277

Архимандрит Клавдиан (Моденов)

(Моденов Иван Матвеевич 1901- 1987)

служение в Новгородской епархии 1970–1987

      

1970–1987гг. — настоятель Георгиевского храма г.Старая Русса,

Благочинный Старорусского округа

 

Родился 20.01.1901 г. в Тамбовской губ., Елецкого уезда с. Петровское 

1924 г. рукоположен в диакона епископом  Моршанским Иоанном (Георгиевским) 
16.05.1924 г. принял монашеский постриг
21.06.1926 рукоположен в иеромонаха Кирсановским Стефаном (Гнедовским) 
1932 г. возведен в сан игумена

В 1934 г. возведен в сан архимандрита

1934 – 1940 отбывал заключение в Амурлаге 

1941 г. служил на фронте.

В 1942 г. был взят в плен в г.Изюм Харьковской области, но в том же году сбежал был арестован и осужден

Январь 1944 г. эвакуировался в Австрию

Австрия, г.Вена, Никольский собор 1934 – 1940

С августа

1946г. по 1948г. был благочинным в Троице-Сергиевой лавре

1948–1953 гг. — ключарь Борисоглебского собора г.Рязань

1953 г. — помощник настоятеля Успенского собора в Ташкенте

1953–1957 гг. — ключарь Всехсвятского собора г.Тулы

 В 1957 г. — настоятель Алма-Атинского Никольского собора

 1958–1962 гг. — настоятель Сергиевского молитвенного дома г.Ферганы в Узбекистане.

 С мая 1962 г. до июня 1963 — за штатом по состоянию здоровья

 Ноябрь 1963 — 1970 гг. — настоятель Введенского храма и благочинный Яранского
 округа Кировской области

1970–1987гг. — настоятель Георгиевского храма г.Старая Русса, благочинный
 Старорусского округа

 Награды:

- наперсный крест      

- крест с украшениями      

- патриарший крест     

- орден св.равноапостольного князя Владимира 2 степени 

 

Духовенство Ташкентского собора 1958–1959 гг.: первый ряд, в центре — архиепископ Ермоген (Голубев) и архимандрит Борис (Холчев), слева направо — Серафим (Суторихин), прот. Федор (Семененко), архимандрит Клавдиан (Моденов)

 

Протоиерей Михаил Елагин, архимандрит Клавдиан (Моденов), митрополит Никодим (Ротов),

протоиерей Анатолий Малинин Храм ап Филиппа

 

Отпевание диакона  Фёдора.(+1973год)

Кадит архимандрит Клавдиан, сзади отец Ефрем, архимандрит Агафангел, протоиерей Иосиф

 Архимандрит Клавдиан , митрополит Антоний  

 

 У владыки Мелитона на именинах

Сидят:архиандрит Клавдиан, Епископ Мелитон профессор-протоиерей Михиаил Сперанский начало 70-х

 

В городе Старая Русса служил старый священник архимандрит Клавдиан (Моденов). Было ему далеко за восемьдесят, но памятью он обладал феноменальной. Он не просто лично знал почти всех архиереев и многих священников Русской Православной Церкви, особенно старше­го возраста, но мог точно сказать, когда у того или другого была хиротония* в священный сан, как звали у такого-то священника матушку, сколько тот или иной монах отсидел, по какой статье и в ка­ких лагерях. Короче говоря, отец Клавдиан был, как это говорится, ходячей церковной энциклопедией.

Как-то мы оказались с ним на престольном празд­нике в Троице-Сергиевой лавре. Впереди нас нето­ропливо шли два известных митрополита.

— Смотри, как важно шествуют эти мальчики! — заметил отец Клавдиан.

— Какие «мальчики»? — удивился я.

— Ну вот эти, впереди.

— Так это же архиереи, владыки! — А для меня они мальчишки! — шутя сказал отец Клавдиан. — Я обоих водил вокруг престола на их священнической хиротонии.

Это означало, что отец Клавдиан был старшим священником на той, бывшей много лет назад, ли­тургии, когда юных дьяконов, будущих архиереев, делали священниками.

Я уже говорил о том, что мы, послушники, весьма скептически, с критикой относились к экуменической деятельности митрополита Никодима (Ротова). Од­нажды отец Клавдиан стал невольным сви­детелем такого разговора. Услышав наши осуждения и дерзкие слова, он в сердцах топнул ногой и грозно повелел:

— Молчите! Вы ничего не понимаете! Как вы можете судить об этом архиерее?

 

Протоиерей Павел Адельгейм  «Было у кого учиться, и я учился»

«Это был целый мир исповедников в Ташкенте. Ташкент собрал удивительных людей… при мне служили архиепископы: Ермоген (Голубев), Гавриил (Огородников), епископ Стефан (Никитин), архимандрит Борис (Холчев), Клавдиан (Моденов), Серафим (Суторихин), протоиереи Федор Семененко, Георгий Тревогин, Василий Евдокимов, а какие монахини! – всех не перечесть. Это были исторические фигуры и праведники, в святости многих из них трудно усомниться. Это была духовная аристократия и люди подвига. Каждому слову их можно было верить. В них не было лукавства и корысти. Они отдавали себя Богу и пастве».

Умер отец Клавдиан на праздник Рождества Пресвятой Богородицы. В тот день он совершил Боже­ственную литургию, а значит и причастился Святых Христовых Таин. Потом исповедовал, отпевал.

Дома он, усталый, лег в кровать и по четкам наизусть помянул всех, кого знал за свою долгую жизнь — обычно он по памяти только за упокой перечислял имена около двух тысяч человек - это входило в его ежедневное молитвенное правило. Сделав это он позвал попрощаться своего воспитанника дьякона Василия Середу, но не дождался его и умер с четками в руках

Хоронили его в пещерах Псково-Печерского мо­настыря. Он часто приезжал сюда помолиться и по­беседовать с отцом Иоанном.

 

Отец Клавдиан

пн., 16/02/2009 - 17:26

Александр и Татьяна Шустовы

В конце 40-х – начале 50-х годов прошлого века в Борисо - Глебском храме города Рязани служил архимандрит Клавдиан, а квартировал он в доме Пироговых на улице Трубежной недалеко от храм

Детство, отрочество и юность отца Клавдиана прошли в прославленной Вышенской пустыни, когда в ней еще жили монахи, помнившие Феофана-затворника. Им была написана статья «Преосвященный Феофан, Вышенский затворник (по воспоминаниям современников)», которая опубликована в «Журнале Московской Патриархии», №1, 1953 г. и Рязанском церковном вестнике, 1-2, 2004 г. С архимандритом Клавдианом был дружен покойный архимандрит Авель – наместник Свято-Иоанно-Богословского монастыря.

Хотя прошло больше 50 лет со дня отъезда архимандрита Клавдиана из Рязани, в нашем городе его помнят до сих пор.

Предлагаемые воспоминания об архимандрите Клавдиане не касаются его монашеского служения, однако ярко характеризуют взаимоотношения с мирянами - участниками Великой Отечественной войны.

Родителей моих давно уже нет на этом свете. Нет с нами и отца Клавдиана.

С большой теплотой и уважением отец и мама говорили об этом человеке. К сожалению, из всего мною тогда услышанного об отце Клавдиане, память сохранила только два эпизода.

Вместе с радостью Победы и встреч с близкими почти всех фронтовиков в разоренной войной стране ждали неимоверные трудности. Но надо было создавать семьи и налаживать мирную жизнь.

В 1946 году в семье родился первый ребенок, мой старший брат.

Отец, регулярно лечившийся от туберкулеза и получивший группу по инвалидности, не в силах был зарабатывать на жизнь физическим трудом в колхозе. Пенсии на жизнь не хватало. Подрабатывал случайными заработками.

Чтобы как-то кормиться, с разрешения сельсовета родители расширили приусадебный участок. Но председатель сельсовета потребовал отнести изгородь на два метра внутрь. Участок ему показался слишком большим. Отец был на заработках и мама, обливаясь слезами, одна выполнила указание власти.

Вскоре отца перевели со 2 на 3 группу инвалидности.

Квалифицированный слесарь и потомственный кузнец, он нашел работу в Рязани на заводе «Рязсельмаш» контролером ОТК и поселился на улице Трубежной в старом двухэтажном доме недалеко от храма во имя Бориса и Глеба.

Дом этот рязанцам был известен, как «дом Пироговых». Хозяйкой его в то время была Пелагея Степановна, родная сестра знаменитых певцов. А бабушка моя Наталья Федоровна доводилась им всем двоюродной сестрой.

В зале, на втором этаже дома, проживал еще один квартирант. «Это был отец Клавдиан, в монашеском звании», - говорил мне отец.

Эпизод первый. Корова.

Моего отца Пелагея Степановна, видимо, из-за отсутствия места в жилых комнатах, поселила в большой проходной комнате, служившей кухней и одновременно столовой. Спал он на длинной и широкой деревянной лавке. По вечерам обычно сапожничал. Отец Клавдиан выходил на кухню попить чаю и всегда угощал отца. Чаепития непременно сопровождались разговорами о житье - бытье. В одном из этих разговоров отец Клавдиан интересовался жизнью на селе и спросил, есть ли у отца в хозяйстве корова.

- Коровы нет.

- Почему же нет? Как же ребёнку без молока?

- Так не на что купить. Еще не заработал на корову

Разговор перешел на другие темы, а потом отец Клавдиан неожиданно предложил: «Послушай-ка, Андрей. Пойди в зал. Там на постели моей под подушкой деньги лежат. Возьми сколько надо и купи корову.»

 …?! Но я не знаю, смогу ли вернуть Вам деньги, отец Клавдиан!- Когда сможешь, тогда и отдашь. А не отдашь, так с меня не убудет.

Корову купили в селе Коростово и отец с мамой по лугам поймы Оки привели её в Новоселки.

Примерно через год отец, собрав деньги, принес их отцу Клавдиану.

- Под подушку положи, откуда взял.

Эпизод второй. Пчелиный воск.

Отец Клавдиан предложил отцу возможность подзаработать. Он должен был на полученные от отца Клавдиана деньги закупать воск у пчеловодов, но не выше определенной цены за килограмм. Затем этот воск нужно было отправлять почтовыми посылками в Ярославль. Если ему удавалось купить воск дешевле установленной цены, то разницу он мог оставлять себе в качестве заработка. Приобретенный воск шел на изготовление свечей.

В наше время многие занимаются подобного рода деятельностью в виде основной работы или дополнительного заработка. И ничего незаконного в этом нет. Но не в те, сталинские, 40 – 50-е годы прошлого века.

Гром грянул неожиданно. Сначала в Ярославле завели уголовное дело на получателей воска. А потом «органы» вышли и на поставщиков. По окончании следствия отцу предстояло ехать в Ярославль на суд в качестве одного из обвиняемых. Отец Клавдиан был спокоен и говорил, что в беде его не оставит. В Ярославле на суде отца защищал московский адвокат, и он был по суду оправдан.

Отец Клавдиан выполнил свое обещание.

В начале лета 1953 года мама привезла меня, грудного ребёнка, в Рязань. Пригласили священника и меня крестили в доме Пироговых. К тому времени там уже не было отца Клавдиана.

 

Источник: История Рязанского края: Отец Клавдиан

 

Материал собирала и работу составила м. Галина Слукина

 

Скачать документ в формате   PDF