитва святого Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего…» с земными поклонами. Иногда только она и держала мое правило в этот период Четыредесятницы: все «отвалится», а про нее вспомнишь и вставишь ее и в утреннее время (две минуты-то найдутся!) и в неурочный час, когда найдется возможность такого двухминутного уединения. Молитва краткая, всё в ней – про важное устроение души, поклоны – скрепляют телесный и душевный составы воедино (и это и есть «дух целомудрия»!). И важно, что молится ею вся Церковь.

Потом, еще на Страстной неделе, поклоны отменятся (в последний раз молитва св. Ефрема читается в храме в конце литургии в Великую среду). Нет, они не запрещаются келейно, то есть для домашнего правила, но Церковь показывает нам, что надо уже молиться и жить как-то иначе: все силы души сосредоточить на свершающихся событиях Страстей Христовых, отложив уже мысли об устроении собственной души. А потом придет Пасха, и стандартное правило заменится Пасхальными часами – петь, ликовать и любить! – и никаких земных поклонов до самой Троицы. И далее, и далее… Как важно и спасительно опираться в своей частной жизни на эту организацию жизни общецерковной! Тогда «иго Мое благо, и бремя Мое легко».

Так же с чтением Священного Писания. Мы же все понимаем, что читать его необходимо, что Благая весть должна входить в жизнь и душу постоянно и Новый Завет (да и Ветхий, по большому счету!) не те книги, о которых достаточно сказать: «Да, я прочитал это!» Некоторые избирают для себя, по совету духоносных отцов прошлого и настоящего, определенное количество дневных чтений (самое известное рекомендуемое правило такого рода – две главы Апостола и одна глава Евангелия ежедневно). Но не всем это под силу (мне, как правило, до сих пор не под силу).

Однако Церковь предлагает на каждый день набор чтений, гораздо меньших по объему, – это так называемые рядовые чтения: то, что читается в храме за богослужением, и это обозначено в церковном календаре, а теперь и дается в различных мобильных приложениях.

В будние дни Святой Четыредесятницы новозаветные чтения заменялись чтениями из Ветхого Завета, также наиболее нам душеполезными. Вполне исполнимо найти для рядовых чтений место в своем дне, а в результате сможешь переживать их не один, а с полнотой Церкви.

На молитве ты не один!

Важная, очень важная сторона правила: ты не один, у тебя есть поддержка! Прежде всего, конечно, поддержка Самого Бога и тех, к кому ты обращаешься в молитве – Его Матери и святых. Всех их и можно просить об укреплении твоей молитвы.

Любимые, знаемые святые есть у всех. Я долго насмешничала над опечаткой, вошедшей во многие молитвословы: вместо «молитва любому святому» (это в принципе то, что называют «молитвой общей святому») печатается: «Молитва любимому святому». Но в опечатке есть своя правда: молиться святым надо с любовью. Сначала такой любимый святой может быть один, но потом круг расширяется, приходит связь со многими святыми, всегда глубоко интимная, индивидуальная, она может переосмысляться, углубляться, даже забываться.

Недавно, разбирая иконки святых, накопившиеся у меня в превышающем всякие возможности размещения количестве, я осознала, что можно хотя бы в день соответствующей памяти, а дополнительно по велению души, все-таки ставить такую икону перед собой. А в результате не только все имеющиеся рассортировала по коробкам и надписала, а еще и заказала фотопечать икон (самого небольшого формата) на все двунадесятые и великие праздники, яркие образы дорогих сердцу святых, отобрав наиболее близкие, дорогие изображения в интернете. Разложенные по конвертам, места они занимают немного, найти их в нужный момент просто, и эти небольшие изображения удобно поставить или повесить перед собой – на время… Вот сейчас составляю второй список для такого заказа: не всех в нужный момент припомнила.

Молитва – это связь с людьми. Живыми и усопшими

И другая связь, совершаемая в Церкви, – связь с людьми твоей жизни. Обязательная молитва о близких, живых и усопших, и желательная молитва о дальних и «обо всех». В молитве о ближних осуществляется заповедь любви, раскрытая нам Господом Иисусом Христом. Молиться о других объективно трудно, но это и очень сильно держит, поверьте! Держит перед Богом, держит в жизни, можно сказать, «на плаву». Когда я нарастила себе молитву о важных для меня людях с земными поклонами, мое правило наконец состоялось. А еще у меня появился большой печатный список для поминовения живых и усопших, в который я то и дело вписываю новые имена. Его я прочитываю не ежедневно, порой удается только раз в неделю, но это очень преображает и наполняет жизнь. Людей, о которых молишься, ты предносишь перед Богом, адресуешь их жизнь к Нему – и так общение с людьми возносится на новый уровень.

Молитва в семье

А вот теперь о совместной молитве, о «малой Церкви». Сразу всплывает идеальная картинка: утром и вечером перед иконами на молитву выстраиваются благообразные супруги (в идеале батюшка с матушкой) со всеми детьми – слава в Вышних Богу, на земле мир, в человецех благоволение! Такую картину я и в реальности видывала, и молилась с такими семьями, и никакой фальши и показухи в этом не было. Но ведь, откровенно говоря, такой идеал совместной семейной молитвы для большинства семей недостижим! Семья может быть неполной или неустроенной, и не все в семье равно воцерковлены, и все переживают разные этапы своей духовной жизни и веры. Вот как тут быть?

Семейные отношения очень разнообразны и тонки. Семья вообще – образ интимнейшего, а уж молитва в ней тем более. И выстраивать молитвенные «горизонтальные связи» – большой творческий труд наиболее верующего члена семьи.

Главное правило – никому ничего не навязывать: авторитарность тут недопустима, чтобы не заслонить главный авторитет – Христа. Вводить близких в круг молитвенного общения надо очень аккуратно, бережно. Нельзя объявить: «Вот сегодня начинаем вместе молиться вот так-то». Общее молитвенное правило выстраивается по маленькому кирпичику, методом проб – желательно, конечно, все же без больших ошибок.

Важно не упустить моменты, в которые обнаруживается нужда членов семьи в общей молитве. Чаще всего это бывают беды и скорби (в том числе общенародные), необходимость молиться за болеющего, путешествующего или за усопшего дорогого человека. В таких нуждах, бывает, и позиционирующий себя как атеист или агностик член семьи готов молиться вместе с ближними. Такая однократная или непродолжительная общая молитва может стать зацепкой для дальнейшего, первым опытом, который позже захочется повторить…

Особая тема – молитва детей. Требуется чуткое любовное искание образа совместной молитвы с ними, а образ этот меняется с возрастами. С подростками, например, в 99% случаев регулярная совместная молитва прекращается, но в ситуации кризиса и беды и подростки могут вспомнить о силе совместной молитвы и обратиться за ней к родителям – если знают, что сами родители о них молились и молятся. А вот с малышами, в дошкольном доверчивом возрасте, совместная молитва выстраивается легко: чуткие родители знают, насколько сердце младенца открыто Богу.

…Моей младшей дочери было тогда года полтора, она только начинала говорить, еще довольно невнятно. Укладывая ее спать, я с краткой молитвой осеняла ее крестным знамением, благословляла, а потом просто была рядом, иногда помогая ей уснуть колыбельной или сказкой. Как-то мое внимание привлекли звуки, которые она монотонно, размеренно произносила после моей краткой молитвы. Это был какой-то перечень. Я не сразу поняла, что именно она перечисляет, – и вдруг дошло, что это перечень близких, по именам! Я ушам не верила, ведь я еще не пробовала с ней такого поминания! Но когда я осторожно присоединилась к ней, по ее реакции я поняла, что угадала. Малышка сама дошла до молитвы за родных! Благодаря этому и выстроилось наше с ней общее вечернее молитвенное правило, завершавшееся молитвой о близких.

Молитва по соглашению

Есть еще такое проявление духовной близости людей в Церкви, как молитва по согласию – с друзьями, близкими, в общих скорбях или нуждах. Тут очень широкий спектр вариантов.

Например, общаясь после литургии возле нашего храма, родители разговорились о проблемах воспитания детей, о «трудном возрасте» подростков и решили молиться о них по соглашению. Составили молитву, вписали в нее имена родителей и имена детей – много имен получилось, и молились ежедневно этой общей молитвой, каждый и о своих детях и о детях друзей. У кого подрастают подростки, знают, как горяча такая молитва! И это было общее для нас молитвенное правило. Прошло долгое время, я постепенно обессилела в этой молитве, отвлеклась от нее, уже и забыла о ней – и вдруг, разговорившись с одной из мам, с удивлением узнала, что она и некоторые другие так и продолжали молиться еще годы…

А в отошедшую в прошлое эпоху православных форумов на одном из них сложилось у нас искреннее задушевное общение с молодыми по-разному несчастливыми женщинами и девушками. И одна из них, даже не православного исповедания, предложила молиться об устроении души и жизни таких вот страждущих. Я давно потеряла текст нашей общей молитвы, но молились от души, и долго, и все новые присоединялись девушки к этому общему правилу. Вот такое тихое дело Церкви.

И есть еще и молитва об Отечестве. Недавно нашла тоже забытый листок, не меньше чем 15-летней давности, когда с подачи одной из нас, на том же форуме, стали молиться за Россию – уж не упомню глобального повода для этой молитвы, совсем не тот, что сейчас… Начинавшаяся тихим вздохом «Господи, спаси Россию», она переходила к «Молитве о возвращении мирных времен» преподобного Ефрема Сирина. И присоединялись в этой молитве по желанию к нам один за другим – уже, конечно, не только женщины…

Приведу я и слова, написанные мною уже летом 2014 года:

«Молитвенно взывать о мире – это не просто желание, но долг каждого христианина в эти дни нашего Отечества, и взывать о нем надо любовью и к любви святых. Надо войти в их подвиг, принять его и обратиться к каждому из них неравнодушно – чтобы их «теплая молитва», их горячность зажгла и нашу любовь и общая с ними молитва достигла Господа».

miloserdie.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15