44
Какой он — Рай? Новогодние записки о райском счастье

«С новым счастьем!» — обязательно добавляем мы, поздравляя друг друга с Новым годом. Но каково оно, это счастье, о чем речь?

Счастье или райское блаженство?

«С новым счастьем!» — обязательно добавляем мы, поздравляя друг друга с Новым годом. Но каково оно, это счастье, о чем речь? И почему счастье должно начаться именно 1 января? Ведь день этот во Вселенной ничем не отличается от других. Новый год на Руси не всегда в это время начинали, а другие народы и сейчас его в иные даты встречают.

В своих замечательных радиобеседах, посвященных празднованию Нового года, протопресвитер Александр Шмеман много размышлял о феномене этого праздника:

«Сколь ни поверхностна, сколь ни лишена подлинной глубины эта общечеловеческая традиция встречать Новый год, сколь ни велико наше разочарование в самой возможности нового счастья, мы испытываем в эти минуты какое-то воодушевление. Мы, пусть на мгновение, готовы поверить, что это таинственное будущее, вдруг раскрывающееся перед нами, пока бьют свои двенадцать ударов часы, принесет нам новое, а значит, неведомое, небывалое счастье».

В беседах отца Александра масса мудрых слов о подлинном счастье и о том, что есть счастье для христианина. Стоит почитать…

Рай — это цель и суть нашего земного странствия под названием жизнь

А что, если накануне очередного года, когда со всех сторон назойливо звучат пожелания нового счастья, подумать о счастье неземном, грядущем, которое на земле невозможно, — о Рае. Хороший повод! А Рай — это ведь цель и суть нашего земного странствия под названием жизнь. Недавно прочла замысловатую фразу: «Истинный смысл этого священнодействия под сакральным названием ‟жизньˮ нам неведом». В чем-то можно согласиться. Но ведь и истинный смысл священного места под сакральным названием «Рай» нам неведом! Впереди — тайна. Потому написано и сказано о Рае сами знаете сколько. Есть и масса саркастических фантазий, шуток, утрирующих понятие Эдема и райского блаженства до абсурда.

Описание райских обителей у всех религий разное. К примеру, у мусульман и буддистов оно значительно отличается от того, к чему готовит человека христианство. Для мусульман в Раю уготованы еда, питье, прохлада, роскошные одежды, вечно молодые супруги. Для буддистов Рай — это нирвана, где нет желаний, напрочь, никаких.

А если почитать и попытаться осмыслить тексты Библии, святых отцов и богословские труды христианских мыслителей, то каков он — Рай Святой Троицы?

В Ветхом Завете

Исследователи Священного Писания различают два понятия Рая:

1) «земной», «рай сладости», о котором повествует книга Бытия;

2) Рай Небесный, что в Евангелии именуется Царством Небесным.

Открывая первые страницы Библии, читаем: «И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал» (Быт. 2, 8). Как видим, Бог не оставляет первого человека на произвол судьбы, а водворяет в особо приготовленное место. Не случайно при переводе древнееврейского слова ган на славянский язык было выбрано слово рай, что созвучно со словом радость и означает место, где человеку легко и отрадно (в греческом переводе стоит парадисос — прекрасный сад, исполненный прохлады и благоухания).

Контекст слов, использованных для описания Рая, крайне неоднозначен и в разных переводах имеет различные оттенки смысла. Например, Едем (Эден) в греческой Септуагинте — не название местности, а прилагательное, поясняющее, что представляет собой Рай, — блаженный, усладительный, роскошный. Выражение на востоке в русской Библии указывает на географическое расположение Рая, а в латинском переводе Библии, «Вульгате», употреблено a principle, то есть в начале, слово, с которого начинается и книга Бытия, и Евангелие от Иоанна. Выражение в начале имеет здесь уже не географический, а явно онтологический смысл. Этим «Вульгата» отмечает, что Рай был изначален для человека.

Таким образом, часть толкователей Библии понимала текст о Рае в буквальном смысле, другие же — только в символическом, считая все повествование о Едемском саде аллегорией.

В книге Бытия говорится не о реальных реках и землях, а о чем-то ином, смысл чего скрыт под географическими названиями

При описании Рая говорится, что поток, орошавший его, был источником четырех рек — Фисона, Гихона, Тигра и Евфрата. Но если реки Евфрат и Тигр (Хиддекель) реально существуют, то Фисона и Гихона на географической карте древнего мира мы не находим. Учитывая сказанное, можно предположить, что в книге Бытия говорится не о реальных реках и землях, а о чем-то ином, смысл чего скрыт под географическими названиями. По учению некоторых отцов Церкви (Григория Богослова, Амвросия Медиоланского), Рай — это не просто местонахождение первого человека, но и символ его особой близости к Богу. А вот святитель Иоанн Златоуст был убежден в том, что Рай находился именно на земле, и пророк Моисей подробно описал это место именно для того, чтобы подтвердить его реальность.

Все исследователи, буквально понимавшие сказание о Едемском саде, естественно, хотели определить его местонахождение, но к единому мнению так и не пришли. Одни искали его в восточной Азии, считая Раем целую страну — Едем; другие находили его между Евфратом и Гангом; третьи — в Сирии, четвертые — в Месопотамии или Халдее. Кроме того, существует предположение, что первозданный Рай был смыт с лица земли Всемирным потопом.

Слова Библии о том, что Господь «поселил его (человека) в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его» (Быт. 2, 15), указывают на творческую роль человека в мироздании. А святитель Иоанн Златоуст объясняет их следующим образом: райская жизнь доставляла человеку полное наслаждение, но чтобы от чрезмерного удовольствия он не развратился, Бог предусмотрел для него легкий, необременительный и приятный труд, что стало прекрасным средством для физических, а отчасти и умственных упражнений.

Итак, жизнь Адама и Евы в Раю имела вот такие черты идеального счастья:

близость к Богу;

свободное пользование плодами райского сада;

господство над животными;

гармоничное единение первозданной четы;

невинность, не ведающая чувства стыда;

отсутствие смерти.

Однако важную роль там играло испытание человека, ибо Бог насадил в Раю Древо познания, где впоследствии змей искушал Еву.

Все деревья в раю были «хорошими», так как ничего плохого Бог не создавал.

«Дерево познания, — пишет Митрополит Филарет (Дроздов), — быв избрано орудием испытания, пред(о)ставляло человеку, с одной стороны, непрерывно возрастающее познание и наслаждение добра в послушании Богу, с другой — познание и ощущение зла в преслушании».

Бог одарил человека разумом, наделил его способностью отличать добро от зла, но запретил вкушать плоды от Древа познания

Бог одарил человека разумом, наделил его способностью отличать добро от зла, но в то же время запретил вкушать плоды от Древа познания, предостерегая его от ложного пути: от попытки стать независимым от Бога властителем мира и своей собственной судьбы.

В Раю Бог поручил Адаму дать имена всем животным, чем утвердилась власть человека над ними. Ведь в древности наречь имя означало определить суть данного существа и приобрести над ним власть.

Кроме Древа познания добра и зла, произрастил Господь Бог в Раю и еще одно древо, обладавшее чудодейственной силой — сообщать бессмертие тому, кто вкушает его плоды. Указанная особенность Древа жизни являла один из видов особого, сверхъестественного действия Божественной благодати. И в то же время древо жизни — как в самом Писании, так и у отцов Церкви — имеет еще и образное значение, указывая главным образом на Древо Крестное.

В Новом Завете

В Евангелии мы находим новую весть о Рае. Это уже Рай Небесный — царствие, уготованное Богом для человека от создания мира (Мф. 25, 34). И в то же время Новый Завет показывает, что Царство Божие находится внутри сердца человека (ср. Лк. 17, 21).

«Пребывать в Раю, в Едеме, на востоке — это непреложное требование для жизни христианина на земле. Это призыв и вместе с тем доступная для человека реальность»,

— пишет в своем богословском труде «И сказал Бог…» протоиерей Николай Иванов.

Вспомним Преображение Господне, во время которого Петр от лица троих апостолов воскликнул: «Господи! хорошо нам здесь быть» (Мф. 17, 4). Незадолго до события на горе Фавор Спаситель сказал Своим ученикам: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк. 9, 1). И, действительно, Царство Божие, обозначенное Моисеем словом Рай, сошло в момент Преображения на землю «в силе». Оно наполнило души апостолов ощущением того блаженства, которое Моисей выразил кратко через слово Эден (в переводе с древнееврейского — наслаждение).

«Молитва, особенно во время совершения Божественной литургии и Причащения Святых Христовых Тайн, возвышает человека до Неба, до светлого Рая, в котором, по предвечному замыслу Творца о человеке, должен он пребывать, как в своем вожделенном Отечестве»,

— это изречение святого праведного Иоанна Кронштадтского свидетельствует о том, что не только у апостолов, но и у других последователей Христа бывали хотя бы и редкие, но все же реальные ощущения близости Божией, близости Рая, когда человек собеседует с Отцом Небесным. Об этом свидетельствует апостол Павел: «знаю о таком человеке (только не знаю — в теле, или вне тела: Бог знает), что он был восхищен в рай и слышал неизреченные слова, которых человеку нельзя пересказать» (2 Кор. 12, 3–4).

Примеры переживания сладости Рая можно найти в житиях многих угодников Божиих

Примеры подобного восхищения на небо или переживания сладости Рая можно найти в житиях многих угодников Божиих. Так, благодатью Божией был осиян преподобный Серафим Саровский во время беседы с Мотовиловым. В эти краткие мгновения святой старец и его собеседник были озарены несказанным светом, подобно апостолам на горе Фавор.

Но «плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия» (1 Кор. 15, 50), поэтому человек не может в теле навсегда остаться в Раю. Удел всех потомков ветхого Адама — прежде чем стать небожителями, пройти врата смерти, чрез которые прошел даже Сын Божий, став человеком. По слову Афанасия Великого:

«Вопрос, где находятся отшедшие души, — вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас».

Рай Небесный — это место, где обитают души праведников и святых после смерти и частного суда до дня Второго пришествия Христова

Из Священного Писания известно, что Рай Небесный — это место, где обитают души праведников и святых после смерти и частного суда до дня Второго пришествия Христова. Они пребывают там, не зная ни болезней, ни печалей, ни воздыхания, ощущая одно лишь радование и блаженство. В этот рай вступил распятый с Иисусом Христом разбойник, тот, который раскаялся (ср. Лк. 23, 43). Об этом рае Господь говорил апостолам: «в доме Отца Моего обителей много... иду приготовить место вам» (Ин. 14, 2), а Павел, напоминая о смерти, писал христианам Коринфа: «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2 Кор. 5, 1).

Священное Предание уточняет, что души святых в небесных обителях не в одинаковой степени испытывают блаженство, но так, как соответствует их достоинству. Некоторые отцы Церкви (в частности, Григорий Богослов, Иоанн Златоуст) утверждают, что святые, находящиеся в Небесном Рае, молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о еще живущих на земле.

В житиях отдельных святых имеются описания видений Рая Небесного, где он представляется как обширный прекрасный сад, наполненный дивными древами, благоухающими цветами и чудно поющими птицами. И опять-таки, нет возможности точно сказать, стоит ли воспринимать эти свидетельства буквально, или же это некие аллегории, образы…

Вот каковы библейские образы будущего века, что явит людям существование, противоположное тому, к которому привел грех: чудесное плодородие природы (ср. Ам. 9, 13; Иоил. 3, 18), всеобщий мир не только среди людей (ср. Ис. 2, 4), но и между животными (ср. Ис. 11, 6–9; 65, 25), чистейшая радость (ср. Иер. 31, 13; Ис. 35, 10), упразднение всякого страдания и самой смерти (ср. Ис. 35, 5; 25, 8; Откр. 21, 4), уничтожение древнего змия (ср. Откр. 20, 2).

Самое заветное слово

Христианство, опираясь на тексты Ветхого и Нового Заветов, делает несколько важных акцентов:

Во-первых, райская жизнь, восстановленная после Страшного Суда, во многом превзойдет первозданный Едем.

Во-вторых, в ней уже не будет какой-либо мысли об испытании человека и возможности грехопадения.

В-третьих, вечная, райская жизнь начинается здесь — на земле, — ибо сказано Богом: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17, 21).

Новый рай, Эдем, Царство Небесное, по слову апостола Петра, раскроется во всей своей полноте на «новом небе и новой земле», где «обитает правда» (2 Пет. 3, 13).

Однако самое яркое, емкое и бередящее душу описание грядущего райского счастья, данное человеком, прозвучало из уст апостола Павла: «не видел того глаз, не слышало ухо, и не приходило то на сердце человеку, что приготовил Бог любящим Его» (1 Кор. 2, 9).

А из уст Самого Бога о нашем таинственном, неведомом будущем прозвучало слово, пожалуй, самое желанное, заветное для каждого из нас, в реальность которого так трудно (но так хотелось бы!) поверить, живя в мире, где все зыбко, непостоянно и конечно. Христос сказал о счастье, которое никогда не пройдет: «и радости вашей никто не отнимет у вас» (Ин. 16, 22).

pravoslavie.ru

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15