831

Во второй половине июня для участия в торжествах, посвященных 300-летию Александро-Невской лавры в Санкт-Петербург приезжала делегация Сербской Церкви во главе с епископом Будимлянско-Никшичским Иоанникием. Сербское духовенство приняло участие в богослужениях праздника Святой Троицы и преподнесло братии монастыря список чудотворной иконы Божией Матери «Млекопитательница».

Преподнесенный в дар образ был написан в Сербии и пронесен по многим монастырям Сербской Церкви, Афона и Святой земли. Непосредственное участие в его судьбе принял сербский фотохудожник Миодраг Бранкович. На протяжении 17-ти лет он снимает афонские монастыри. Одна из его выставок прошла в ноябре прошлого года в Александро-Невской лавре. Фотокартины из экспозиции автор подарил обители.

Непосредственный участник этого события епископ Будимлянско-Никшичский Иоанникий поделился с нами своими впечатлениями от торжеств и поделился мыслями о русско-сербских церковных и исторических связях.

– Владыка, расскажите, пожалуйста, немного о том, что это за икона и какова ее история. Кому принадлежала идея привезти эту святыню в Россию и подарить Александро-Невской лавре?

– Речь идет о списке иконы Божией Матери «Млекопитательница», оригинал которой находится в Карейской келлии святого Саввы на Афоне. Согласно древнему преданию, святой Савва Сербский получил этот образ в дар в лавре Саввы Освященного и, вернувшись из Святой Земли, подарил ее Карейской келлии. Эту келлию он же и построил и строго в ней подвизался, там он написал известный Карейский устав. У сербов довольно редко встречается такой тип иконы, на которой изображен лик Богородицы, кормящей грудью Богомладенца, чем особо подчеркивается само воплощение Спасителя и Богоматеринство Пресвятой Девы.

В новое время стали делать списки с этой чудотворной иконы. Образ, привезенный в Россию, написала иконописец из Белграда Оливера Киселчич. Ктитором иконы стал наш известный фотограф и художник Миша Бранкович из Белграда. Ему и пришла идея паломнического путешествия с упомянутой иконой по святыням православной вселенной – от Сербии (включая Косово) и Черногории до Святой горы Афон и Святой Земли, что подтверждено печатями десятков знаменитых монастырей и подписями двух патриархов – Сербского и Иерусалимского. Господин Бранкович решил подарить икону Александро-Невской лавре по случаю 300-летия ее основания. По благословению Патриарха Сербского Иринея мы возглавили группу верующих из Сербии и Черногории, чтобы от имени сербского народа поднести икону в дар знаменитой лавре, и приняли участие в незабываемых праздничных торжествах по случаю ее престольного праздника. Передача иконы «Млекопитатељница» лавре стало для всех нас прекрасным и трогательным моментом большого праздничного торжества.

– Какие святыни вы в этот раз посетили в России, с кем встретились? Каковы ваши впечатления?

– Я имел счастье познакомиться с четырьмя русскими архиереями, сослужил с Его Высокопреосвященством митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром и Его Преосвященством епископом Кронштадтским Назарием, наместником Свято-Троицкой Александро-Невской лавры. Владыка Назарий заботился о нашей делегации с исключительным гостеприимством, исполненным любви и радушия. Благодаря ему праздничные торжества в лавре, в которых мы приняли участие, и все семь дней, проведенные в России, надолго останутся для нас прекрасным воспоминанием.

К праздничным событиям отношу и незабываемую встречу с епископом Петергофским Амвросием, ректором Санкт-Петербургской духовной академии. Он достойный наследник и продолжатель великого дела своих многочисленных предшественников, хранит светлые традиции этого высшего учебного заведения и одновременно с этим своим трудом всесторонне развивает его. Само посещение академии пробудило в нас трогательные воспоминания о сотнях наших известных церковных деятелях (среди них – святой владыка Николай (Велимирович), патриарх Варнава, отец Иустин Челийский), учившихся в ее стенах.

Из других святынь Петербурга и его окрестностей, увиденных мной в этот раз впервые, особо упомянул бы чудесный храм Спаса на крови и величественный недавно обновленный Морской собор в Кронштадте. Великим благословением Божиим была для нас возможность поклониться мощам святого Александра Невского, святого Иоанна Кронштадтского, преподобных Варлаама Хутынского, Саввы Вишерского, Серафима Вырицкого, Марии Гатчинской...

Исполнилось мое давнишнее желание посетить Великий Новгород, который по праву называют городом-господином и городом Святой Софии, Премудрости Божией. Там нас ждало светлое гостеприимство Высокопреосвященного Льва, митрополита Новгородского и Старорусского, и вверенного ему духовенства. Особенно мне приятно, что довелось сослужить на праздничной литургии в Юрьевом монастыре.

Отрадно видеть в одном месте цветение живой Церкви, проникнутой духом обновления, и при этом – знаменитые древние святыни, такие как Святая София, Варлаамо-Хутынский монастырь, Юрьев монастырь, Покровский храм, музей при Святой Софии... Нам не хватило времени, чтобы увидеть и остальные святыни Новгорода, но и несмотря на это наши сердца были исполнены переживанием неповторимой красоты и свежести исконного русского Православия, которым дышит этот город.

– Вы не в первый раз приезжаете в Россию и привозите святыни. Несколько лет назад вы были непосредственным участником принесения на территорию Русской Православной Церкви десницы святого Иоанна Предтечи. Какое значение, по вашему мнению, имеют такие события для обеих наших Церквей – Русской и Сербской?

– Я и сейчас храню самые прекрасные воспоминания о великих церковных торжествах в Москве и Нижнем Новгороде, где мне довелось быть по случаю принесения десницы святого Иоанна Крестителя. Тогда мы удостоились великой чести сослужить блаженнопочившему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II и митрополиту Нижегородскому и Арзамасскому Георгию с молитвенным участием десятков тысяч русских благочестивых людей.

Этот нынешний наш визит в Россию был фактически продолжением прошлого в том смысле, что он еще раз напомнил о чудесной истории трех великих святынь во время нашего посещения дворцовой церкви в Гатчине, где они находились более ста лет. Это освежило в нашей памяти и время императора Павла Романова, которому Мальтийский орден неслучайно подарил эти святыни – ведь он был христианским императором и искренне верующим человеком.

После гибели царской России эти святыни для того, чтобы они не подверглись осквернению безбожниками, были переданы на хранение нашему королевскому Дому Карагеоргиевичей, потому что король Александр, как православный монарх, тоже был глубоко верующим человеком. Здесь можно увидеть и определенные исторические параллели. На наш взгляд, принесение в дар от сербского народа (благодаря Мише Бранковичу) иконы «Млекопитательница» вновь подтверждает и освежает наши старые связи с Александро-Невской лаврой и русским народом. Очень важно помнить, что вечный покой в лавре обрели три наших великих серба XVIII века: Патриарх Сербский Василий (Йованович-Бркич), митрополит Черногорский Василий (Петрович) и граф Савва Владиславич почивают под сводами Благовещенского храма в лавре. Такие напоминания указывают на два момента: при том, что есть огромная несоразмерность между сербским и русским народами в политическом, экономическом, военном и геополитическом отношениях, мы, если смотреть глубже и осознанней, духовно, культурно и на своем историческом пути всегда были и оставались единым целым.

– Какое значение, по вашему мнению, могло бы иметь принесение почитаемых русских святынь в Сербию, Черногорию и другие сербские земли?

– Сербский народ от убийства царя Николя II до смерти Бориса Ельцина фактически не имел, за исключением небольших эпизодов, регулярных контактов с Россией. Но, несмотря на этот перерыв, интерес к России, ее культуре, к контактам с русскими братьями, а особенно к русским святыням по-прежнему велик. Если бы с согласия обеих Церквей было организовано принесение какой-нибудь известной русской святыни в наши земли, то это имело бы многоплановое значение. Не думаю, что это было бы так уж сложно организовать. Скажем, если бы была привезена какая-нибудь из многочисленных чудотворных икон Божией Матери или частица мощей святого из какого-нибудь русского монастыря. Прежде всего важным было бы то, что верующий народ получит возможность поклониться святыне, но важны и события и мероприятия, сопровождающие путешествие святыни, важны встречи, богослужения, духовные и культурные события. Всем этим народы одной веры и общего происхождения сближаются и объединяются. Мне очень приятно, что, задавая этот вопрос, вы указали на возможность подобного проекта, организация которого не была бы сложной и трудоемкой, но имела бы при этом многообразные духовные плоды.

– В каком направлении прежде всего, по-вашему, должны были бы развиваться отношения наших Церквей? Какие из этих направлений вы лично считаете приоритетными?

– Меня очень радует, что в ближайшие дни Его Святейшество Патриарх Сербский Ириней со своими спутниками совершит визит в Русскую Православную Церковь и к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. На этом высшем уровне две близкие Церкви обязательно рассмотрят возможности дальнейшего сотрудничества. Думаю, что точек соприкосновения для еще большего и близкого сотрудничества есть очень много: от развития духовных, культурных и образовательный связей до совместной заботы о христианском наследии и христианских ценностях, укрепления единства между Поместными Православными Церквями и т.д. Необходимо помнить, что наши Церкви всегда могут способствовать сближению своих народов. Этот ответ, возможно, был слишком подробным с учетом того, что скоро произойдут важные церковные встречи на самом высшем уровне, поэтому примите его как выражение добрых пожеланий православного христианина со славянского юга.

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

Источник - Православие.ру