303

Александр Ильин, протоиерей

(Ильин Александр Иванович 1895 – 1971 гг.)

служение в Новгороде 1954 - 1966 гг.

Настоятель Николо-Дворищенского собора.

                    


Настоятель Николо - Дворищенского собора в Новгороде с  января 1954 года

27 августа 1936 года был арестован вместе с епископом Агапитом Новоторжским и многими другими и направлен в лагерь на пять лет.

Из журнала София 2005г №4 Указы митрополита Георгия (Чукова):

26 марта 1955.N 615.

Настоятель Новгородского Никольского Собора протоиерей Александр Ильин назначается членом Епархиального Совета (вместо скончавшегося протоиерея Мошинского) с оставлением в должности Настоятеля Собора.

Канцелярия будет своевременно осведомлять о. Ильина о днях заседаний Епархиального Совета.

3 октября 1955. N 2064.

На рапорте благочинного Новгородского округа протоиерея А. Ильина с ходатайством и приложением рапорта настоятеля Чудовского храма священника П. Короткевича, в котором он просит наградить регента храма А.В. 3аколдаева, который прослужил в Чудовской церкви более 40 лет, архипастырским благословением в день Казанской Б. М. 4/11.1955 при служении Епископа Романа. Заготовить грамоту.

4 октября 1955. N 2098.

На рапорте благочинного Новгородского oкpyгa протоиерея А. Ильина

О исполнении 40 лет служения в священном сане настоятеля ц. с. Бронницы протоиерея Петра Чеснокова с ходатайством о награждении eгo митрой к 16/Х / 1955г, к этой знаменательной дате  eгo жизни. Заготовить представление Святейшему Патриарху

 

протоиерей Александр Ильин с матушкой Александрой Васильевной.

 

 Сидят: протоиерей Иосиф Потапов, протоиерей Александр Ильин, епископ Сергий,Протоиерей  Александр Кузьмич (около1958 года).

Последний ряд: Анна Григорьевна Павлова,  казначей Никольского собора и Филипповской церкви,    певчая,  протоиерей Анатолий Малинин, псаломщица инокиня Александра, матушка Александра - жена Ильина, диакон Анатолий Горностаев, Анна Николаевна Левоческая староста Никольского собора и  Филипповской церкви,.протодиакон Лука Ефремович Гурихин, Варвара  дочь Ильина и жена отца Евгения, иерей  Евгений Ефимов (зять отца Александра Ильина)

 

Из книги «Горение ко Христу»:

 В январе 1954 года митрополит Григорий перевел меня в Новгород настоятелем Никольского собора и благочинным на место почившего протоиерея Николая Чернышева.

 Переехал я в Новгород 4 февраля. Полгода жили в наемной комнатке, а в августе 1954 года купили дом для настоятеля на Ильинской улице.

1954 – 1956 годы прошли сравнительно спокойно.

 С марта 1955 года в течение года я был членом Ленинградского епархиального совета.

 Благочинный Новгородского округа. 1954 - 1966.

Ленинградская Духовная Академия (заочно). 1957, магистр богословия.
Новгород. Филипповский храм. Настоятель. 28.09.1962 - ноябрь 1966.

 За штатом по состоянию здоровья. 1966-1971.

Сиверский Ленинградской обл. (проживал у зятя).

 Преставился 14.01.1971. Погребен на Рождественском кладбище Новгорода 

  

Николо-Дворищенский собор. Великий Новгород.

  Протоиерей Александр старался подобрать талантливых молодых священников, близких ему по духу и по мировоззрению. Так, он пригласил в Новгородский Никольский собор четвертым священником воспитанника своей сестры, отца Анатолия (Малинина). До этого батюшка Анатолий служил вначале в Петрограде, а затем – в тихой деревне Черное на Ладожском озере. Отца Иоанна (Миронова) протоиерей Александр перевел в Никольский собор из Старой Руссы. С любовью и благоговением вспоминал протоиерей Иоанн о времени, когда он постоянно был возле молитвенника и подвижника-аскета, отца Александра (Ильина).

 5 ноября 1955 года скончался митрополит Григорий, назначен митрополит Елевферий и викарий Старорусский епископ Сергий (Голубцов), вновь хиротонисованный, прибывший в Новгород 28 ноября 1955 года. 19 сентября 1955 года в Никольский собор были переданы мощи святого Никиты, епископа Новгородского (Умер в 1108).

  Собор во имя святителя и чудотворца Николая на Ярославовом Дворище был открыт для служения в 1945 году, после Отечественной войны. Протоиерей Александр был настоятелем одного из древнейших русских храмов. Проскомидию совершали обычно сослужащие священники. Отец Александр никогда не опаздывал на службу, приходил к проскомидии за полчаса до начала богослужения и вынимал частицы за души тех, о ком молился всю жизнь. Поминовения у него были очень большими.

 Помолившись, батюшка начинал  исповедь, после чина общей исповеди непременно говорил слово  о стяжании покаянного чувства, о великом значении покаяния в духовной жизни человека. Затем принимал кающихся индивидуально. Причащать народ он старался сам, но в дни больших праздников, когда причастников было очень много, приглашал помогать кого-либо из сослужащих священников. По завершении Божественной Литургии отец Александр обязательно говорил слово. Темами проповедей были события Ветхого и Нового Заветов, сюжеты из житийной  литературы или творения святых отцов.

 В воскресные дни на хвалебном молебне полностью пели Канон Пресвятой Богородице «Многими содержим напастьми». Вечером по воскресным дням в соборе пели Акафист святителю Никите Новгородскому,  по средам – святителю и чудотворцу Николаю, после которых батюшка Александр всегда проповедовал. Не только народ, но и священники специально приходили послушать его слово. Он говорил немногословно, но лаконично, убедительно, образно, вследствие чего его слова ярко запечатлевались в памяти сердечной на долгие годы.

 Отец Александр не терпел модернистских и прокатолических течений в Церкви, уважительно относился к Церковному Уставу, ничего нового не вносил и не убавлял. У него был обычай благословлять народ Чашей, слегка задерживая ее над головами.

 «5 – 6 июня я ездил в Ленинград для сдачи в Академии последних моих трех экзаменов за четвертый курс – Священное Писание Нового Завета, канонику и патрологию.»

 В 1958 году протоиерей Александр защитил кандидатскую диссертацию на тему «Причащение Святых Таин в жизни православного человека». Это была исключительная по глубине понимания святоотеческой традиции и по широте охвата материала работа.

 Когда викарием правящего Новгородского архиерея стал молодой епископ Сергий (Голубцов), воспитанник Свято-Троицкой Сергиевой лавры, строгий блюститель Устава, между отцом настоятелем и владыкой возникли несогласия на почве их отношения к Таинству Святого Причащения. Оба были строгими подвижниками,  вели  аскетический образ жизни, но имели различные духовные направления. Владыка считал достаточным причаститься четыре раза в год, во время Великого, Петровского, Успенского и Рождественского постов. Протоиерей Александр был убежденным сторонником частого Причащения Святых Христовых Таин. Несогласие отца настоятеля и правящего архиерея смущало паству, и отец Александр ради мира уже хотел уйти из епархии. Однако до конфликта не дошло. Владыка уступил, хотя и остался при своем мнении. В марте 1957 года батюшка Александр составил для архиепископа Сергия особый доклад на эту тему. Схиигумен Илий из Оптиной Пустыни много слышал об отце Александре, хоть не был знаком с ним лично.

 

 Протоиерей Иосиф Потапов, протоиерей Александр Ильин, протодиакон Лука Гурихин, архиепископ Сергий (Голубцов), протоиерей Анатолий Малинин, диакон Алексей Довбуш, протоиерей Александр Кузьмич. 1960-е годы

 

 Слева направо сидят: Иван Константинович, келейница владыки и жена Николая Антоновича Елизавета, Николай Антонович, за ним Иван Григорьевич, Катенька за ней Михаил Михайлович Ефимов  бухг. епархии, настоятель собора протоиерей Александр Ильин, владыка Сергий, перед ним Мария Судакова, отец Иосиф, перед ним Анна Лашкова, протоиерей  Евгений, иерей Анатолий, певчая Васса

Стоят сзади : Екатерина Дмитриевна, певчая, Павел  ушёл в Печёры, водитель владыки Иаков Демидов, Мария Николаевна альт,  Екатерина Ивановна, Иван Федотович тенор, Анисия Ивановна, Анна Григорьевна казначей,  певчая,  Анна Николаевна староста, Софья Афанасьевна альт, Михаил Алексеевич бас, Вениамин Петрович Липатов, Екатерина Николаевна сопрано.

 

Конец 1950-х. 

В центре епископ Сергий (Голубцов), слева от него протоиерей Александр Ильин, крайний справа диакон Анатолий Горностаев.  Никольский  собор.

Сидят: вторая Анна Васильевна прихожанка и помощница по дому о. Иосифа, Люся уборщица собора, псаломщица инокиня Александра, Анна певчая, Мария Судакова певчая

Второй ряд: второй протоиерей Иосиф Потапов,архимандрит Сергий  протоиерей Александр  Ильин, протоиерей Александр Кузьмич, иерей Анатолий, протодиакон Лука Гурихин

Третий ряд:  первые четыре прихожанки храма, Екатерина Судакова (мама Марии) матушка отца Александра, прихожанка, староста собора Анна Николаевна, Михаил Никанорович Граблин  электрик собора, последние 4 человека прихожане

  

Певчие Никольского собора 1954 год Сидят: Лиза и Шура Пикулик, Мария Судакова, Маша Пилипенко.

2 ряд: протоиерей Александр Ильин, певчий, Иван Григорьевич, Мария Клементьевна Нахаева, Екатерина Судакова ( мама Марии).

Третий ряд: Пётр - бас, Вениамин Петрович - тенор, Николай Петрович- тенор, Инокиня Ирина-пекла прсфоры и свидетель чуда, певчий, сестра милосердия Мария, Иван Константинович, Екатерина Дмитриевна певчая, Екатерина Николаевна жена Николая Петровича – певчая , Софья Афанасьевна, Василий певчий - бас, певчая, Мария Николаевна певчая.

 

 

Людмила  уборщица, протоиерей Александр Кузьмич, протоиерей Александр Ильин, иерей Иосиф Потапов

Сверху: Александра ризничная, иерей Анатолий Малинин, две  работницы храма, инокиня Александра - псаломщица

  

Уборщицы: Людмила и  Параскева, просфорня, Анна Николаевна Левоческая, матушка Ирина, протоиерей Александр Кузьмич, иерей Анатолий Малинин. В трапезной Никольского собора.

 

Настоятель храма св.ап. Филиппа 1962 - 1966

 В 1962 году закрыли Николо - Дворищенский собор. Ночью из Никольского собора иконы и святые мощи перевезли в единственный оставшийся действующий храм города во имя святого апостола Филиппа. В нижней церкви разрешалось только отпевать покойников. Богослужения проводились в небольшом верхнем храме, который не мог вместить всех верующих. Зимой те прихожане, которые не могли войти в церковь, мерзли на улице, но продолжали молиться. Приходилось служить три Литургии: в шесть, в восемь и в десять часов утра. В четыре часа утра служащие священники приходили совершать проскомидию, поскольку поминальных записок было очень много. В храме был  широкий дискос и большая, красивая, сребропозлащенная Чаша для Причащения. Чашу специально заказывал ювелиру отец Александр, люди с большим усердием собирали пожертвования на ее изготовление. 

Отец Иоанн (Миронов), улыбаясь, вспоминал о том, как в спящем городе в четыре часа утра гулко раздавались шаги священников, спешивших к проскомидии: «Идешь по мостовой и слышишь шаги отца Иоанна: «Просыпайтесь все к Литургии, я иду…» 

 В те годы в Новгороде жило много подвижников благочестия: архимандрит Валентин был духовником Царской семьи, отец Петр (Чесноков), которому еще святой Иоанн Кронштадтский предсказал священство, протоиерей Иосиф (Потапов), суровый уставщик, духовный сын  архиепископа Афанасия (Сахарова). Отец Иосиф был большим молитвенником. Совершать проскомидию он оставался в храме на всю ночь. По словам протоиерея Иоанна (Миронова), в те годы у новгородских священников «было единое сердце и единые уста», не было ни взаимных доносов, ни злословия, жили по-братски мирно.

Устав церковный соблюдался очень строго, особенно при владыке Сергии (Голубцове).

                            

Многие новгородцы открыто почитали святого Иоанна Кронштадтского, бережно хранили его портреты, ставили их рядом с иконами. Среди них особенно отличались матушка Мария Тимофеевна, старицы Пелагия и Евдокия, матушка-алтарница Евфимия. Отец Иоанн (Миронов) вспоминал: «Мы ходили к матушке Марии, она знала отца Иоанна Кронштадтского еще при жизни. Батюшка ее исцелил, когда глазки у нее ослепли. Мария пошла в кинематограф и после просмотра фильма ослепла. Батюшка Иоанн прикоснулся к ее глазкам и так ее исцелил. Она всю жизнь помнила свою радость, когда батюшка ее исцелил. Потом Мария убирала кабинетик отца Иоанна Кронштадтского на Карповке. Когда разогнали всех, она оказалась в Новгороде. Здесь тоже прислуживала у священника отца Василия и матушки Евфросинии. Матушка Евфросиния похоронена в Пюхтицком монастыре, а матушка Мария похоронена у храма Петра и Павла в Новгороде». 

 В Филипповской церкви протоиерей Александр четыре года служил в должности настоятеля, одновременно исполняя обязанности благочинного Новгородского округа и секретаря епархиального управления. Он ответственно относился к своим административным обязанностям, умел найти верный тон в общении с внешними, например музейными работниками, вместе с  которыми отбирал в закрытых, порушенных храмах памятники древности, уцелевшие иконы, предметы церковной утвари. Однако при напряженной внешней деятельности отец Александр неизменно оставался делателем внутренней молитвы. 

«Молитва у батюшки была истовой всегда, – вспоминал отец Иоанн (Миронов). – Лишних и пустых разговоров в алтаре никогда не было, потому что при батюшке все сразу утихали. Посторонние люди в алтарь никогда не заходили, потому что все записывалось  и доносилось уполномоченному. Батюшка был строгий, но очень терпеливый». Отец Евгений (Ефимов) и батюшка Анатолий (Малинин) отмечали, что во время богослужения отец Александр замечаний никому не делал, весь уходил в молитву. Он служил сосредоточенно, ни на что не отвлекаясь, взгляд его был обращен в землю. 

 Протоиерей Александр часто причащал и соборовал на дому больных. Многие просили его приехать. Никогда пастырь не отказывал  никому. 

 В 1966 году он ушел за штат и уехал в поселок Сиверская Ленинградской области к дочери Варваре и зятю, отцу Евгению (Ефимову).

 За штатом по состоянию здоровья. 1966-1971.   Сиверская  Ленинградской обл. (проживал у зятя).  06/2012 Вячеслав Румянцев.

  Сиверской, он принимал духовных чад, которые приезжали не только из Луги, Аркадака, Торжка, но и из Москвы и Ленинграда. Многие его любили и считали истинным старцем. Протоиерей Евгений (Ефимов) рассказывал, что ежедневно к отцу Александру приходило не менее двадцати человек. Люди приходили к восьми часам утра, читали утренние молитвы, молитвы ко Святому Причащению. Батюшка причащал многих на дому.

 Во время бесед или за чаем старец приводил много случаев из жизни святых, вспоминал исторические события, он был очень прост, принимал всех, никому не отказывал. Батюшка всегда внимательно выслушивал людей. Отец Александр умел рассказывать увлекательно, ярко, захватывая внимание собеседника. Он находил такие глубокие струны в человеке, что переворачивал его душу, но никогда не навязывал свое мнение, а лишь отвечал на поставленные вопросы. В Новгороде один из прихожан часто употреблял матерную брань. Однажды, послушав проповедь отца Александра, он был настолько потрясен, что не только твердо решил не ругаться, но в шутку уверял, что рядом с отцом Александром он и есть скоро перестанет.

 Батюшка мог говорить на любые темы, вплоть до светской литературы, всегда вовремя и точно находя необходимые ему примеры. Так, он разбирал роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», любил читать «Молитву» М. Лермонтова. 

  Протоиерей Александр (Ильин) ушел в вечность 14 января 1971 года, в праздник Обрезания Господня и день памяти близкого ему по духу великого святителя Кесарийского Василия. Его последними слова

 Отпевание протоиерея Александра совершил его духовный сын, викарий Ленинградского митрополита архиепископ Мелитон. Затем тело  почившего, согласно его завещанию, было отвезено в Новгород и похоронено на Рождественском кладбище, там же, где покоит­ся матушка Александра, рядом с отцом Николаем (Чернышевым).

 07. Доклад епископу Старорусскому Сергию (Голубцову).

 Его Преосвященству, Преосвященнейшему Сергию, епископу Старорусскому, управляющему Новгородской епархией. 

 Настоятеля Новгородского Никольского собора протоиерея Александра Ильина

Согласно благословения Вашего Преосвященства, почтительнейше представляю настоящий доклад по вопросу Причащения Святых Таин Христовых в пастырской практике моего недостоинства с 1922 года до настоящего времени. 

По приезде Вашего Преосвященства в город Новгород в конце 1955 года выявилось расхождение во взглядах на вопрос в отношении сроков Причащения между Вашим Преосвященством и моим убожеством. Оно отражалось в проповедях, руководстве, жизни и вызывало недоумение и смущение верующих. Вы считаете недопустимым частое и ежедневное Причащение, я полагаю его необходимым по возможности для исправления и духовного перерождения христианина. Я никогда не делал, не принимал и не отвергал ничего без достаточных оснований. Это расхождение во взглядах неоднократно наводило меня на мысль просить об освобождении меня от служения в соборе и разрешении перехода в другую епархию для пресечения соблазна паствы.

 Протоиерей Александр Иванович Ильин

Родители Александра Ивановича Ильина происходили из бывших крепостных крестьян. Из записей, оставленных Ильиным, следует, что родители имели на него большое влияние, большое влияние, особенно отец, который, обучившись токарному делу, работал в Петербурге. В Петербург отец забирает Александра для прохождения учебы. 

В 1917 г., Александр возвращается в родное село Гленки Новоторжского уезда и женится на деревенской учительнице Александре Васильевне Пономаревой. До 1922 года Александр служит в красной армии связистом. В 1921–1922 гг. его служба проходила в Петрограде, где он был рукоположен в диаконы преосвященным Алексием, епископом Ямбургским (будущим Патриархом). По освобождении из армии он возвращается на родину, к жене. Там его рукополагает епископ Феофил Новоторжский, викарий Тверской епархии, во священники и направляет служить в Пятницкую церковь в Торжке, где о. Александр служит до 1936 г. В этом же году он был арестован и пробыл в лагерях (Карагандинском, Томском, Асинском, Севжелдорлаге) до 1942 г. 

Амнистирован в 1953 г., а до 1946 г. был в ссылке, которую с ним разделила его матушка. В 1942–1944 гг. работал бухгалтером в Севжелдорлаге, в 1944–1946 гг. — экономистом в горторге в рабочем поселке Аркадак (Саратовская область), с 1946 по 1949 г. — настоятель Вознесенской церкви в Аркадаке. В «Воспоминаниях» о. Александр пишет, что по приезде в Аркадак были затруднения с питанием. Собирали и ели траву. Матушка заболела брюшным тифом, еле осталась жива.

 В 1948 г. о. Александр выбирается в Москву и Ленинград, встречается со старыми друзьями, по благословению митрополита Григория становится заочником в Ленинградской духовной академии.

 В 1949 г. о Александр был переведен в Ленинградскую епархию, в Казанский собор города Луга. В своих "Воспоминаниях" о. А. называет период 1945-1954 годов "сравнительно спокойным". Он покупает для поездок машину, много ездит по епархии. В 1954 г. еп. Григорий переводит его в Новгород настоятелем Никольского собора и  благочинным.

 По свидетельству его духовных чад, о. Александр никогда не говорил о годах, проведенных в тюрьме. Но в «Воспоминаниях» он пишет об этом периоде достаточно: «С августа 1936 г. в нашей жизни умножаются беды, которые самой большой тяжестью легли на мою матушку.

 В 1936 г., 27 августа, я был арестован вместе с епископом Агапитом Новоторжским и многими другими, направлен в лагерь на 5 лет. Матушка осталась с тремя детьми».

 В 1954 г. митрополит Григорий переводит о. Александра в Новгород настоятелем Никольского собора и благочинным.

 В 1957 г. Новгородская епархия была отделена от Ленинградской, и епископом Новгородским стал владыка Сергий, а о. Александр сдал дела благочиния и был назначен секретарем епископа Сергия.

 В 1958 г. умирает матушка Александра Васильевна

 В эти тяжелые дни о. Александр заканчивает духовную академию, ездит в Ленинград, сдавать последние экзамены, дописывает кандидатское сочинение.

 В 1962 г. власть закрывает Никольский собор («по просьбе трудящихся»), и о. Александр становится настоятелем Филипповской церкви.

 1 декабря 1966 г. уходит за штат.

 Если помнить о времени, в которое выпало служение о. Александру, то само слово «заниматься» не звучит. В хрущевские времена и сама проповедь была ограничена. Библия и молитвословы были величайшими достояниями. Личные черты характера о. Александра не располагали его к учительству. Мистик и аскет, культурный, глубокий, внутренне тихий, иконописец, художник, писатель — о. Александр совсем не «тянет» на грозного духовника с жреческой психологией, держащего чад на коротком поводке и все время одергивающего. Судя по «Ответам» и «Воспоминаниям», о. Александр глубоко верил не только в Бога, но и в человека, в Божественное в человеке, в свободный выбор этого Божественного человеком. Его личный опыт любви и свободы подсказывал, что ученик Христа «трости не переломит», что у него как духовника есть слово проповеди, молитва и любовь. И доверие к человеку. Насильно человека добрым, православным, верующим не сделаешь. Господь тут, рядом, надо только открыть дверь. Но Он в нее не ломится, Он тихо стучит.

 Отец Александр часто посещал своих прихожан, никогда не отказывая им в их просьбах, при встречах он проводил с ними глубокие беседы на духовные темы, приводил примеры из житий святых, привлекал эпизоды церковной и отечественной истории. Именно во время одной из таких бесед с ним познакомился семинарист Ванюша, ныне – один из самых чтимых священников Санкт-Петербурга, протоиерей Иоанн (Миронов). Батюшка Александр оставил глубокий след в его жизни и его становлении как пастыря Церкви.

 В 1948 году в Лугу приехали познакомиться с отцом Александром по совету его сестры, Анны Ивановны, друзья-семинаристы Анатолий и Евгений, ныне – почитаемые, любимые народом протоиереи Анатолий (Малинин) из Новгородского Софийского собора и Евгений (Ефимов) из Красного Села, что под Санкт-Петербургом. Евгений встретил здесь свою судьбу…

 Дочь Варя осенью 1949 года вышла замуж за ученика Ленинградской Духовной семинарии Ефимова Евгения Васильевича. Свадьбу я венчал в Толмачеве 21 ноября. Зять был рукоположен во иерея и назначен в село Черное на берегу Ладожского озера, потом переведен в Тихвинскую церковь поселка Сиверская митрополитом Григорием по моей просьбе, когда там ушел за штат протоиерей Иоанн Рудаков, мой старший сослужитель по городу Торжку.

 Батюшка Анатолий с улыбкой вспоминал о том, как отец Александр во время тоста за молодых супругов на свадьбе наотрез отказался выпить налитое ему шампанское. Спиртное он не употреблял совершенно. Ради необходимости отец Александр имел машину и увлекался фотографией, которая заменяла ему рукоделие и была своеобразным развлечением, отдыхом.

 (1963. Апрель. Новгород. Протоиерей Александр Ильин.)

  Митрополиты Григорий и Елевферий относились к отцу Александру с большим уважением. После смерти любимой матушки Александры батюшка стал часто болеть и много думал о смерти. По строго аскетическому образу жизни он давно был монахом. В его жизни все было очень мерно. Кушал он немного, словно ребенок, в основном, растительную пищу, мясного не вкушал и совершенно не употреблял спиртного. Можно сказать, что вся его жизнь была постом.

 День он начинал с молитвы, с чтения Священного Писания, творений святых отцов. Ежедневно причащался Святых Христовых Таин. К светской литературе и событиям светской жизни относился вполне равнодушно, хотя и был в курсе того, что происходило. Вместо отдыха он либо занимался машиной, либо фотографией. Писал иконы и имел к тому способности. Образ святителя Николая работы отца Александра до сих пор находится у протоиерея Анатолия (Малинина). Батюшка ходил по городу в штатской одежде, без подрясника, не желая выделять себя ничем.

  Современники отмечали у батюшки Александра особую сдержанность, военную выправку, чувство такта, сравнивали его с офицерами Царской армии. Никто никогда не видел его в гневе, в раздражении, вышедшим из себя. Отец Александр был крайне молчалив, ровен, лишь по необходимости отвечал на вопросы. Однако, отвечая, всегда  находил ясные и точные определения.

 После лагерей батюшка Александр уже не имел своего собственного жилья. В Луге и в Новгороде они с матушкой жили в церковном доме для настоятеля, где все было очень просто. Когда батюшка переехал жить в  Красное Село, у него были лишь самые простые полки для книг, не было даже шкафа для белья. Стояла односпальная железная кровать, стул, простой письменный стол. Кастрюлька, чашечки, икона – все у него было очень скромно, мизерно. Скромность, простота, даже убожество обстановки поражали посетителей отца Александра.

   Владыка Елевферий назначил ему день пострига, для батюшки уже приготовили четки, мантию, клобук. Владыке хотелось увидеть отца Александра архиереем. Однако Господь судил иначе, и постриг был отложен. Наступило время хрущевской «оттепели», когда предполагалось оставить одного «попа» в качестве музейной редкости.

Из дневника Катеньки (Екатерины Ивановны Ивановой)

Каждую субботу о.Александр вечером, после службы, делал исповедь. Общую. А потом давал разрешение, благословлял, и всегда крепко-крепко пожимал руку. Хорошие проповеди говорил.

Короче, так как мы его очень уважали, захотели к нему прийти домой с Людой. Намыли ноги. Я нажала кнопку, выходит отец Александр и говорит: «Там не закрыто, заходите!». Входим, он улыбается. Разуваем сапоги в коридоре. Вошли. Поздоровались. Матушка Александра топила печку. Я и говорю:

     - Мы, батюшка, пришли вас спроведать!

Батюшка:

 - Ну, идите в мою комнату. Садитесь! Мы сели на диван. Он сел на стул перед нами.

Я говорю:

 - Мы, батюшка, пришли к Вам с вопросами. Нам отец Сергий говорил, что если будут какие вопросы, обращайтесь к настоятелю. Я достала из кармана вопросы и отдала ему.

 1.Что означает:Херувимская песнь.

 2. Почему в храме Божием вдруг чудится ночью?

 3. Что такое праздное слово?

 4. На реках Вавилонских почему плакали? И почему младенцев избивали?

 5. Обязательно ли пред Причастием четыре  дня поститься?

Он нам долго всё объяснял и иногда улыбался. Я спросила: «Молитвы перед сном и утром нужно читать одни и те же?»

Он дал нам по новенькому краткому молитвослову, а через некоторое время и всем певчим. Этот молитвослов жив, только я его отдала Олегу Николаеву.Потом мы встали и поблагодарили.

 - Если ещё будут какие вопросы, спрашивайте у меня: или до проповеди, или как сейчас.

Мы пошли обуваться в коридор.

 - Сапог нет, батюшка! Сапог нет!

Он смеётся: «Ну вот, сапоги убежали! Это матушка поставила их в прихожую, а то, говорит, настынут!»

Радостные, побежали домой рассказывать, как мы были у батюшки! И что теперь мы знаем, что младенцы – это грехи, а Христос – это камень.


Материал собирала  и работу составила м. Галина Слукина.

 

Скачать материал в формате PDF