Слово митрополита Тверского и Кашинского Амвросия на XXVII Петербургском международном экономическом форуме.
Знаете, когда и как падают государства и разрушаются империи? Почему так происходит? Если подумать об этом, удивительно, мы обнаружим, что государства падают не во времена, когда плохо с экономикой, и не тогда, когда у ворот стоит враг, готовый напасть. И даже не тогда, когда он уже напал и захватил территории. В такие моменты общество, наоборот, довольно часто приходит в тонус.
Государство падает, когда оно становится безнравственным. Когда оно теряет нравственность и в него не верят больше жители. Так случилось с Римом и Византией, так случилось с Французской монархией. Так случилось с Российской империей и Советским Союзом. Так может случиться с нынешним Западом, и чтобы так случилось с Россией, хотят ее враги. А зависит, произойдет это или нет, не от врагов, а от нас самих.
Про духовные ценности, нравственную безопасность и этику можно много и красиво говорить, только толку от этого не будет, а будет только хуже — отторжение и ощущение лжи. Многие из нас помнят это ощущение в поздние годы Советского Союза.
По ценностям надо жить, и жить по-настоящему. Говорить только то, как живешь сам. Сложности возникают тогда, когда духовные и нравственные ценности предлагаются для всех, кроме себя самого. Это как если бы я вышел на церковный амвон и стал говорить о важности поста, грозил карами небесными всем нарушителям, но сам бы поста не держал. Громкие слова без подкрепления делами называются простым словом — профанация. Не бывает одних ценностей для народа, а других для элиты. Вернее, именно так бывает накануне государственного краха.
Мы часто слышим теперь рассуждения о том, что народ должен становиться нравственнее, придерживаться ценностей и духовных принципов. Но важнее всего то, что ценности нужно натягивать на себя, а не на народ. В христианстве есть замечательная фраза: «Стяжи дух мирный, и тысячи вокруг тебя спасутся». Единственный способ показать красоту нравственной жизни другим людям — это собственная жизнь на нравственных основах. А главный враг нравственности — профанация.
История нашей страны, особенно времена потрясений, учит нас многому. Взять хотя бы 1917 год и период 90-х. Это были времена смуты и тяжелых потрясений с большими жертвами. Великая Российская империя в 1917 году пропала из-за профанации всего. Из-за витринной и формальной веры, когда говорили одно, а жили иначе. Народ, гордо именовавший себя «богоносцем», за считаные месяцы изменил свой вектор и стал разрушать всё, что связано с верой, и массово убивать духовенство и верующих. Из-за показного патриотизма и верноподданничества, цена которому оказалась слишком мала, и записные патриоты империи развернули копья против прежней власти. Из-за нежелания признавать вопиющую несправедливость при превыспренних речах о том, как всё хорошо и славно.
Практически то же самое привело к краху и Советский Союз. Да, с церковной точки зрения СССР был безбожным и атеистическим государством, и его крах означает для Церкви возрождение. Но другое дело в том, что он не стал и коммунистическим обществом, а стал обществом социалистической и коммунистической профанации в 1970–80-е годы, потому и пал. В нем не осталось веры даже в атеизм. Та же профанация привела к разочарованию от тех высоких лозунгов, которые воздвигались как цель государства. Мы помним, как двулично жило наше общество: на официальном уровне говорилось одно, дома другое, и все понимали, что это просто игра. Нужно понимать роли, нужно придерживаться того, где и что говорить. Но правды не было ни в чем, ни в каких нравственных системах и парадигмах. И когда мы теряем веру в высшую правду — мы начинаем идти к саморазрушению.
И вспомним, напротив, как во времена наиболее сложные с инфраструктурной и физической точки зрения — во время Великой Отечественной войны, во времена тяжелых кризисов — люди объединялись. Потому что не было уже профанации, становилось понятно, где добро, а где зло. Когда дети партийных элит становились в одни армейские ряды с детьми крестьян и шли защищать страну. И наша страна всякий раз проходила эти испытания благодаря честности друг перед другом. Которая, к сожалению, почему-то возникает только тогда, когда мы стоим перед лицом экзистенциальных угроз.
Сегодня мы стоим перед новыми вызовами. Реалии современной жизни искажают базовые духовно-нравственные парадигмы. Урбанизация влияет на демографические процессы, провоцируя кризисные тенденции семейных отношений. Технологии ускоряют ход времени, и все процессы, которые прежде были продолжительными, теперь вытесняют способность человека мыслить и творить новое. Как и сто лет назад, мы можем и должны противостоять этим вызовам.
Этот год посвящен семье и семейным ценностям: верности, детям, супружеской любви. Семья — важнее всего. Но как мы подкрепляем это реальными примерами? Разве те, кто говорит о верности в супружеской жизни, сами являются образцами? Чаще всего нет. Разве по нашим телевизорам показывают сериалы, фильмы и передачи о многодетных семьях? Тоже нет. Разве многодетным или молодым семьям оказывается невероятная поддержка? Кажется, нет. Наоборот, показной разврат с экранов телевизоров, пропаганда свободной жизни и личные примеры людей, на которые ориентируется народ, увы, есть.
Прошла уже половина этого Года семьи. А мы ничего за эти полгода настоящего не сделали, ничего такого, чтобы, например, абортов и разводов стало меньше. Только небольшие инициативы отдельных людей с горячими сердцами да громкие слова с высоких трибун. Или что мы сделали, чтобы люди — обычные русские люди — увидели, что многодетные семьи есть у нас, и это не только приезжие и не только в южных регионах страны?
Многодетная семья в России существует, в большинстве случаев это крепкие и дружные семьи. В них любят друг друга, сознательно рожают детей и их воспитывают. Им тяжело, им не хватает помощи и внимания властей — настоящего, деятельного участия и поддержки. Вопрос не в том, что им не помогают, — наоборот, помогают, но нужно больше. А главное, этот год — отличная возможность показать многодетную семью, вывести ее из тени в общественное пространство в противовес идеологии партнерства вместо семьи, в противовес идеи гендерного самоопределения и прочей мути.
В такие дни мы должны радоваться вместе с многодетными семьями. Пока другие рушат семьи и показывают новые ее формы, мы должны показывать то живое и правильное, что у нас есть. Надо оказать внимание этим семьям. Это будет лучшая возможность отговорить от абортов семьи, которые могут стать многодетными, но боятся, потому что не видят, что это воспринимается как норма! Давайте в этом году сделаем всё, чтобы многодетных семей стало больше. Давайте решать конкретные небольшие и осязаемые задачи в короткие сроки. Так будет понятно и видно, что мы делаем, а что забалтываем.
Представьте себе многочисленное общегородское шествие многодетных семей с красивыми детьми, музыкой, шарами и цветами. Это могло бы стать важным событием в Международный день семьи, День защиты детей или на День Святой Троицы. Особенно это может быть правильным именно в День Троицы, ведь в этот день на Руси люди всей семьей шли в самой красивой одежде в храмы, а после храмов — на народные гулянья и городские праздники. Такие шествия могли бы расставить совершенно иные акценты в теме семьи как самого важного и святого для нашего общества института.
Давайте сделаем лидерами мнений тех, у кого большие и крепкие семьи. Давайте сделаем что-то, чтобы их показывали по телевидению, говорили о них и ставили в пример другим. Давайте уже, наконец, сделаем что-то, чтобы многодетным или молодым семьям оказывалась реальная поддержка, действительно мотивирующая заводить семьи, рожать и растить детей, без страха не то что за будущее, а за настоящее. Семья — основа российской цивилизации, так было и так должно быть в будущем.
Задача государства, общества и Церкви — расставлять акценты, подчеркивать и четко выражать свои действия. Пока другие рушат семьи и показывают новые ее формы, мы должны показывать то живое и правильное, что у нас есть. Не выдумывать и не говорить пустые слова — их не слышно, — а показывать.
Завершая слово, напомню о золотом правиле нравственности: «не делайте другим то, что вы не желаете для себя, и поступайте с другими так, как хотели бы, чтобы с вами поступили». С этого начинается любая нравственность — с самого себя. С каждого из нас, но особенно — с лидеров мнений, с людей, на которых смотрят и с которых берут пример. Те, кто говорит о высоком, должны так же и поступать. А профанация — главный наш враг, враг нашего будущего, нашего общества и нашего государства.
Только искренность по отношению друг к другу, честный разговор друг с другом, честное отношение элит к главному в жизни обеспечит нашему народу крепкий иммунитет перед будущими вызовами.
Давайте меняться изнутри.
По-настоящему. Для Бога. Для себя.
Это, я уверен, лучшее для всех нас.