Архиепископ
Феогност
(в миру Георгий Иванович Лебедев)
на кафедре с 1892 по 1900 гг.
† 1903 г.

Со смертью высокопреосвященного митрополита Исидора настойчиво начали говорить об отделении Новгородской епархии от С.-Петербургской и о необходимости иметь в Новгороде самостоятельного епархиального архиерея, и все единогласно утверждали, что отделение это необходимо в интересах Церкви вообще и Новгородской епархии в особенности. Вот что писалось тогда в одном из духовных журналов: «Новгородская епархия за­ключает в себе 107 499 кв. верст. На этом пространстве живет более 1200000 человек. В ней имеется до 1 000 церквей, из них до 700 приходских, и около 2 000 священноцерковнослужителей; 32 мужских и женских монастыря с 400 монашествующими; одна духовная семинария, 6 мужских духовных училищ и одно женское – в 2-х местах; всех учащихся в мужских и женских учебных заведениях более 1 200 человек с соответствующим этому количеству и учебным персоналом. Вот данные, обрисовывающие епархию с внешней стороны и красноречиво указывающие на необходимость иметь отдельного самостоятельного епископа, который жил бы среди многочисленной и чрезвычайно разбросанной своей паствы, имел бы с нею непосредственное общение, видел бы и знал все ее нужды, все ее слабости, непрерывно заботился бы об удовлетворении духовных ее потребностей и боролся бы с недостатками». Затем еще: «Громадное пространство, занимаемое Новгородскою епархиею, представляет собою не круглую площадь с административным центром посредине, а чрезвычайно растянутую, и центр епархиальной жизни Новгорода находится в западной части, а находящиеся на севере и юго-западе уезды: Белозерский, Кирилловский, Череповецкий и Устюжский – удалены на много сот верст от этого центра, притом не имеют почти никаких ни естественных, ни искусственных путей сообщения с этим центром. Все это доказывает, что даже из Новгорода чрезвычайно затруднительно управлять обширною Новгородскою епархией. Что же можно сказать об управлении, если епархиальный преосвященный живет даже и не в Новгороде, а еще дальше, в другой епархии и притом в столице, куда, независимо от дальности расстояния, по существующему порядку, священноцерковнослужители не имеют права являться без особого на то разрешения и без соблюдения известного рода затруднительных формальностей? Равным образом и митрополит Новгородский и С.-Петербургский не имел возможности не только посещать непосредственно свою епархию, видеть лично ее состояние, нужды и потребности, знать на месте пастырей-деятелей, без чего немыслимо в настоящее время управление епархией, но он редко, чрезвычайно редко, мог бывать даже в центре административной деятельности – Новгороде. Если взять последнее полстолетие и сосчитать все приезды митрополитов в Новгород, то едва ли наберется на каждое пятилетие один приезд и то на самое короткое время – на две, на три недели. Да иначе и быть не могло. Сложные и разнообразные задачи и проявления жизни Петербурга, как города столичного и как законодательного и административного центра для всей России, наконец, положение митрополита, как первенствующего члена Св. Синода, требовали его постоянного пребывания в Петербурге. Единственный исход для него – управление отдаленною и громадною епархиею при помощи бумажных сношений через преосвященного викария и консисторию. Но разве можно назвать подобный способ управления епархией вполне нормальным и целесообразным? Да, наконец, возможно ли вообще на одно лицо возлагать такую массу дела, какая возлагалась до сих пор на митрополита Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского и первенствующего члена Св. Синода? Ведь епархиальная жизнь все более и более развивается и осложняется. К нарождающимся нуждам и явлениям этой жизни, к ее запросам и потребностям епархиальному архиерею нужно быть крайне внимательным и чутким. Ограничиваться одними бумажными донесениями и представлениями никоим образом нельзя. А тут положение дела такое, что человек, при всем своем искреннем желании, при всем своем необычайном трудолюбии, не мог своевременно выполнить даже чисто механической работы – надписывания всех поступающих бумаг». Отсутствие в Новгородской епархии самостоятельного епархиального архиерея печальным образом отражалось и на епархиальных делах, о чем с убедительностью говорили и отчеты преосвященных викариев Анастасия, Владимира и Антония,  напечатанные в «Новгородских епархиальных Ведомостях» за время их пребывания в Новгороде. Жизнь и деятельность духовенства в этих отчетах отмечена не особенно привлекательно: библиотек при церквах очень мало, больниц и богаделен при церквах и монастырях тоже почти нет. Миссионерская деятельность духовенства, несмотря на существование в епархии многочисленного раскола, весьма слаба, и в 1889 г. присоединено было к православию всего только 19 раскольников (всеподданн. отчет г. Обер-Прокурора Св. Синода). «Многое бы можно было сказать и по поводу деятельности Новгородской духовной консистории, которая нередко входила, и притом весьма настойчиво, в резкие пререкания даже с преосвященными викариями, что ставило этих последних в невозможное положение. Наконец, кому из новгородцев не памятна печальная история построения Новгородской духовной семинарии? В начале шестидесятых годов здания семинарии были признаны крайне ветхими и невозможными для помещения семинарии. Были составлены и утверждены новые планы, ассигнованы для постройки суммы, куплено новое место и вдруг обнаружились при этом такие обстоятельства, которые вынудили бывшего Обер-Прокурора Св. Синода гр. Д.А. Толстого отложить это дело на неопределенное время. Несмотря на то, что все здания разваливались, грозили падением и держались одними только подпорками, новая семинария была выстроена лишь чрез 20 лет, уже при нынешнем г. Обер-Прокуроре Св. Синода. Таково было положение дел в епархии оттого, что там никогда не жил епархиальный преосвященный. Поэтому крайне желательно в интересах дела, чтобы произошло полное отделение Новгородской епархии от С.-Петербургской. И это тем более желательно, что нет решительно никаких серьезных оснований оставлять Новгородскую епархию в преж­нем положении. При соединении этих епархий в 1775 г. руководствовались главным образом экономическими соображениями: С.-Петербургская епархия была в то время еще очень малочисленна, лавра ее, только что лишившись монастырских имений, была сравнительно бедна, и потому у С.-Петербург­ских архиепископов было мало дела и недостаточно средств; в настоящее время экономические условия значительно изменились к лучшему, как в Петербурге, так и в Новгороде, и местных средств будет совершенно достаточно для двух отдельных епархиальных архиереев. Это отделение тем более представляется возможным, что Новгородская епархия уже два раза имела, хотя и на короткое время, отдельных митрополитов (Гавриил Петров и Амвросий Подобедов)».

Слухи и толки оправдались: последовавшими один за другим тремя Высочайшими указами сделаны были следующие назначения: 18 октября 1892 г. митрополитом С.-Петербургским и Ладожским и первенствующим членом Св. Синода назначен был высокопреосвященный экзарх Грузии, архиепископ Карталинский Палладий (Раев); 24 октября 1892 г. архиепископом Финляндским и Выборгским назначен преосвященный епископ Выборгский Антоний (Вадковский); наконец – 21 ноября 1892 г. архиепископом Новгородским и Старорусским назначен высокопреосвященный архиепископ Владимирский Феогност (Лебедев); и таким образом обширнейшая епархиальная область, подлежавшая ведению одного митрополита Новгородского, С.-Петербургского и Фин­ляндского, была разделена между тремя самостоятельными владыками.

Высокопреосвященнейший владыка Феогност, нынешний (1897 г.) архиепископ Новгородский и Старорусский, – сын священника, родился в 1829 г. в Тверской губернии и в миру назывался Георгием Ивановичем Лебедевым. Образование получил в Тверской духовной семинарии и в 1849–1853 гг. – в С.-Петербургской духовной академии, где и окончил курс со степенью магистра богословия. Перед самым окончанием курса в академии, 14 марта 1853 г., принял пострижение в монашество с именем Феогноста, 25 марта был рукоположен в иеродиакона, а 6 сентября того же 1853 г. – в сан иеромонаха. Служебное свое поприще будущий владыка начал скромной педагогической деятельностью в одном из отдаленнейших городов Новгородской губернии: 31 октября 1853 г. он был определен и. д. смотрителя Кирилловского духовного училища и учителем высшего отделения училища, 12 октября 1855 г. переименован в ректора означенного училища. В 1856 г. 27 июля он был перемещен в С.-Петербургскую духовную семинарию на должность профессора по историче­ским наукам; в то же время ему поручено было исправление должности ректора в С.-Петербургском Александро-Невском духовном училище, он же состоял и членом строительного по этому училищу комитета, а в 1857 г. исправлял должность помощника инспектора С.-Петербургской семинарии. 29 июля 1855 г. он был возведен в звание соборного иеромонаха Александро-Невской лавры; а 29 ноября того же года перемещен на должность инспектора и помощника ректора по профессорской должности в Новгородскую духовную семинарию, где 24 октября 1858 г. возведен в сан архимандрита. Высокопреосвященный митрополит Григорий писал тогда Обер-Прокурору Св. Синода, что «соборный иеромонах Феогност своею весьма полезною службою постоянно обращал на себя внимание высшего начальства; в Новгородской же духовной семинарии порученныя ему должности проходит с отличным усердием и ощутительною пользою как в отношении к нравственному надзору за воспитанниками семинарии, так и в преподавании ученикам высшего отделения семинарии порученных ему предметов». По распоряжению начальства обозревал в 1858 г. новгородские духовные училища. В 1861 г. 25 апреля архимандрит Феогност был перемещен на должность ректора и профессора богословских наук в Орловскую духовную семинарию с назначением и настоятелем мценского Петропавловского монастыря, там он в том же году 15 июня был назначен членом Орловской духовной консистории, а в 1863 г. 6 января – благочинным монастырей Орловской епархии; по поручению начальства в 1863 и 1864 гг. обозревал Севское и Ливенское духовные училища. В 1864 г. 15 июля перемещен на должность ректора Подольской духовной семинарии с назначением настоятелем каменецкого Свято-Троицкого монастыря, состоял там членом духовной консистории, цензором проповедей и членом строительного комитета по постройке новых семинарских зданий в г. Каменце. Здесь закончилась его педагогическая деятельность, здесь же, в Подольской епархии, получила начало и дальнейшая, но уже святительская деятельность высокопреосвященнейшего Феогноста. 13-го декабря 1866 г. последовало Высочайшее повеление о бытии архимандриту Феогносту епископом Балтским, викарием Подольской епархии; хиротония совершена была 22 января 1867 г. в соборном храме Киево-Печерской лавры. Через три с небольшим года, 27 июня 1870 г., преосвященный Феогност получил в самостоятельное управление епархию Астраханскую; с 7 декабря 1874 г. состоял епископом Подольским и Брацлавским и с 9 декабря 1878 г. – епископом Владимирским и Суздальским, на каковой кафедре святительствовал четырнадцать лет. Высокопреосвященный Владыка Феогност принимал участие в священном короновании Государя Императора Александра III и 15 мая 1883 г. возведен в сан архиепископа. Ему дважды поручалось управление владимирским Боголюбским монастырем (с 21 марта 1884 г. до 16 ноября 1885 г. и с 7 октября 1887 г. до 28 января 1889 г.).

Архипастырская деятельность высокопреосвященнейшего Владыки в епархиях Астраханской, Подольской и Владимирской оставила по себе великие памятники, которые долго еще будут напоминать и рассказывать от поколения поколению о светлом образе деятельнейшего Владыки Феогноста. Неутомимый в отправлении богослужений и ревностный к проповеданию Слова Божия, Высокопреосвященнейший Владыка Феогност действовал на пасомых в духе и ревности древних святителей православной церкви; счастье и благо своих пасомых он всегда ставил гораздо выше своего личного покоя и добра, и все замечательные подвиги, подъятые им при управлении епархиями, преисполнены пастырской любви и ревности к святой Церкви и любимому им духовенству. Мы знаем, что не время и не место теперь входить в подробности епархиальной деятельности высокопреосвященнейшего владыки, но мы не можем умолчать о той поистине изумительной, славной и многоплодной его деятельности, которая оставила по себе неизгладимый след во Владимирской епархии. Мир и любовь, смирение и труд, беспристрастие и осторожность – вот отличительные черты этой деятельности и неусыпных забот высокопреосвященного Владыки, мимо коих не прошла ни одна сторона религиозно-нравственной жизни паствы. Все духовно-учебные заведения епархии имели в лице Владыки и любящего отца, и опытного наставника, и деятельного начальника, и распорядительного хозяина: он зорко следил за воспитательной, учебной и экономической частями их; все духовно-учебные заведения епархии при нем обновились с внешней и внутренней стороны, получили свои собственные церкви, общежития, больницы, а иные – и образцовые школы и общества вспомоществования; он заботился и о расширении программы некоторых учебных заведений, об улучшении состава преподавателей, интересовался успехами учащихся и весьма успешно изыскивал средства как на постройки, так и на увеличение казеннокоштных вакансий. Высокопреосвященнейший Владыка Феогност учредил во Владимире религиозно-просветительное Братство св. Александра Невского, которое под его святительским руководством учредило проповедниче­ские комитеты, открыло сотни церковно-приходских школ и школ грамоты, завело внебогослужебные беседы и религиозно-нравственные чтения, основало и составило братскую библиотеку и книжные склады в разных местах епархии; по инициативе же высокопреосвященного Владыки открыло училище и курсы церковного пения, две братские школы иконописи и школу пчеловодства с образцовой пасекой. Владыка же направлял деятельность Братства и по обращению раскольников: с апостольской ревностью он заботился об увеличении храмов Божиих, учредил должности миссионеров и устроил при Братстве церковно-историческое древлехранилище для наглядного обличения неправоты раскола. Владыка учредил Владимирское общество хоругвеносцев. Владыка заботился об улучшении быта отживающего духовенства в его беспомощной и бесприютной старости. А что сказать о беспредельной любви высокопреосвященнейшего Владыки Фео­гноста к благолепию храмов Божиих? Об этом всегда и всем скажет Владимирский кафедральный собор, этот драгоценный семивековой памятник благочестия русских князей, разрушавшийся и приходивший в ветхость, но стараниями Владыки обновленный в его первоначальном виде и благолепии и представляющий в настоящем своем виде предмет восхищения всех очевидцев, так как и древность сохранена и град украшен. Благодарная паства на память о многополезной деятельности Владыки учредила в духовно-учебных заведениях несколько стипендий имени высокопреосвященного архиепископа Феогноста: в Подольской духовной семинарии, во Владимирской духовной семинарии, во Владимирском духовном училище, во Владимирском епархиальном женском училище и в епархиальном приюте.

Участие высокопреосвященнейшего Владыки Феогноста в делах высшей духовной администрации началось с 21 мая 1877 г., когда он в первый раз вызван был для присутствования в Св. Синоде (до 28 апреля 1879 г.), и продолжается до настоящего времени, присутствующим в Св. Синоде Владыка был со 2-го сентября 1889 г. до 31 мая 1890 г., с 8 ноября 1891 г. до 2 мая 1892 г. и с 6 ноября 1894 г. до 6 мая 1895 г., когда по Высочайшему повелению был возведен в звание члена Св. Синода.

21-го ноября 1892 г. Владимирский архиепископ Феогност назначен на Новгородскую святительскую кафедру с наименованием архиепископом Новгородским и Старорусским. Ближайший сосед новгородцам по происхождению, воспитанию и образованию, хорошо знакомый с Новгородской епархией по службе своей в Кирилловском духовном училище и в Новгородской духовной семинарии, умудренный многолетней опытностью как в делах духовного просвещения, так и в делах епархиального управления, начавший свое архипастырское служение под руководством уже почившего теперь московского митрополита Леонтия и затем много заявивший о себе своей примерно отличной и полезной самостоятельной деятельностью в Астраханской, Подольской и Владимирской епархиях, высокопреосвященнейший Владыка Феогност был самым желанным святителем для новгородцев и смело шел на предлежащие подвиги, ничуть не смущаясь обширностью и разбросанностью епархии. Вступивши в управление епархией, Владыка сразу же умело и уверенно взялся за дело и свою деятельность направил прямо на те части и стороны епархиальной жизни, которые давно ждали своего устроителя и были неустроенны единственно потому, что не было еще владыки, близко знавшего их и постоянно имевшего их перед глазами. Прибытие в Новгород мудрого, опытного и распорядительного Архипастыря сразу же отразилось на всем,… тем более что поприще для деятельности было и широкое и знакомое... Правда, трудно было Владыке будить к деятельности народ после векового покоя, но тем не менее при особых стараниях Владыки епархиальная жизнь сначала ожила, а затем и расцвела. Раздалась в Новгороде давно неслыханная архипастырская проповедь; учрежден епархиальный комитет для рассматривания катехизических поучений, слов и кратких поучений, произносимых духовенством в церквах по всей епархии, по распоряжению Владыки стали отправляться вечерни с акафистами и с внебогослужебными собеседованиями. Урегулированы и подняты дела епархиального свечного завода, назначены наблюдатели с особыми инструкциями надзора за отпусками свечей в церкви и за продажею их. Особенное внимание высокопреосвященнейшего Владыки обращено и на деятельность Братства Св. Софии – оживилась противораскольническая миссионерская деятельность духовенства, деятельность церковно-приходских попечительств, съездов духовенства и проч. Изменена церковная и благочинническая отчетность; при храмах предписано обязательно вести церковную летопись. Владыка внимательно следил и за ходом образования юношества, рассматривая журналы правлений всех духовно-учебных заведений епархии, и лично беседовал со всеми, желающими священства. Епархиальные ведомости получили неофициальную часть; выработана и утверждена программа историко-статистического описания церквей и приходов Новгородской епархии. Начато и приводится к концу великое дело реставрации Софийского собора. Обширная Новгородская епархия ежегодно по частям обозревается, увеличивается число церковно-приходских школ, развивается учебно-просветительная деятельность духовенства (штатные диаконы привлечены к учительству). Всякое доброе начинающееся дело всегда находило теплое участие и отклик у Его Высокопреосвященства, и он нередко давал для начала свои собственные средства.

Высокопреосвященнейший Владыка Феогност, архиепископ Новгородский и Старорусский, за свою ревностную и многоплодную службу имеет следующие знаки отличия: ордена – св. Александра Невского, св. Владимира 2-й степени и св. Анны 1-й степени; бриллиантовый крест для ношения на клобуке и проч. Во время коронации 14 мая 1896 г. пожалованы ему знаки – ордена св. благоверного и великого князя Александра Невского с бриллиантовыми украшениями.

Новгородская паства молит Бога, да приложит Он лета на лета их любимому и уважаемому Владыке и да удержит его в Новгороде на благо пасомых и на пользу всей отечественной Православной Церкви.

От составителя:

В 1900 г. Владыка Феогност был переведен в Киев. Во всех местах своего служения архиепископ Феогност умножал и украшал храмы Божии, вводил институт миссионеров, устраивал церковно-исторические древлехранилища и церковно-приходские школы, учреждал просветительные братства. Особенную ревность проявил преосвященнейший Феогност к возобновлению древних исторических храмов. Владимирский кафедральный собор, разрушавшийся и приходивший в ветхость, стараниями Владыки был обновлен в его первоначальном виде. По прибытии в Новгород преосвященнейший Феогност ревностно принял на себя заботы по восстановлению еще более древнего памятника – собора Святой Софии. В Киеве он обратил особенное внимание на обновление церкви Киево-Печерской лавры. «Слова преосвященнейшего Феогноста, епископа владимирского и суздальского» изданы во Владимире в 1881 г. См. «Высокопреосвященный Феогност, митрополит киевский и галицкий» (Церковный Вестник, 1903, № 5); H. Пальмов. Высокопреосвященный Феогност, митрополит киевский и галицкий, как учитель христианской жизни. Киев. 1903.

В 1900 г. он был назначен на Киевскую митрополитскую кафедру, умер 22 января 1903 г., погребен в Крестовоз­д­виженской церкви Ближних пещер.

С 1900 г. митрополит Киевский и Галицкий. Современник писал о нем: «Высокопреосвященнейший архиепископ Феогност, человек глубокой веры и доброй души. Говорили тогда, что он и великий постник. И неудивительно: он был очень худ, и вид его был в Боге. Молитвенность его настроения и самой службы при нем всегда отрадно сказывалась на душе».

Викариями при высокопреосвященном архиепископе Фео­гносте были епископы кирилловские – Антоний, Назарий и в настоящее время (1897 г.) состоит преосвященный Арсений.

О преосвященном Антонии (Соколове) была речь раньше. (В гл. «Исидор (Никольский)) Данная ему инструкция напечатана в № 24 Новгор. Епарх. Вед. за 1892 г.

Преосвященный Назарий – ныне епископ Гдовский (1897 г.), числился викарием Новгородским с 30 сентября до 13 ноября 1893 г. Преосвященный Назарий (в миру – Николай Яковлевич Кириллов) – сын священника Донской области, родился в 1850 г. По окончании курса в Донской духовной семинарии, с 19 мая 1874 г. состоял священником при Николаевской церкви Багаевской станицы и законоучителем Багаевского приходского училища; в 1876 г. поступил в Киевскую духовную академию и в 1880 г. окончил курс со степенью кандидата богословия. С 31 августа 1880 г. был учителем латинского языка в Екатеринодарском духовном училище, с 26 июня 1881 г. – законоучителем Ростовского реального училища и преподавателем педагогики в женской гимназии; с 1 января 1883 г. – законоучителем Новочеркасской гимназии и принимал участие в делах духовно-учебных заведений. 5 февраля 1892 г. постригся в монашество с именем Назария, назначен ректором Ставропольской духовной семинарии и возведен в сан архимандрита. В 1893 г. вызван в С.-Петербург для исполнения чреды священнослужения и проповеди Слова Божия. 30 сентября 1893 г. назначен епископом Кирилловским, викарием Новгородской епархии, 20 октября было наречение и 24 октября – хиротония. 13 ноября 1893 г. назначен епископом Гдовским, вторым викарием С.-Петербургской епархии; состоит наблюдателем за преподаванием закона Божия в учебных заведениях Ведомства учреждений Императрицы Марии.

От составителя:

Через четыре года 21 октября (ст. ст.) 1897 г. назначен епископом Олонецким. Пребывая на Олонецкой кафедре столь короткое время, преосвященный Назарий тем не менее лично побывал почти во всех приходах вверенной ему епархии. В 1898 г. в Петрозаводске начали издавать газету «Олонецкие епархиальные ведомости», в которой освещались наиболее значимые события духовной жизни Олонецкого края. По благословению Преосвященного 11 июля 1899 г. в Петрозавод­ске был заложен Братский дом для народных чтений, на строительство которого владыка Назарий выделял из собственных средств значительные суммы. Впоследствии дом, в котором располагались библиотека, древлехранилище и лекционный зал на 200 мест, стали называть Назарьевским – в память о его строителе и благотворителе. В январе 1901 г. преосвященного Назария перевели на Нижегородскую кафедру. Позднее он возглавлял разные епархии Русской Православной Церкви. После революции с 1917 по 1919 г. он являлся настоятелем Московского Симонова монастыря. В 1920 г. назначен в Кур­скую и Обоянскую епархию в священном сане митрополита, которой управлял в 1925–1926 гг. Преставился ко Господу 2 июля 1928 г.

Преосвященнейший Арсений (в миру – Антон Ильич Иващенко), нынешний епископ Кирилловский, викарий Новгородской епархии (1897 г.), – сын священника, родился в 1830 г. в селе Шамовке Александрийского уезда Херсон­ской губернии. Образование получил с 1843 г. в Херсонской духовной семинарии и с 1849 г. в Киевской духовной академии; по окончании курса академии, 5 июля 1853 г., постригся в монашество с именем Арсения, 21 июля был рукоположен в иеродиакона и 16 августа – в сан иеромонаха. С 7 октября 1853 г. состоял инспектором Одесского духовного училища, с 14 июня 1854 г. – преподавателем Волынской духовной семинарии и с 24 марта 1859 г. до 1872 г. служил в Воронежской духовной семинарии, сначала преподавателем, с 1863 г. – инспектором и с 1868 г. – ректором; там он 3 октября 1863 г. возведен в сан игумена, 19 июля 1868 г. удостоен степени магистра богословия и 10 ноября 1868 г. произведен в архимандрита. В 1872 г. 10 апреля архимандрит Арсений был назначен членом С.-Петербургского духовного цензурного комитета, в 1886 г. – настоятелем московского Заиконоспасского монастыря и в 1889 г. 2 декабря – членом Московской Синодальной Конторы. В 1893 г. 4 мая состоялось Высочайшее повеление о назначении архимандрита Арсения епископом Каширским (вновь учрежд.), викарием Тульской епархии; 30 мая совершена была хиротония. В том же 1893 г. 18 декабря преосвященный Арсений назначен епископом Кирилловским, викарием Новгородской епархии, где и пребывает до настоящего времени. (1897 г.)

Преосвященный Арсений – ученейший муж; список сочинений его отпечатан был в № 2 «Новгородских. епархиал. ведомостей» за 1894 год. Сочинения преосвященного Арсения касаются истории Православной Церкви в разных странах, преимущественно в Греции и славянских землях; затем – исследования о некоторых духовных греческих писателях и переводы их произведений; самый главный труд его – это «Летопись церковных событий» (С.-Петерб. 1869–1871 гг., три выпуска; второе издание СПб. 1879 г.) – необходимая справочная книга для всех, занимающихся церковной историей. Последний труд преосвященного – это Георгия Схолария сочинение «Новый мыслитель» и Георгия Схолария, впоследствии Геннадия патриарха Константинопольского, «Разговор» и Николая Гидрунт­ского (Отрантского), епископа греческого монастыря в Казулах, три записи о собеседовании греков с латинянами по поводу разностей в вере и обычаях церковных. Новгород. 1896 г.

От составителя:

В 1890-е годы Новгородскую епархию не раз посещал св. Иоанн Кронштадтский. Так, 16 ноября 1895 г. о. Иоанн сослужил Архиепископу Арсению за литургией в Николо-Дворищенском соборе и участвовал в освящении дома трудолюбия. Сам Владыка Арсений по возрасту редко выезжал из Новгорода. Даже празднование 500-летия Кирилло-Белозер­ского монастыря в 1897 г. прошло без него. Юбилейные торжества в Кириллове возглавил архиепископ Новгородский Феогност (Лебедев) и приглашенный им епископ Можайский Тихон (Никаноров) – бывший ректор Новгородской духовной семинарии. Скончался епископ Арсений в Новгороде и погребен на паперти Преображенского собора Хутынского монастыря. Свою богатую библиотеку он завещал Новгород­ской семинарии.

18 декабря 1893 г. был переведен епископом Кириллов­ским, викарием Новгородской епархии. На этой кафедре он пробыл до 1903 г. С 1897 г. состоял почетным членом Казанской Духовной Академии. Скончался 16 февраля 1903 г. 74 лет от роду.