1003

8 апреля 2012 года, в неделю 6-ю Великого поста, ваий, праздник Входа Господня в Иерусалим, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию св. Иоанна Златоуста в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.

За Литургией была совершена хиротония архимандрита Августина (Анисимова) во епископа Городецкого и Ветлужского.

Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий; архиепископ Витебский и Оршанский Димитрий; епископ Дмитровский Феофилакт; епископ Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх; епископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; архимандрит Варнава (Баранов), избранный и нареченный во епископа Выксунского и Павловского; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Рязанцев, ключарь Храма Христа Спасителя; духовенство Нижегородской епархии и г. Москвы.

На богослужении присутствовали: министр юстиции РФ А.В. Коновалов; председатель Синодального информационного отдела В.Р. Легойда; представители органов государственного власти Приволжского федерального округа и Нижегородской области; главы администраций районов Нижегородской области, на территории которых располагается новообразованная Городецкая епархия; представители Нижегородского государственного университета им. Н.И. Лобачевского.

На малом входе за усердное служение Церкви Божией, пастырское душепопечительство и в связи с приближающимся праздником Святой Пасхи Предстоятель Русской Православной Церкви возвел в сан архимандрита игумена Далмата (Филатова), настоятеля храма Живоначальной Троицы в Карачарове, и игумена Савву (Тутунова), настоятеля храма Илии Пророка в Черкизове.

Возведения в сан протоиерея были удостоены:

  • священник Виталий Баранов, клирик храма Влахернской иконы Божией Матери в Кузьминках;
  • священник Димитрий Бердников, клирик храма Вознесения Господня («Большое Вознесение») у Никитских ворот;
  • священник Валерий Буерин, клирик храма свв. бессрр. Космы и Дамиана (Христа Спасителя, исцелившего расслабленного) на Маросейке;
  • священник Стефан Ванеян, клирик храма Рождества Пресвятой Богородицы в Капотне;
  • священник Петр Винокуров, кирик храма иконы Божией Матери «Живоносный Источник» в Царицыне;
  • священник Павел Вишневский, клирик храма свв. мцц. Веры, Надежды, Любови и Софии на Миусском кладбище;
  • священник Владимир Гавриков, настоятель храма свт. Александра, патриарха Константинопольского, при приюте Василия Кесарийского приходского попечительства, клирик храма прп. Пимена Великого (Троицы Живоначальной) в Новых Воротниках;
  • священник Виктор Гусев, клирик храма Державной иконы Божией Матери в Чертанове, клирик храма иконы Божией Матери «Целительница» — Патриаршего подворья при Научном центре психического здоровья;
  • священник Даниил Зарипов, клирик храма Архистратига Михаила — Патриаршего подворья в Тропареве;
  • священник Александр Зиминов, клирик храма Архистратига Михаила при Клиниках, на Девичьем поле;
  • священник Александр Кириллин, клирик храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» на Калитниковском кладбище;
  • священник Константин Кобелев, и.о. настоятеля храма прп. Серафима Саровского при Психоневрологическом интернате № 16, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Бирюлеве;
  • священник Сергий Ковалев, клирик храма Живоначальной Троицы на Грязех, у Покровских ворот;
  • священник Димитрий Конюхов, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Бирюлеве;
  • священник Владимир Леонов, клирик храма свт. Митрофана, епископа Воронежского, на Хуторской;
  • священник Андрей Лоргус, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Новом Ваганькове, на Трех горах;
  • священник Алексий Малышев, клирик храма Живоначальной Троицы в Чертанове;
  • священник Роман Марков, клирик храма Преображения Господня в Старом Беляеве;
  • священник Михаил Мелешко, клирик храма иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще;
  • священник Андрей Михайлов, клирик храма иконы Божией Матери «Знамение» в Захарьине;
  • священник Сергий Никифоров, клирик храма св. равноап. кн. Владимира в Старых Садех;
  • священник Владимир Новицкий, клирик храма свв. бессрр. Космы и Дамиана в Космодемьянском;
  • священник Николай Олейников, настоятель храма пророка Илии, с. Изварино;
  • священник Валерий Привалов, настоятель храма прп. Алексия, человека Божия, и Воздвижения Креста Господня — Патриаршего подворья в Красном селе;
  • священник Лев Семенов, клирик храма свт. Николая Мирликийского в Кузнецах;
  • священник Александр Симаков, клирик храма Всех святых б. Ново-Алексеевского монастыря, ответственный домового храма Живоначальной Троицы при Детской городской Сокольнической больнице св. равноап. кн. Владимира;
  • священник Игорь Синицын, настоятель храма Владимирской иконы Божией Матери в Куркине;
  • священник Виталий Ткачев, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы, дер. Яковлево; настоятель храма свт. Николая Мирликийского, дер. Кувекино;
  • священник Михаил Федин, настоятель храма Воскресения Христова в Шереметьеве;
  • священник Глеб Цвиркунов, клирик храма Преображения Господня в Тушине;
  • священник Алексий Шишков, клирик храма Спаса Преображения на Болвановке.

По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви напутствовал епископа Августина на служение и вручил ему архиерейский жезл. По традиции новохиротонисанный епископ преподал богомольцам первое архипастырское благословение.

Затем Святейший Патриарх Кирилл обратился к верующим со словами проповеди:

"Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогие отцы, братья и сестры!

Всех вас сердечно поздравляю с великим праздником Входа Господня в Иерусалим — Вербным воскресеньем.

Этот праздник связан с неким торжественным событием, но по сути своей — с трагическими обстоятельствами. Он помогает нам очень многое понять. Понять, в чем состоит миссия Бога в мире, которую осуществляет Церковь, — и к чему устремляются мысли людей, в чем большинство людей видит спасение. Между этими двумя реальностями есть нечто, что вызывает недоумение — в первую очередь у тех, кто неспособен проникнуть в смысл и силу слов Божиих.

Что же произошло тогда недалеко от Иерусалима? Народ торжественно встречал Спасителя, идущего в качестве паломника в Иерусалим, зная Его силу, ведь Он воскресил из мертвых Лазаря. Кто же еще может осуществить все желания и чаяния людей? Если главное чаяние израильского народа — это освобождение от римлян, то кто еще может дать долгожданную свободу? Кто может благополучно устроить общественные отношения? Кто может стать справедливым, мудрым, сильным, непобедимым царем, если не Тот, Кто силой Своей воскресил умершего? И потому народ в восторге встречает Спасителя и кричит: «Осанна Сыну Давидову! Да здравствует Сын Давидов!» И нет другого лидера, на которого были бы обращены взоры, никто не связывает никаких надежд ни с кем, кроме Того, Кто силой Своей победил смерть…

В этом и заключается трагизм евангельского события, положенного в основу сегодняшнего празднования. Господь никак не откликается на эти приветствия — видимо, глубокой скорбью было охвачено Его сердце. Он не мог не видеть, что миссия Его не понята, слова Его не приняты и даже чудо воскрешения Лазаря не привело к тому, к чему должно было бы привести, ибо Христос не принимал на себя никаких обязательств по освобождению от римской оккупации и не давал никаких рекомендаций по устроению общественной жизни. Его слово было обращено в совсем иную сторону, в иную плоскость. Это слово несло в себе величайшее по своему значению для всех народов, для всех стран и для всех поколений свидетельство о Божией правде, растворенной в реальных заповедях, первая из которых: «возлюби Господа Бога твоего», и вторая, подобная ей: «возлюби ближнего, как самого себя». Чтобы эти заповеди отобразились в умах, в сердцах, в жизни людей, Господь проповедовал, творил чудеса, в том числе воскресил Лазаря.

Но все будто бы оказалось ненужным. Люди отвергли самое главное, с чем пришел Спаситель. Вот почему так быстро они отвернулись от Него, увидев, что Он вошел в Иерусалим не как победитель, что Он никакой силой — ни внешней, ни внутренней — не отражает нападки тех, кто решил взять Его под стражу, а затем мучить и распять. Спаситель оказался им не нужен. Несмотря на слова, сила которых поражает на протяжении двух тысяч лет людей мыслящих, несмотря на обилие чудес, несмотря на воскрешение Лазаря, все было словно забыто, потому что все это не было связано с мечтами и надеждами тогдашних израильтян.

Что же произошло за эти две тысячи лет? Где та мощная Римская империя, что наводила страх на всю вселенную и на израильский народ, так болезненно переживавший оккупацию? Где та оккупация? Где те крепости? Где то оружие? Где те конницы? Где те легионы? Где те императоры? Даже могил почти не осталось, и праха уже нет, все развеяно, будто бы вся эта человеческая мощь была неким миражом. Но ведь этот мираж управлял человеческим сознанием, он формировал ценности, и он привел к тому, что люди, разочарованные в Спасителе как в реальном вожде израильского народа, отвернулись от Него, предали и глумились, когда Его пречистое тело пригвождалось к кресту.

Все, что произошло тогда, при входе Господнем в Иерусалим, постоянно повторяется в истории. От Бога, от Церкви требуют не того, что Церковь во имя Божие призвана провозглашать. Требуют другого — занять ту или иную политическую позицию, возглавить то или иное движение, ту или иную политическую партию, которая уж непременно поможет людям понять, что нужно делать, чтобы стать счастливыми. А в каком смысле счастливыми? Да в том простом смысле, чтобы больше есть, больше пить, больше веселиться, больше раскрепощать свои инстинктивные, страстные начала и этим наслаждаться. Если же Церковь отказывается от такого водительства, то некоторые с недоумением пожимают плечами, а некоторые отворачиваются, называя Церковь устаревшей, ненужной этому современному продвинутому миру, который устремляется к неким новым высотам человеческой цивилизации, даже не представляя, что эти новые достижения человеческого разума принесут.

Церковь никогда не свернет с того пути, с той небольшой тропинки, по которой на убогом осле входил в Иерусалим Ее основатель, Сын Божий и Сын Человеческий, с полным сознанием всего драматизма происходивших вокруг Него событий. И Христос дошел до креста, не изменив Своей миссии, Своему призванию провозглашать Божию правду и открывать людям дверь ко спасению. То же призвана совершать и Церковь Божия, не поддаваясь ни на какие соблазны, ни на какие угрозы, ни на какую ложь, ни на какую клевету, ни на какое желание могущественных сил мира сего предложить ей иной путь — не ту тропу, по которой восходил в Иерусалим Христос Спаситель, а некий комфортабельный путь в неведомое будущее, который ведет в никуда, потому что подлинные цели и ценности человеческого бытия определены Богом и никому не дано их изменить.

Поэтому мы празднуем великий праздник Входа Господня в Иерусалим, солидаризируясь не с теми, кто кричал «Осанна!», но со святыми апостолами, которые шли в молчании, окружая Спасителя, принимая всем сердцем, всем разумом, всею силою своею то, что совершил Христос ради спасения мира. И наша солидарность с теми, а не с другими сегодня должна преломляться в конкретных делах, в словах и поступках, подобающих христианам, в следовании тому пути, по которому должна идти и милостью Божию идет Церковь Христова. Будем молиться о том, чтобы никогда и ни при каких обстоятельствах крики «Осанна!» не вскружили голову нам, наследникам святых апостолов, чтобы мы никогда не свернули с той тропы на другую, широкую и комфортную дорогу жизни, чтобы мы сохраняли в своих сердцах величайшие ценности, переданные нам Самим Богом, в центре которых — любовь к Нему и любовь к человеку. Верим, что только сила любви, оплодотворяемой Божественной благодатью, и способна изменить этот мир. Даже если кто-то сомневается, что этот мир способен изменяться к лучшему, то пусть никто не сходит с пути верности Христу, провозглашая Его правду даже до смерти, смерти же крестной.

Пусть сегодняшний день откроет перед нами ту захватывающую дух перспективу, которая не ограничивается пределами человеческой жизни и борьбой, которая постоянно идет в земном бытии человека. Пусть наш взор устремляется в вечность — туда, где, победив диавола на кресте, в славе Отца Своего торжествует Тот, Кто смиренно входил, не понятый людьми, в Иерусалим. И верим, что устремляясь к Христу, во славе пребывающему, мы способны изменять свою жизнь и жизнь окружающего нас мира. Аминь."

Затем состоялось торжественное изнесение ковчега с частицей Ризы Господней и Гвоздем от Креста Господня из алтаря на середину храма. У ковчега со святынями Предстоятель совершил краткую молитву.

Завтра, 9 апреля, в Великий понедельник, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершит Литургию Преждеосвященных Даров в Донском ставропигиальном монастыре г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Владыка совершит молебен на начало мироварения.

Источник - www.patriarchia.ru