6 ноября 2019 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании II съезда Общества русской словесности.
Уважаемая Ольга Юрьевна! Уважаемый Виктор Антонович! Дорогие педагоги, братья и сестры, участники съезда!
Сердечно всех вас приветствую. Очень рад вновь посетить Московский государственный университет и встретиться в его стенах с преподавателями русского языка и литературы.
В этот раз наша встреча проходит совместно со съездом Общества русской словесности. Хотел бы отметить, что на первом этапе своего развития Общество, созданное в 2016 году, уже смогло внести важный вклад в разработку новых федеральных государственных образовательных стандартов преподавания русского языка и литературы в начальной и основной школе и в подготовку обновленной учебной литературы по отечественной словесности. Наверное, многие из вас помнят, насколько непростой была дискуссия вокруг подбора литературы, но сегодня мы смотрим на это как на необходимый период становления Общества русской словесности. Главной движущей силой проведенных реформ школьного образования стало, конечно, Министерство просвещения. Отрадно, что за это время произошли позитивные изменения в системе государственной итоговой аттестации, реализованные Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки.
Вместе с тем нам нужно вместе подумать над решением одного весьма серьезного вопроса, который беспокоит не только меня, но и многих школьных учителей, университетских преподавателей, родителей, школьников, о чем они мне сами неоднократно свидетельствовали при личном доверительном общении. Проблема эта связана с тем, что у учащихся средней и старшей школы знания об отечественной культуре крайне обрывочны и избирательны. Свидетельством тому некие телепередачи с участием молодых людей, которым задаются различные вопросы, в том числе из области истории и литературы. Поражает, что целостное восприятие темы у молодежи зачастую отсутствует, есть лишь фрагментарные знания. Такие знания из памяти очень быстро уходят, об этом может свидетельствовать каждый человек зрелого возраста. Но система держится в сознании очень долго, и если она сохраняется, то в нее, как на этажерку, можно вкладывать все новые и новые знания, которые найдут свое место и останутся с человеком до тех пор, пока они ему необходимы.
Сегодня отдельные аспекты общекультурного воспитания включены в содержание ряда учебных предметов: история, русский язык, литература, изобразительное искусство, музыка, мировая художественная культура, обществоведение и т.д. Но разобщенность их содержания не позволяет сформировать целостность представления о единстве культуры нашей страны.
Мы говорим об укреплении традиционных нравственных ценностей, о важности воспитания любви к Родине, но вместе с тем многие школьники, к сожалению, имеют весьма смутные понятия об уникальном духовном богатстве, которым обладает наша многонациональная страна.
Я бы предложил совместно подумать о разработке обобщающего культурологического курса для основной школы. Чтобы не увеличивать и без того обширную и очень насыщенную школьную программу, это мог бы быть, например, курс в рамках уже действующего одного или нескольких предметов. Но должен быть некий стержень в программе, вокруг которого и формировалось бы в сознании наших учащихся целостное понимание истории и культуры России.
Знакомство с наследием наших выдающихся соотечественников, реальные примеры следования долгу и призванию, самоотверженного служения Отечеству, деятельного добра и милосердия, счастливого и праведного супружества способны дать молодым людям верные ориентиры и ценностные установки, вдохновить их на выбор жизненного пути. Подобный культурологический курс может стать достойным ответом на вызовы, с которыми сталкиваются подростки в Интернете и социальных сетях, где зачастую ими усваиваются деструктивные модели поведения и человеческих взаимоотношений.
Должно же быть где-то противодействие разрушительной силе Интернета! Давайте зададимся вопросом: а где? Школа — вот место, где можно реально создать систему положительного воспитания нашей молодежи, насыщения их сознания такими ценностями, которые было бы трудно разрушить влиянием Интернета. Но этим нужно заниматься не откладывая, потому что многое уже потеряно. Ведь наша неспособность мобилизоваться и организовать работу с детьми и молодежью привела к тому, что уже не одно поколение молодежи плохо знает историю, литературу и, что более всего меня печалит, не отличается сознательной любовью к своему Отечеству.
Не хотел бы пересказывать разговор молодых людей, который однажды услышал и который больно ранил мое сердце. Я только понял, что все их мечты связаны с другими странами, с другой культурой, что они устремляются туда и там хотят обустроить свою жизнь. Что же это, как не наша общая ошибка? Почему мы допускаем, что именно так, а не иначе формируется сознание молодежи? Почему такое разрушительное влияние оказывает Интернет, почему мы неспособны дать отпор этому разрушительному влиянию?
Замечательно, что уже сейчас для устной части государственной итоговой аттестации тщательно отбираются тексты о знаменитых россиянах, о лучших представителях нашей страны. Полагаю уместным, чтобы при разработке концепции преподавания курса принимался во внимание также региональный компонент. Детям важно знать историю и культурное своеобразие края, в котором они живут. Чуть больше года назад, выступая на Всемирном русском народном соборе, я уже говорил, что межнациональный и межрелигиозный мир не является константой, возникающей автоматически. Для этого необходимы постоянные и системные усилия, направленные на поддержание братских отношений между народами нашей страны. И ключевую роль в этом, несомненно, играет школа, которая может рассказать о вкладе представителей разных культур в развитие и процветание России.
Еще раз хотел бы подчеркнуть, что знание местной культуры, любовь к своему дому, любовь к городу или к деревне, в которой ты родился и вырос, — это и есть то, с чего начинается любовь к Родине. Поэтому краеведение — не просто предмет, который помогает узнать о месте, где ты живешь, но это предмет, который способен укрепить любовь человека к малой Родине. А с любви к малой Родине начинается и любовь к Родине большой.
Для воспитательной деятельности очень важно непосредственное знакомство учащихся, студентов с культурно-историческим наследием своего края, которое достигается не только чтением книг или слушанием лекций, — у детей и молодежи должна быть возможность посещать памятные места. Представляется чрезвычайно значимым реальное соприкосновение с прошлым через изучение памятников культуры. В связи с этим я хотел бы сказать о чем-то очень грустном. Вы знаете, как мало памятников у нас сохранилось. Войны прошли по нашей земле, как ни по одной другой европейской стране. Когда летишь над ближним Подмосковьем и над прилегающими к Московской области районами, постоянно видишь заброшенные деревни. Люди там уже не живут, и единственное, что связывает с прошлым, единственное, что относится к памятникам архитектуры и культуры — это деревенские храмы. Но если бы вы видели, в каком состоянии находятся многие из них! Если не прилагать усилий, если не рассматривать реставрацию этих памятников как одну из первостепенных задач, но откладывать ее на последующие времена, когда, мол, немножко разбогатеем, — то у нас не останется и этих памятников. Мы попросту превратимся в выжженную землю, и мало что будет напоминать о нашем прошлом. Как же мы хотим воспитывать национальное самосознание, укреплять связь времен в умах молодежи? Ведь нужно что-то показывать, о чем-то рассказывать, а уже сейчас показывать почти нечего, и то, что стоит, находится в руинированном состоянии. Мы подсчитали, что более четырех тысяч храмов сегодня нуждаются в срочном ремонте или, по крайней мере, в консервации — с тем чтобы они не превратились в руины в ближайшие 5-7 лет.
Хотел бы также сказать, что не следует забывать и о мотивирующем потенциале конкурсного и олимпиадного движения, открывающего возможности поддержки одаренных детей.
Если же говорить о том, что меня радует, в том числе в связи с восстановлением наших древних памятников, то это волонтерское движение. Я был поражен, познакомившись с совершенно неформальным, никем не организованным сверху, а развившимся с низовой инициативы молодежным движением, которое названо «Общее дело». Молодые люди сами собирают деньги, сами отправляются в далекие края, в том числе в Архангельскую область, где в тяжелейшем положении находятся наши старинные храмы, шедевры деревянного зодчества. Например, вы знаете, что один из самых замечательных таких памятников, деревянная церковь в Каргополе, сгорел дотла на глазах людей. Так вот, молодежь в свое свободное время, на свои деньги отправляется в экспедиции и восстанавливают эти храмы. Дай Бог, чтобы такие молодежные и, может быть, не только молодежные волонтерские группы помогали нам восстановить все то, что еще сохранилось, потому что речь идет не просто о музейных экспонатах — речь идет о нашей истории, речь идет о том, как мы, люди XXI века, относимся к прошлому. И если мы хотим, чтобы наши потомки относились с вниманием ко всему, что мы делали, говорили, творили, то мы должны проявить заботу о сохранении того, что героически совершали наши предки.
В условиях огромного информационного воздействия, которое испытывают на себе современные люди, способность отличать шумы от сигналов приобретает особую ценность, поскольку слишком много шумов и мало сигналов. Способность же эта во многом зависит от наличия у человека четких ориентиров и нравственных убеждений.
Я поделился с вами своими размышлениями и предложениями, но решение, безусловно, должно оставаться за профессиональным педагогическим сообществом, за работниками культуры, за теми, кто несет ответственность за сохранение нашего исторического наследия.
Понимаю, что задача эта непростая. Но высока и цель: утверждение в подрастающем поколении жизненно важных для личности, общества и нашей страны смыслов и духовно-культурных ценностей. Если вы согласитесь с моим предложением, то предложил бы сформировать при Обществе русской словесности рабочую группу из педагогов, ученых, представителей ведущих вузов и деятелей культуры для детального обсуждения содержания и методологии преподавания этой образовательной программы. Может быть, подумать и о контурах нового подхода к воспитанию школьной и студенческой молодежи. Думаю, время уже нельзя упускать. Нужно делать то, что мы, к сожалению, не начали делать раньше. Несомненно, найдутся и те, кто с энтузиазмом этим займется. Полагаю, что рабочая группа могла бы подготовить свои предложения к следующему заседанию Президиума нашего Общества. Ну, а дальше у нас появится возможность продвигать этот документ — по возможности, настолько широко, чтобы наше общество, наш народ увидел нашу озабоченность и, по возможности, поддержал наши усилия.
Благодарю вас за внимание.