Исидор II (Никольский), митрополит Новгородский

Митрополит
Исидор II
(в миру Иаков Сергеевич Никольский)
на кафедре с 1860 по 1892 гг.
† 1892 г.

Последний митрополит Новгородский, С.-Петербург­ский и Финляндский высокопреосвященный владыка Исидор по происхождению своему был сыном сельского диакона. Родился он 1 октября 1799 г. в селе Никольском Каширского уезда Тульской губернии, а в декабре того же года лишился отца. Бедность, горе и нужда были спутниками детства и отрочества будущего митрополита. Обучившись под руководством зятя (поступившего на место отца) грамоте, сирота Никольский в 1807 г. поступил в Тульское духовное училище, где на небольшое назначенное ему пособие занимал квартиру. С 1813 г. Никольский обучался в Тульской духовной семинарии и в первые годы крайне бедствовал, но потом нашел себе уроки, а в богословском классе даже жил у ректора семинарии, исполняя должность келейника. В 1821 г. по окончании курса Никольский предназначался на должность лектора словесности при семинарии, но по неожиданному требованию был послан вместе с другими воспитанниками в состав VI курса С.-Петербургской духовной академии. В Петербург он прибыл с полученным от матери на всю свою будущность полтинником, значит, и в академии нужда не покидала его, хотя и не в той степени, как в училище и семинарии. В академии он был на казенном содержании, исполнял обязанности старшего, в списках курса занимал видное место, его курсовое сочинение «О вере оправдывающей» было отмечено высшим баллом, его академические проповеди были признаны прекрасными по духу, направлению и отделке в изложении, и в июле 1825 г. он окончил курс академии вторым по успехам. На запрос академического начальства, кто из воспитанников в каком звании желает быть, Никольский, свыкшийся с нуждою, скромный, застенчивый, незнакомый со светской жизнью и ее удовольствиями, 25 июня 1825 г. подал такое заявление:

«Господь наш Иисус Христос, призывающий всех людей ко спасению, с давнего времени произвел во мне желание посвятить себя на служение Ему и Его Церкви. К исполнению сего моего желания я нахожу удобнейшим для себя состояние безбрачное и решительно избираю звание монашеское. Почему академическое правление покорнейше прошу исходатайствовать мне позволение вступить в звание монашеское».

Разрешение последовало, и 22 августа 1825 г. Никольский был пострижен в монашество с именем Исидора, 29 августа рукоположен в иеродиакона и 5 сентября – в иеромонаха. В это же время началась и служебная деятельность о. Исидора: 28 августа он оставлен был при академии бакалавром по предмету священного писания и священной герменевтики, затем 10 сентября он был сделан библиотекарем, 17 декабря утвержден в степени кандидата, 30 октября 1826 г. удостоен степени магистра богословия, преподавал в академии нравственное богословие, с 10 марта 1827 г. состоял действительным членом академической конференции и 26 августа 1827 г. причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. В четыре года академической службы о. Исидор заявил о себе как о человеке деловом, серьезном и трудолюбивом. Как преподаватель, он усидчиво занимался и всесторонне изучал свой предмет; составленные им программы лекций отличаются полнотою и выдержанностью плана, простотою схемы, широким развитием общих вопросов, относящихся к истории науки, канона, священного текста и большим количеством мест Священного Писания, вводимых для разъяснения. Как библиотекарь, он привел к единству существовавшие дотоле академические каталоги, составив общий каталог библиотеки. В то же время он участвовал в переводах святоотеческих творений, помещавшихся тогда в «Христианском Чтении», и четыре года держал корректуру этого журнала.

Отца Исидора ожидало более высокое служение, в 1829 г. он расстался с академией: 14 августа он был произведен в архимандрита мценского Петропавловского монастыря, а 24 августа назначен ректором Орловской духовной семинарии и профессором богословских наук, с 11 ноября состоял присутствующим в Орловской духовной консистории. Своей педагогической деятельностью и блестящим состоянием вверенной ему семинарии архимандрит Исидор обратил на себя внимание высшей администрации и по ходатайству приснопамятного Московского митрополита Филарета 21 июля 1833 г. был перемещен на должность ректора и профессора богословских наук в Московскую духовную семинарию с назначением настоятелем московского Заиконоспасского монастыря. Обе семинарии, имевшие у себя ректором архимандрита Исидора, за его попечительность и ревностные труды питали к нему любовь и признательность. Служение его в Московской семинарии было переходной ступенью к архиерейству. Митрополит Филарет скоро увидел и оценил высокие достоинства и административные способности архимандрита Исидора и пожелал иметь его своим ближайшим сотрудником по епархиальному управлению. 16 октября 1834 г. состоялся Высочайший указ о назначении архимандрита Исидора епископом Дмитровским, викарием Московской епархии; 9 ноября было наречение, а 11 ноября – хиротония в Чудовом монастыре. Вручая архипастырский жезл новопоставленному епископу, митрополит Филарет говорил: «Воспоминаю тебе возгревати дар Божий, живущий в тебе возложением руку моею» (2 Тим. 1, 6). Он Сам, – Верховный Пастыреначальник наш, да упасет и управит тебя и дарованный тебе ныне дар Свой да сохранит в тебе, и возрастит, и многоплодным сотворит, в оправдание благопопечительнаго избрания Державной и Священной Власти, в благопотребное и полезное служение Церкви и в облегчение бремени на мою немощь возложеннаго. Да будет жезл сей твой и моею на время подпорою!»

Два с половиной года преосвященный Исидор под руководством мудрого Московского первосвятителя с честью и достоинством проходил лучшую и высшую школу святительства для новорукоположенного епископа и навсегда остался верен ей. Он просматривал все дела консистории и представлял их митрополиту со своим мнением; рассматривал проповеди, нередко даже и самого Филарета, который посылал их к нему для того, чтобы слышать его откровенное, без всякой лести, мнение; читал по поручению митрополита курсовые сочинения студентов Московской духовной академии; обозревал епархию; во время отсутствия митрополита и пребывания его в Петербурге занимал место первоприсутствующего в Московской синодальной конторе; преосвященный Исидор был любим всеми – и пасомыми, и духовенством, и академической корпорацией.

5 июня 1837 г. преосвященный Исидор был назначен на самостоятельную кафедру Полоцкую с наименованием его епископом Полоцким и Виленским, а 6 апреля 1840 г. перемещен в Могилев. Деятельность его в Полоцкой и Могилевской епархиях была одна и та же – воссоединение униатов с православной церковью (1839 г.). Заслуга его в этом деле громадна. Вступив на невозделанную ниву Божию в цвете сил и во всеоружии опыта, любви и веры, преосвященный Исидор решил бороться с латинской пропагандой со свойственными ему энергией, терпением, кротостью и любовью. Благодаря его великому такту, в короткое время униаты-враги обратились в друзей-союзников. Завершив свою деятельность в Полоцкой епархии воссоединением униатов, преосвященный Исидор в Могилевской епархии сделал удачный почин подчинения воссо­единенных церквей древнеправославному Могилевскому епископу. Его стараниями укрепилось в тех епархиях православие, процвели храмы Божии и благоукрасились обители иноческие (Свято-Духовский в Вильне, Пожайский близ Ковны).

Великие труды его были оценены возведением его 5 апреля 1841 г. в сан архиепископа.

Следующим местом служения преосвященного Исидора была другая окраина России – Грузия. 12 ноября 1844 г. он был назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским со званием члена Св. Синода и экзарха Грузии, где прослужил без малого 14 лет. Еще не покоренный окончательно Кавказский край был тогда вечным очагом военных действий и тревожных восстаний и набегов горцев и требовал благоустройства во всех отношениях. Церковная жизнь была там особенно не благоустроена: у экзарха не было ни канцелярии, ни одного духовного правления; храмы ветхие и бедные, духовенство без образования и в нищете, самое православие в пастве было далеко не твердо. Новому экзарху предстояло немало трудов. Преосвященный Исидор устроил архиерей­ский дом, возобновил ветхие, иногда древние, представляющие большой интерес в истории Церкви храмы (знаменитый Сионский собор в Тифлисе); много потрудился над восстановлением побежденного исламом христианства в Осетии, Сванетии и Цебельде, учредил новую Абхазскую епархию, издал Библию на грузинском языке, духовенство обеспечил содержанием, учредил в Мцхете женское училище для дочерей бедного духовенства и проч. Он часто предпринимал тяжелые и трудные поездки для обозрения епархии, проезжая нередко верхом по горным узким тропинкам или переезжая вброд бурные горные потоки и реки, он много раз подвергал свою жизнь серьезной опасности, а три раза едва не попался в плен к горцам. Он учредил там «Общество воздвижения Св. Креста на Кавказе» для ограждения христиан от неверных и для утверждения веры Христовой между горцами путем открытия в мусульманских селениях школ для обучения детей русскому языку (Общество это после переименовано в «Общество восстановления и утверждения православия на Кавказе»). Вообще, кавказский период жизни и деятельности владыки Исидора считается одним из плодотворнейших и замечательнейших. Непомерные труды вредно отзывались на здоровье преосвященного, и в 1853 г. поднят был даже вопрос о переводе его на Ярославскую кафедру. 26 августа 1856 г. архиепископ Исидор «за неусыпную, при долговременном архипастырском служении, заботливость о вверенных паствах и за ревностные на проходимом поприще труды по общему управлению церковными делами закавказского края, к постепенному в нем благоустройству духовной части», лично возведен в сан митрополита.

1 марта 1858 г. высокопреосвященный Исидор, «архипастырь, исполненный заслуг и ревности в священном деле назидания душ и церковного благоуправления», был назначен митрополитом Киевским и Галицким и при вступлении на паству в душевном волнении говорил:

«Смутился дух мой, услышав, что рек о мне Господь мой, – и тяжелая забота пала на сердце. Идти не с посохом путника, а с жезлом пастыря – на место, освященное красными стопами первозванного апостола и подвигами равноапостольнаго Владимира, просветившаго верою Христовою все отечество наше, – приять на слабые рамена бремя служения церкви, благодатию Божиею толико прославленной и святой лавры, сияющей славою чудес и равноангельскаго жития дивных подвижников веры и благочестия, – взойти на сию гору Господню и стать на месте святем... поверьте, братия, – это не легко, это страшно и для духа более крепкаго и опытнаго».

Киевской пастве не суждено было долго оставаться под мудрым водительством владыки Исидора. В течение своего двухлетнего управления Киевской митрополией архипастырь только с небольшим год пробыл в Киеве и не успел почти ничего сделать для своей новой паствы. Все знали, что митрополиту Исидору предназначено высшее служение, но никто не ждал, что это случится так скоро. Неожиданная кончина митрополита Григория ускорила ход дела. 1 июля 1860 г. последовало Высочайшее назначение его митрополитом Новгородским, С.-Петербургским, Финляндским и Эстляндским, священноархимандритом Александро-Невской лавры, первоприсутствующим Св. Синода и главным попечителем Императорского человеколюбивого общества. Вот размышления из дневника владыки Исидора по поводу этого назначения:

«Быть может, иной думает, что я желал бы перемещения на север. Ошибаются. Я принял бы это с послушанием и душевною скорбию, как тягчайшее испытание, которое скоро положило бы предел моей жизни. Это был бы для меня приговор: се Аз посылаю тя, яко овцу среди волков... Немощь человеческая вопиет: что я там буду делать? Где возьму характер, нужный среди обуреваний разного рода? Где взять опытность для дел, за которыя впервые приходится взяться? Как пройти водоворот и хранить благо и целость церкви среди стремлений со всех сторон к ея разрушению, ограблению и омрачению? Откуда взять силу к отражению волков, когда первая сила составляет слабую опору для безсилия? Bepa говорит: замолчи. Разве ты своею силою можешь что либо сделать?

А ежели Бог захочет и немощное может сделаться крепче человека. Пусть будет то, что благословит Господь, а не то, что ты хочешь. Аминь, Аминь, Аминь!.. Если страдания падут на мою только личность, нечего тужить о том. Личность моя не дорога, и потеря будет незаметна. Но избави Бог, если моя неспособность сделается виною важных упущений, от которых произойдет вред для церкви и ея иерархии! В этом все мое безпокойство, опасение, мучительная тревога души! – И однако – буди воля Господня! Я не вторгался во двор овчий, не лазил инуде, не искал, не просил, не знал, как совершился выбор и пал на меня этот тяжелый, несчастный жребий!»

11 августа 1860 г. митрополит Исидор прибыл в Петербург и в течение 32 лет с изумительной твердостью, мудростью и энергией правил не только тремя обширными епархиями, но и всею Русскою Церковью. Во время смутное и тяжелое, в эпоху реформ и сопутствовавшего им шатания умов, колебания устоев мысли и жизни, в эпоху тяжких испытаний и наступающих ныне отрезвлений и умиротворения, во время долголетнего первосвятительства митрополита Исидора были великие события, в коих он был непременным, а иногда и первым соучастником, деятелем и споспешником. В 1861 г. он совершил открытие мощей святителя и чудотворца Тихона, епископа Воронежского и Задонского, уроженца Новгород­ской губернии, воспитанника и затем наставника Новгородской духовной семинарии, бывшего в 1761–1763 гг. викария Новгородского. В 1862 г. 8 сентября владыка как хозяин с особенным блеском и торжеством праздновал в Новгороде тысячелетие России при участии самого Государя Императора и других особ царской фамилии. При его участии совершилась и духовно-учебная реформа (1867–1869 гг.), и церковно-судебная. Он создал в 1869 г. «Александро-Невский дом для призрения бедных духовнаго звания» в С.-Петербурге и при нем Исидоровское епархиальное женское училище. Деревяницкое и Державинское (в Званке) женские духовные училища – тоже плоды постоянных забот и попечений архипастыря о вверенном ему духовенстве. Его непосредственное участие в великом деле перевода Священного Писания на русский язык привело в 1875 г. это важное и многолетнее дело к желанному и благополучному концу. В этом же году совершилось окончательное (давно начатое владыкою) присоединение западнорусских униатов к православию. Как главный попечитель Императорского человеколюбивого общества, он принимал в его делах горячее участие: необыкновенно широко развил его благотворительную деятельность, значительно улучшил находящиеся в его ведении учебные заведения и увеличил его капитал до 2 миллионов. А кто не слыхал о личной его благотворительности? Толпы бедных сопровождали его всюду, и никто не уходил без щедрого подаяния. Для своей епархии владыка Исидор был всегда и во всем попечительным отцом, входившим во все нужды и потребности духовенства, – все находили у него и добрый совет и святительское наставление. И долго еще будут переходить из уст в уста и от поколения к поколению рассказы о мудрых ответах владыки духовенству по поводу недоуменных вопросов (например, относительно служения панихид по лютеранам), об остроумных его замечаниях по поводу не в меру увлекшихся чем-либо его подчиненных и почитателей или ссорящихся из-за первенства в служении священников; о том, какой он был веселый, остроумный и занимательный собеседник с массою почитателей и почитательниц, в частном ли доме или у себя (например, в день тезоименитства); о его любви к детям, добродушии и снисходительности при их оплошностях (один, например, уселся на приготовленное для владыки во время его служения кресло в алтаре) и проч. и проч.

Очень близко к нам еще время долговременного и доблест­ного архипастырского служения владыки Исидора; свежа еще могила, сокрывшая от нас прах маститого владыки, и не настало еще время для беспристрастного суждения о значении митрополита Исидора в истории Церкви нашего Отечества.

В «Биографическом словаре русских исторических деятелей» личность митрополита Исидора характеризована следующим образом: «Обладая ровным характером, никогда не увлекающимся и не волнующимся, большою начитанностью и житейскою опытностию и от природы одаренный тонкой наблюдательностью, митрополит Исидор в своей разнообразной и широкой деятельности, хотя и не являлся выдающимся инициатором – руководителем известного направления, но зато был совершенно чужд и тех теоретических, партийных, страстных и личных увлечений, которые для иных становятся иногда выше интересов самого дела; митрополит Исидор был человек по природному складу своего ума и образованию не столько теорий, идей, направлений, сколько практики, дела, и во всякое дело он вносил опытность, твердость, последовательность. Этим объясняется и то странное, на первый взгляд, обстоятельство, что он мог не только уживаться с самыми разнообразными течениями и направлениями в области церковной жизни, но и быть проводником и исполнителем их. Правда, если ему приходилось осуществлять такие мероприятия, с которыми он в душе не был согласен, то он всегда умел их ослабить, даже совсем парализовать, но делалось это всегда тихо, спокойно, практично, без всякой личной борьбы с виновниками этих мероприятий, без всякого обострения с ними отношений. Соответственно этому общему характеру и направлению деятельности митрополита Исидора проходила и вся личная жизнь его. Его рабочий день обыкновенно начинался в 6 часов утра и непрерывно продолжался до тех пор, пока он не прочитывал всех поступивших к нему синодальных и епархиальных бумаг и частной корреспонденции. Две громаднейших по пространству, населению и количеству церквей и монастырей епархии – Новгородская и С.-Петербургская – с их консисториями, семинариями, училищами и академиею, и третья – Финляндия, хотя небольшая в численном отношении, но зато поставленная в исключительные условия во всех отношениях, требовали при управлении ими непрерывного напряжения, внимания и опытности; кроме того, как первенствующий член Св. Синода и старейший из всех русских иерархов (почти всех их хиротонисавший), он получал от них массу запросов по разным сомнительным случаям архипастырской практики и на все предложенные запросы давал советы и указания. Как митрополит С.-Петербургский, он постоянно должен был принимать лично, кроме подчиненного ему и разного приезжего духовенства, еще массу светских высокопоставленных лиц. Со всей этой разнообразнейшей деятельностью митрополит Исидор успевал справляться исключительно благодаря своей неизменной аккуратности в делах, не нарушавшейся никакими событиями, никакими величайшими праздниками. Каждый день в известное время неизменно им сдавались вороха официальных и частных бумаг с положенными на них резолюциями. Его положением митрополита объясняется и то, что он обнаруживал всегда большую склонность к бумажной переписке, чем к непосредственному живому общению с подчиненными ему лицами. Он просто не находил времени с ними беседовать. Нравственное влияние митрополита Исидора среди русской иерархии и светских чиновников духовного ведомства было громадное. Он являлся живой летописью текущего столетия, каждый не мог не знать, что митрополит начал свою деятельность еще в то отдаленное время, когда все отрасли церковного управления: административная, духовно-учебная и экономическая – были сосредоточены, согласно регламенту, непосредственно в Св. Синоде; на его глазах совершались все выдающиеся реформы и преобразования в духовном ведомстве за настоящее столетие, и потому он мог подвести всегда живую справку о скрытых мотивах некоторых из этих реформ и преобразований и об отношении и участии в них тех или других деятелей. Бывали случаи, когда он одним словом мог затормозить или совсем отклонить какой-нибудь проект. Поэтому все прислушивались к его словам и взглядам, и всем приходилось считаться с ними. Подробная и беспристрастная история оценит степень его личного участия и отношения к церковным реформам, совершившимся за тот период, когда он был первенствующим членом Св. Синода, и определит его влияние на церковные дела. Теперь же, до обнародования многих документов, всякие суждения были бы рановременны или субъективны».

Высокопреосвященный Исидор имел все награды, присвоенные духовным лицам, со включением патриарших отличий: ношения двух панагий и предношения креста в священнослужении. В высочайших рескриптах при награждении владыки тем или другим знаком отличия восхвалялись его непрестанные труды, ближайшее участие и руководство в делах высшего церковного управления, в решении важных церковных вопросов, в обсуждении и приведении в действие мер, в последнее время предпринятых на пользу церкви и ее служителей.

Митрополит Исидор состоял членом (почетным или действительным) следующих ученых обществ (по хронологиче­скому порядку избрания): копенгагенского – северных древностей, Императорского русского географического, Киевской академической конференции, Императорской академии наук, С.-Петербургской и Московской академических конференций, комитета грамотности при московском обществе сельского хозяйства, Императорского русского археологического общества, С.-Петербургского университета, медико-хирургической академии, общества восстановления православия на Кавказе, музея Цесаревича в Москве и Московского университета.

Из печатных трудов владыки Исидора имеются только его «Слова и речи», изданные отдельными брошюрами и затем в одном томе, в Петербурге в 1876 г.

Кончина 93-летнего архипастыря последовала 7 сентября 1892 г. в 9 часу вечера; с весны уже здоровье владыки пошатнулось, а в августе 23 числа появилось рожистое воспаление, закончившееся смертию. Тело владыки Исидора погребено в устроенной им Исидоровской церкви в Александро-Невской лавре.

Деятельными помощниками митрополита Исидора при 32-летнем управлении Новгородской епархией были следующие десять его викариев – епископов Старорусских: в 1860–1862 гг. преосвященный Феофилакт (Губин), в 1863 г. преосвященный Герасим (Добросердов), в 1864–1866 гг. преосвященный Аполлос (Беляев), в 1866–1869 гг. преосвященный Серафим (Протопопов), в 1869–1874 гг. преосвященный Феоктист (Попов), в 1875–1877 гг. преосвященный Никодим (Белокуров), в 1876–1882 гг. преосвященный Варсонофий (Охотин), в 1882–1888 гг. преосвященный Анастасий (Добрадин), в 1888–1891 гг. преосвященный Владимир (Богоявленский) и в 1892 г. преосвященный Антоний (Соколов).

Феофилакт (в миру – Федор Дмитриевич Губин) был сыном диакона и родился в селе Маковцах Тарусского уезда Калужской губернии в марте 1818 г. Молодость его прошла в тяжелом труде и немалой нужде: целых 16 лет посвятил он своему образованию в училище, с 1832 г. – в Калужской семинарии и с 1838 г. – в Московской академии. 8 марта 1842 г. он постригся в монашество с именем Феофилакта, 15 марта был рукоположен в иеродиакона и 28 июня – в иеромонаха. Приготовившись наукой и жизнью к общественному служению и сделавшись по влечению сердца иноком, о. Феофилакт 21 сентября 1842 г. вступил на духовно-учебное поприще и послужил духовному юношеству целых 18 лет, сначала наставником по богословским предметам и инспектором в Олонецкой семинарии, в 1845 г. исправлял должность ректора Петрозаводских училищ, с 3 мая 1850 г. был ректором в Калужской и с 1 декабря 1857 г. – ректором в Волынской семинарии; – во всех местах служения о. Феофилакт был и экзаменатором ставленников, и членом консистории, и цензором проповедей, и благочинным монастырей; в 1843 г. он удостоен степени магистра богословия, а в 1850 г. возведен в сан архимандрита и последовательно настоятельствовал в Покровском-Добром Лихвинском и в Загаецком монастырях. На 1860 г. он вызван был в Петербург для исполнения чреды священнослужения и проповеди Слова Божия, присутствовал во 2-й экспедиции С.-Петербург­ской духовной консистории и состоял членом комитета по преобразованию духовно-учебных заведений. 22 сентября 1860 г. он был определен, 2 октября хиротонисан в епископа Старорусского, викария Новгородскому митрополиту Исидору.

Через два года, 1 декабря 1862 г., преосвященный Феофилакт назначен самостоятельным епископом Кавказским и Черноморским или Екатеринодарским. «Измерил я, – говорил он о себе, – из конца в конец всю Россию, теперь некуда ехать дальше могилы». Преосвященный Феофилакт был муж науки и опыта, ревнитель веры и благочестия. Последнюю и большую половину своей жизни (34 года) он был болен катаром желудка, перешедшим в конце концов в чахотку. Непомерные труды по епархии, особенно по присоединению к ней казачьего духовенства Терской и Кубанской областей, изнурили преосвященного: ни старания врачей, ни железные воды Кавказа не спасли Архипастыря. В 1872 г. 11 мая в шесть часов вечера он скончался.

Герасим (в миру – Георгий Иванович Добросердов) родился в 1809 г. на далеком севере азиатской России в селе Бельском Иркутской губернии и был сыном причетника. Несмотря на бедность происхождения, он обучался в духовном училище и в 1832 г. кончил курс в Иркутской семинарии. Сразу же по окончании курса 25 июля поступил учителем и инспектором в Иркутское духовное училище, а в 1836 г. 12 апреля был рукоположен в священника к Иркутской Преображенской церкви и сделан членом консистории. Овдовев, он в 1841 г. поступил в С.-Петербургскую духовную академию, где в 1845 г. 28 февраля принял пострижение в монашество с именем Герасима. С 29 сентября 1845 г. подвязался на педагогическом поприще в пяти духовных семинариях: учителем – в Тверской, с 1846 г. инспектором и ректором – в Кавказской, с 1850 г. – в Симбирской, с 1855 г. – в Харьковской и с 12 марта 1860 г. – в Калужской. В 1846 г. 1 октября он произведен был в игумена, в том же году 6 октября удостоен степени магистра богословия, а в 1849 г. 12 мая возведен в сан архимандрита и был настоятелем Старо-Харьковского Преображенского и Покровского Добролихвинского монастырей. Ровностью своего обращения, сдержанностью, аккуратностью и выносливостью, благородным и примирительным образом действий он умел снискивать общее к себе уважение и доверие. В 1858 г. архимандрит Герасим был вызван в С.-Петербург на чреду священнослужения, оставался там два года и постоянно исполнял различные, возлагаемые на него митрополитом Григорием поручения. Из Калуги же он в 1863 г. был вызван в Петербург для хиротонии в епископа Старорусского, викария Новгород­ской епархии (26 января определен и 10 марта хиротонисан). Затем с 13 января 1864 г. был епископом Ревельским и с 24 июня 1865 г. – епископом Ладожским – викарным С.-Петербургской епархии. Самостоятельную епископскую кафедру в Самаре он получил 26 января 1866 г.; наконец 8 декабря 1877 г. назначен епископом в Астрахань. Пройдя таким образом почти всю Россию от востока до запада и от севера до крайних пределов юга, преосвященный Герасим скончался в г. Астрахани 24 июня 1880 г. «Мы имеем полное право удивляться жизни и деятельности преосвященного. Она отмечена, вопреки господствующему сухому характеру служебного поприща, искренним благорасположением к каждому, с кем только приходилось ему иметь дело. Он сумел осмыслить 46-летнюю служебную свою деятельность, сумел придать ей человеческое достоинство и спасти ее от разъедающих ржавчин эгоизма. Трудно представить себе личность более самобытную, нежели каков был преосвященный Герасим. Это была личность откровенная, благонамеренная и великодушная, отличавшаяся теплою, чистою душою и непреклонным исполнением своих обязанностей; он был служака, человек строгого порядка, правосудия и законной власти; его величавая осанка, его глубокий, покойный взор, несколько отрывистая и повелительная, но согретая чувством речь, выказывали в нем человека решительного и привыкшего владеть собою; основными качествами его характера были честность, прямота, бескорыстие, богобоязненность, долготерпение и мудрая доверчивость; по чистоте и возвышенности своего характера и по своему нравственному достоинству, преосвященный Герасим принадлежал к числу людей редко встречающихся».

Аполлос (в миру – Иоанн Георгиевич Беляев) родился 11 апреля 1812 г. в селе Волохове Александровского уезда Владимирской губернии, был сыном священника. Образование получил во Владимирской духовной семинарии и в 1835–1838 гг. – в Киевской духовной академии, где 25 сентября 1838 г. постригся в монашество с именем Аполлоса и 1 ав­густа 1839 г. рукоположен в иеромонахи. 25 лет подвизался на духовно-учебном поприще в пяти духовных семинариях: сначала наставником с 29 сентября 1839 г. Орловской, через месяц – Тверской, с 27 августа 1841 г. – Владимирской, а затем с 31 октября 1847 г. – инспектором и с 21 феврали 1854 г. – ректором Астраханской, а с 26 октября 1856 г. – ректором Псковской семинарии. 26 марта 1842 г. он удостоен степени магистра богословия, 29 августа 1849 г. произведен в игумена и 9 ноября 1851 г. – в архимандрита. Настоятельствовал в астраханском Иоанно-Предтеченском и Псково-Печерском Успенском монастырях. По званию ректора семинарий состоял членом духовных консисторий и благочинным монастырей. На 1859 г. вызван был в С.-Петербург для исправления чреды священнослужения. В 1864 г. 21 января назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии, хиротонисан 16 февраля того же года. В том же году 16 декабря назначен был председателем Новгородского губернского комитета по учреждению училищ, а в 1865 г., по поручению высшего начальства, обозревал Новгородскую духовную семинарию. В 1866 г. 22 февраля он назначен был епископом Ладожским, викарием С.-Петербургской епархии и в том же году 13 декабря получил в управление Вятскую епархию. В 1868 г. 14 октября он сделан был настоятелем Крестовоздвиженского монастыря, в 1879–1880 гг. состоял присутствующим в Св. Синоде, 20 апреля 1880 г. возведен в сан архиепископа и 7 июня 1885 г. уволен был по прошению на покой в Слободской-Крестовоздвиженский монастырь, где в том же году 26 ноября скончался. Преосвященный Аполлос был мудрый и деятельный архипастырь. Известны его послания к священнослужителям своей паствы, археологическое описание Псково-Печерского монастыря и много проповедей.

Серафим (в миру – Симеон Иванович Протопопов) родился в 1818 г. в г. Москве на Сретенке, сын священника. Обучался в Московской духовной семинарии и с 1840 г. – в Московской академии, где в 1844 г. окончил курс со степенью магистра богословия. По окончании курса 12 декабря назначен на духовно-учебную службу в Казанскую духовную академию, там был баккалавром, профессором и с 1854 г. – инспектором; в разное время он преподавал всеобщую словесность, патристику, гомилетику, Священное Писание, нравственное богословие, литургику, французский и немецкий языки. В Казанской же академии он 8 ноября 1847 г. постригся в монашество с именем Серафима, 19 ноября рукоположен в иеродиакона и 20 ноября – в иеромонаха, а 8 июня 1852 г. возведен в сан архимандрита; в 1854 г. его профессорские труды увеличились назначением его редактором «Православного Собеседника» и членом цензурного комитета. После 12-летней службы в академии архимандрит Серафим был назначен 11 октября 1855 г. ректором Симбирской семинарии, а 9 июля 1856 г. переведен на такую же должность в Тверь, где дан был ему в управление и тверской Отроч монастырь. После долгого пути приобретения знаний, образования характера, воли и такта, столь необходимых для лиц, готовящихся к архипастырскому служению, архимандрит Серафим 21 февраля 1866 г. был назначен епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии, хиротонисан в том же году 10 апреля. Самостоятельное его святительство началось 4 апреля 1869 г., когда он был назначен епископом Смоленским и Дорогобужским;. 2 октября 1874 г. он был уже епископом Рижским и Митавским, а с 8 декабря 1877 г. – Самарским и Ставропольским, где прослужил 13 лет. В 1886–1887 гг. он присутствовал в Св. Синоде, рассматривал, значительно дополнял и изменял учебные программы духовных семинарий. По своим личным качествам, образованию, твердости характера и непреклонности воззрений и убеждений преосвященный Серафим был одним из выдающихся иерархов русской церкви. Он не писал для печати, но беседа его, постоянно умная и поучи­тельная, всегда отличалась тактом, многоведением, замечательной критической оценкой фактов и глубиною мысли.

11 января 1891 г., после двухмесячной тяжкой и мучительной болезни, он скончался на 72-м году от рождения.

Феоктист (в миру – Федор Аполлонович Попов) был сыном священника, родился в 1826 г. в Украине, в слободе Верхнем Салтове Волчанского уезда Харьковской губернии. Образование получил с 1841 г. в Харьковской семинарии и с 1847 г. – в Киевской духовной академии. В 1851 г. окончил курс со степенью магистра и 5 августа постригся в монашество с именем Феоктиста, 14 августа рукоположен в иеродиакона и 26 сентября – в иеромонаха. С 27 сентября 1851 г. началась его духовно-учебная служба, сначала помощником ректора Воронежской семинарии, с 1853 г. – наставником и инспектором Киевской семинарии; в 1859 г. 5 декабря он был переведен на должность ректора в Тамбовскую семинарию, а в 1860 г. 6 октября возвратился снова в Киевскую семинарию, только уже на должность ректора. В 1854 г. о. Феоктист был причислен к соборным иеромонахам Киево-Печерской лавры, в 1859 г. 20 декабря возведен в сан архимандрита (архимандрит Феоктист был настоятелем Козловского Троицкого Тамбовской епархии и Киево-Пустынно-Николаевского монастырей, в Киеве же редактором журнала «Руководство для сел. наст.», издаваемого при семинарии), состоял членом консисторий, благочинным монастырей и цензором проповедей. В 1868–1869 гг. исправлял в С.-Петербурге чреду священнослужения, состоял членом Петербургской духовной консистории и членом комитета о преобразовании духовных академий. 19 мая 1869 г. состоялся Высочайший указ о назначении архимандрита Феоктиста епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии, 13 мая было наречение и 25 мая – хиротония. В Новгороде ему поручено было управление Хутынским монастырем, он принимал участие в занятиях Новгородского губернского училищного совета, председательствовал в Новгородском губернском присутствии по обеспечению быта православного духовенства в Новгородской епархии; открывал по поручению митрополита Званкский женский монастырь и епархиальное женское Державинское училище, в нем 31 августа 1869 г. обозревал епархию и проч. 7 декабря 1874 г. назначен самостоятельным епископом Симбирским и Сызранским, основал там в 1876 г. Симбирское епархиальное женское училище; в 1877 г. обозревал Самарскую епархию по всем частям епархиального управления. В 1882 г. 28 сентября перемещен на Рязанскую епископ­скую кафедру, а в 1885 г. 24 марта возведен в сан архиепископа; с участием и вниманием относился к положению и нуждам церковно-приходских школ в Рязанской епархии. Преосвященный Феоктист состоял почетным членом Новгородского епархиального братства, С.-Петербургского археологического института (за содействие рязанской ученой архивной комиссии), Киевской духовной академии и церковно-археологического общества при ней. Скончался преосвященный Феоктист внезапно, от паралича сердца, 2 декабря 1894 г.

Никодим (в миру – Николай Петрович Белокуров) родился в 1827 г. в Московской губернии, происходил из духовного звания. Образование получил в Вифанской семинарии и с 1848 г. – в Московской духовной академии, где в 1852 г. окончил курс со степенью магистра богословия. 21 октября 1852 г. был назначен учителем в Вологодскую семинарию и там 18 января 1853 г. постригся в монашество с именем Никодима, 2 февраля рукоположен в иеродиакона и 3 февраля – в иеромонаха. 18 ноября 1853 г. перемещен инспектором в Вифан­скую семинарию и в 1856 г. причислен к соборным иеромонахам Московского Донского монастыря; в 1858 г. 13 апреля возведен в сан архимандрита и 16 декабря перемещен инспектором в Московскую семинарию. В 1861 г. 30 декабря снова перешел в Вифанскую семинарию, но уже ректором, а в 1866 г. 21 марта назначен настоятелем московского Златоус­того монастыря и 12 августа – ректором Московской семинарии. С 10 марта 1867 г. архимандрит Никодим настоятельствовал в московском Богоявленском монастыре и 31 марта 1869 г. уволился по расстроенному здоровью от духовно-училищной службы и состоял только настоятелем монастыря, членом консистории и благочинным монастырей. На 1873 г. он вызван был в С.-Петербург на чреду священнослужения и 18 мая 1873 г. назначен наместником Александро-Невской Лавры. 10 февраля 1875 г. он определен был епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии и 6 апреля хиротонисан, а 17 июня 1876 г. перемещен в Москву епископом Дмитровским, викарием Московской епархии, где 15 октября 1877 г. скончался на 50 году от рождения.

Преосвященный Никодим известен своими трудами по Московскому обществу любителей духовного просвещения. Из сочинений его напечатаны: «Благовещение»; «Сретение Господне»; «Сведения о жизни и трудах св. евангелистов Матфея, Марка и Луки»; «Чудесные знамения, последовавшие за смертию Господа нашего Иисуса Христа»; «Описание московского Богоявленского монастыря».

Варсонофий (в миру – Яков Петрович Охотин), сын диакона, родился в селе Красном Лебедянского уезда Тамбов­ской губернии в 1830 г. Образование получил в Тамбовской семинарии и с 1850 г. – в Казанской духовной академии, где в 1853 г. 4 июля постригся в монашество с именем Варсонофия, 26 июля был рукоположен во иеродиакона и в 1854 г. 8 июля – в иеромонаха. По окончании курса магистром более двадцати лет состоял на службе в Казанской духовной семинарии, сначала наставником, с 1885 г. – инспектором и с 1864 г. – ректором. 18 января 1861 г. он был возведен в сан архимандрита и настоятельствовал в Кизическом и Иоанно-Предтеченском казанских монастырях, а по званию ректора состоял членом духовной консистории. В 1875 г. исполнял в Петербурге чреду священнослужения и занимался во 2-й экспедиции С.-Петербургской консистории. В 1876 г. 9 сентября Высочайшим указом повелено ему быть епископом Екатеринбургским, викарием Пермской епархии, хиротонисан 31 октября того же года, и в том же году 16 ноября, по представлению митрополита Исидора, перемещен на кафедру Старорусского епископа, викария Новгородской епархии. В 1882 г. 28 сентября преосвященный Варсонофий перемещен был на самостоятельную Симбирскую епископскую кафедру и прослужил там более 12 лет. Скончался он 13 августа 1895 г., оставив по себе светлую память своей разнообразной и плодотворной деятельностью по устройству епархии.

Анастасий (в миру – Алексей Михайлович Добрадин), ныне епископ Воронежский и Задонский (1897 г.). Преосвященный Анастасий по происхождению новгородец, из духовного звания (сын дьячка), родился в 1828 г. Образование получил в Новгородской духовной семинарии и в С.-Петербург­ской духовной академии, где в 1853 г. окончил курс по первому разряду со степенью магистра богословия. В том же году он начал свою служебную деятельность: 1 декабря 1853 г. он был определен в 1-й округ пахотных солдат к церкви Св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова Новгородской епархии и уезда, старшим священником, по званию коего был членом комиссии округа № 1 пахотных солдат и помощником благочинного; в 1857–1858 гг. отправлял богослужение и преподавал Закон Божий в кадетском графа Аракчеева корпусе. С 29 января 1858 г. до 12 ноября 1865 г. состоял священником в Новгородском Софийском соборе. В это же время священник Добрадин исполнял и другие должности: с 29 июня 1858 г. он был членом комитета, учрежденного при Новгородской духовной семинарии для историко-статистического описания церквей Новгородской епархии; с 12 сентября 1858 г. до перемещения из Новгорода – членом духовной консистории, с 9 сентября 1860 г. исправлял должность инспектора и старшего учителя в Новгородском духовном училище. В 1865 г. 12 ноября священник Добрадин был перемещен законоучителем в Полоцкую военную гимназию, в Полоцке же он занимался и в братской школе для приготовления народных учителей. В 1870 г. 1 июня возведен в сан протоиерея. 4 января 1881 г. протоиерей Добрадин был назначен ректором Витебской духовной семинарии, в коей преподавал нравственное богословие, а 26 марта 1882 г. постригся в монашество с именем Анастасия и возведен в сан архимандрита. Высочайшим указом 3 мая 1882 г. архимандрит Анастасий был назначен епископом Выборгским, вторым викарием С.-Петербургской епархии; 6-го июня 1882 г. он был хиротонисан в епископа, и 28 сентября того же года он был перемещен на кафедру епископа Старорусского, викария Новгородской епархии, где прослужил более пяти лет. Прекрасно зная свою родную епархию, преосвященный Анастасий обращал особенное внимание на духовно-учебные заведения, на отправление богослужения в церквах и проч. Почти первый из викариев посетил отдаленнейшие уезды Новгородской епархии... 21 мая 1888 г. он был назначен епископом Калужским и Боровским, а 3 июня 1890 г. перемещен на Воронежскую епископскую кафедру, где и до настоящего времени (1897 г.) известен своей религиозно-нравственной просветительной деятельностью. По Высочайшему повелению 3-го сентября 1893 г. с 19 сентября 1893 г. по 30 апреля 1894 г. присутствовал в Св. Синоде. Известны его «Слова и речи в 1853–1893 гг.». СПб. 1894 г.

От составителя:

Преосвященный Анастасий 6 мая 1902 г. возведен в сан архиепископа. 6 мая 1907 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Был избран почетным членом Церковного Археологического Общества в г. Нью-Йорке. Скончался 1 мая 1913 г. и погребен в соборе Митрофаниевского монастыря Воронежской епархии. Духовный писатель и проповедник. Глубокий старец был добрый и крепкий, поражал всех своей неутомимостью и работоспособностью.

Епископ Анастасий запомнился калужскому клиру и как неутомимый администратор: попав на Калужскую кафедру, он сразу завел дневник наблюдений за приходами, духовенством, духовно-учебными заведениями. Причем для составления его менее чем за 2 года объехал все 642 прихода. На основании же собранных данных сменил всех 43 благочинных, чего никогда ни ранее, ни после не бывало. При управлении владыки Анастасия в Воронеже в 1901 открыт церковный историко-археологический комитет.

Владимир (в миру – Василий Никифорович Богоявлен­ский), ныне (1897 г.) экзарх Грузии, архиепископ Карталинский и Кахетинский и член Св. Синода. Высокопреосвященный Владимир – сын священника, родился 2 января 1848 г. в с. Малой Моршке, Моршанского уезда Тамбовской губернии. Образование получил в Тамбовской духовной семинарии и в Киевской духовной академии, где 24 мая 1874 г. окончил курс кандидатом богословия с правом на магистра. В том же 1874 г. 6 июня поступил преподавателем гомилетики и соединенных с нею предметов в Тамбовскую духовную семинарию, с 1 сентября того же года преподавал географию в Тамбовском епархиальном женском училище, с 15 ноября того же года состоял членом педагогического собрания правления семинарии, а в 1875 г. был приглашен для преподавания географии в Тамбовскую женскую гимназию. С 1875 г. в духовной семинарии он вместо гомилетики преподавал Священное Писание, а с 13 ноября 1876 г. – и немецкий язык. Дослужившись до чина надворного советника и получив орден св. Станислава 3-й степени, Богоявленский принял священный сан: 31 января 1882 г. он был рукоположен в священника к соборной Покровской г. Козлова церкви. В священном сане в 1882 г. он был депутатом от Козловского духовенства на окружном и общеепархиальном съездах. В 1883 г. 22 мая он был назначен благочинным козловских городских церквей и 3 сентября того же года перемещен настоятелем Троицкой козловской церкви. После смерти жены одиночество влекло о. Богоявленского к иночеству, и 18 декабря 1885 г. он подал прошение о пострижении в монашество. В это же время открывается вакансия настоятеля козловского Троицкого монастыря, и Св. Синод 8 января 1886 г. определяет настоятелем священника Богоявленского с возведением его, по пострижении в монашество, в сан архимандрита. 8 февраля 1886 г. о. Василий Богоявленский был пострижен в монашество с именем Владимира, 9 февраля иеромонах Владимир возведен в сан архимандрита и вступил в отправление обязанностей настоятеля вверенного ему монастыря. В том же 1886 г. 6 октября архимандрит Владимир перемещен в новгород­ский Антониев монастырь и назначен членом Новгород­ской духовной консистории. 21 мая 1888 г. состоялся Высочайший указ о назначении его епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии; 8 июня было наречение и 13 – хиротония. Преосвященный Владимир состоял почетным членом и председателем Братства Св. Софии при новгородском Софийском соборе. В недолгое пребывание свое в Новгороде преосвященный заявил о себе как о ревностном и прекрасном проповеднике. 19 января 1891 г. преосвященный Владимир был назначен епископом Самарским и Ставропольским; председательствовал в самарском Комитете православного миссионерского Общества и был покровителем религиозно-просветительного Братства во имя святителя Алексия. 18 октября 1892 г. состоялся Высочайший указ о назначении преосвященного Владимира архиепископом Карталинским и Кахетинским и экзархом Грузии, со званием члена Св. Синода. Со 2 декабря 1892 г. Высокопреосвященный Владимир состоит председательствующим Грузино-Имеретинской Св. Синода конторы и председателем Общества восстановления православного христианства на Кавказе. Некоторые из его проповедей напечатаны в «Духовном Вестнике Грузинского экзархата», а «Беседы на семь слов Спасителя со креста» имеются в отдельном издании.

От составителя:

В Грузии, как и в Самаре, владыка поставил себе первой задачей содействовать развитию и укреплению в крае просвещения и веры в духе Православной Русской Церкви. Он установил внебогослужебные собеседования и церковное учительство во время богослужений, привлекая к этому всеми мерами приходское духовенство, и первый подавал к тому пример. При всем неудобстве путей сообщения на Кавказе, он очень часто предпринимал поездки по обширному краю, всюду входя в духовные и материальные нужды духовенства и паствы. Сектанты, раскольники и прочие все составляли предмет заботливой внимательности архипастыря, которому и удалось за время своего управления экзархатом достигнуть сближения неправославных элементов с Православием.

За время служения Преосвященного Владимира в Грузии было построено более ста храмов и открыто более трехсот церковно-приходских школ, оживилась деятельность Общества восстановления православного христианства на Кавказе, изысканы средства на возобновление старинных церквей. Учреждено миссионерское епархиальное духовно-просветительное братство. Во время холеры на Кавказе при Тбилисских церквах устроены были столовые для бедного народа. Достойно пройдя таким путем свое служение Кавказскому краю, Преосвященный Владимир завещал и будущим пастырям ту же ревность в служении Церкви в крае.

В 1895 г. награжден бриллиантовым крестом на клобук.
В 1896 г. получил панагию, украшенную драгоценными камнями. С 1897 г. состоял почетным членом Казанской Духовной Академии «во внимание к его благоплодным архипастырским и миссионерским трудам».

21 февраля 1898 г. назначен митрополитом Московским и Коломенским, а также священно-архимандритом Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 9 апреля 1900 г. награжден бриллиантовым крестом для ношения на митре.

На Московской кафедре митрополит Владимир пробыл почти пятнадцать лет. Это была самая тяжелая и многосложная полоса в жизнедеятельности митрополита Владимира, а вместе с тем она представляет самую блестящую страницу в его жизни, стяжавшую Московскому митрополиту славу Преосвященного, ревностного стоятеля за славу и величие Православной Церкви.

Высокопреосвященный Владимир был в числе иерархов, подписавших в 1901 году постановление Синода об отлучении графа Л.Н. Толстого от Русской Церкви.

Подписал постановление Синода об открытии мощей преподобного Серафима Саровского, св. Питирима Тамбовского и св. Иоасафа Белгородского, а также принял ходатайство об открытии мощей патриарха Гермогена.

Будучи духовным руководителем великой княгини Елисаветы Феодоровны, митрополит Владимир оказал ей содействие в основании Марфо-Мариинской обители.

26 августа 1912 г. митрополит Владимир был награжден панагией, усыпанной драгоценными камнями.

23 ноября 1912 г. назначен митрополитом С.-Петербург­ским и Ладожским, священно-архимандритом Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры и первенствующим членом Святейшего Синода.

21 февраля 1913 г. награжден крестом для предношения в священнослужении.

Характерно, что ровно через три года после назначения митрополитом С.-Петербургским, первенствующим членом Синода, заслуженный архипастырь, много потрудившийся и завоевавший всеобщую любовь и уважение, восемнадцать лет находившийся в сане митрополита, вдруг переводится в Киев, на младшую из трех митрополичьих кафедр, а на его место назначается только что возведенный в сан митрополита Питирим (Окнов). С карьеристами, любимцами сильных века сего так не поступают.

Перевод митрополита Владимира из С.-Петербурга в Киев состоялся 23 ноября 1915 г. За ним было сохранено звание первенствующего члена Св. Синода и соединенные с этим званием права. В этом же году митрополит Владимир удостоился степени доктора богословия.

Октябрьская революция 1917 г. вызвала нестроения в церковной жизни на Украине. Состоявшийся в то время в Киеве епархиальный съезд клира и мирян образовал самочинное управление и призвал к созданию «независимой» Украинской Церкви. Выступая против переустройства уклада жизни епархии и неканонических действий по образованию автокефалии, митрополит Владимир призывал пастырей и пасомых избегать вражды и препятствовать расколу, сохраняя Церковь в единстве и чистоте Православия.

Киевский период в архиерейском служении митрополита Владимира был самым тяжким и самым мучительным. Начало революции и гражданской войны застало семидесятилетнего старца-митрополита в городе, которому суждено было стать российской Голгофой – так много невинной христианской крови пролилось здесь. Первой жертвой среди миллионов невинно убиенных стал святитель Владимир.

22 января 1918 года начался ружейный и орудийный обстрел Киева со стороны Дарницы. К вечеру 23 января большевики овладели Киево-Печерской Лаврой, и тогда в ней начались такие дикие насилия и проявления варварства, перед которыми бледнеют известные нам из древних летописей сказания о грабежах и насилиях, производившихся монголами при разорении Киева и Лавры в 1240 г. Вооруженные толпы людей врывались в храмы, с шапками на головах и с папиросами в зубах, производили крик, шум, безобразия во время богослужения, произносили невыразимые ругательства и кощунства над святыней, вламывались в жилища монахов днем и ночью, стреляли над головами смертельно перепуганных стариков, производили неописуемые литературно осквернения святынь, избивали стариков, грабили все, что только попадалось под руку, останавливали монахов днем во дворе, заставляли их раздеваться и разуваться, обыскивали и грабили, издевались и секли нагайками, хватали оказавшихся в то время в лавре посторонних, особенно военных, предавали их жестокой смертной казни...

25 января вечером пять вооруженных солдат во главе с матросом пришли за митрополитом Владимиром. По словам одного случайного очевидца мученической кончины владыки, убийцы привезли Святителя Владимира к месту расстрела на автомобиле. Когда убийцы вывели митрополита из автомобиля и остановились на площадке, то архипастырь-мученик обратился к своим убийцам с такими словами: «Что, вы здесь меня хотите расстрелять?» Один из них ответил: «А что же, церемониться с тобою?» Тогда митрополит попросил у них времени помолиться Богу. Один из убийц сказал: «Но только поскорее!» Митрополит воздел руки кверху и сказал: «Господи, прости мои согрешения, вольные и невольные, и приими дух мой с миром», – потом он благословил крестообразно обеими руками своих убийц и сказал: «Господь вас благословляет и прощает». И после этого, когда митрополит еще не успел опустить рук, послышались три выстрела, и митрополит упал. Убийцы подошли к своей жертве и уже в лежащего сделали несколько выстрелов.

Акт медицинского осмотра тела убиенного митрополита показывает, что архипастыря-мученика расстреливали разрывными пулями и кололи холодным оружием.

Святитель Тихон, Патриарх Московский и всея Руси, так сказал о мученической смерти митрополита Владимира: «Конечно, судя по-человечески, ужасною кажется эта кончина, но нет ничего напрасного в путях Промысла Божия, и мы глубоко верим, что эта мученическая кончина Владыки Владимира была не только очищением вольных и невольных грехов его, которые неизбежны у каждого, плоть носящего, но и жертвою благовонною во очищение грехов великой матушки-России».

Мощи митрополита Владимира были обретены летом 1992 г. и положены в Дальних пещерах Киево-Печерской Лавры.

Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви своим деянием от 4 апреля 1992 г. причислил митрополита Владимира (Богоявленского) к лику святых новомучеников и исповедников Русской Церкви.

Антоний (в миру – Иаков Григорьевич Соколов), ныне епископ Черниговский и Нежинский (1897 г.). Преосвященный Антоний – сын священника, родился 9 октября 1850 г. в Рязанской губернии. Образование получил в Рязанской духовной семинарии; по окончании курса с 20 декабря 1870 г. до 1 сентября 1875 г. был учителем арифметики и географии в Касимовском духовном училище; в 1875 г. поступил в Московскую духовную академию и в 1879 г. окончил курс со степенью кандидата богословия. В том же году 28 сентября поступил преподавателем латинского языка в Киев­скую духовную семинарию; в 1883 г. 10 августа назначен и. д. инспектора Вифанской духовной семинарии и тогда же, 1 сентября, постригся в монашество с именем Антония; 8 сентября рукоположен в иеродиакона и 11 – в иеромонаха. В 1885 г. 4 января назначен ректором Подольской духовной семинарии и 7 января возведен в сан архимандрита. Принимал участие в делах Подольского семинарского св. Иоанно-Богословского братства, комитета православного миссионерского Общества и епархиального училищного Совета. 22 августа 1889 г. назначен епископом Новгород-Северским, викарием Черниговской епархии; хиротонисан 24 сентября. В декабре 1890 г. был командирован на два месяца в помощь преосвященному Могилевскому Сергию. 19 января 1891 г. назначен был епископом Старорусским, викарием Новгородской епархии; 8 сентября 1892 г., за смертью митрополита Исидора, назначен был управляющим Новгородской епархией; с отделением же Новгород­ской епархии от С.-Петербургской и с назначением в Новгород самостоятельного архиепископа преосвященный Антоний 21 ноября 1892 г. был переименован в епископа Кирилловского, викария Новгородской епархии, а 3 сентября 1893 г. он был перемещен на самостоятельную Черниговскую архие­рейскую кафедру, прославленную в недавнее время обретением мощей святителя Феодосия, где и пребывает доселе. (1897 г.)

От составителя:

Будучи епископом Черниговским, в течение последних лет вел жизнь затворника и отшельника.

Скончался 20 апреля 1911 г. внезапно от паралича сердца. Похоронен под спудом Черниговского Троицкого монастыря в архиерейской усыпальнице.