864

7 марта 2018 года, в среду 3-й седмицы Великого поста, епископ Арсений совершил Литургию Преждеосвященных Даров в храме святых апостолов Петра и Павла деревни Холынья.

По окончании богослужения владыка обратился к прихожанам со словами проповеди. Он отметил, что в течение Великого поста главной молитвой, которая постоянно звучит в храмах и как никакая другая выражает сам дух великопостного периода, является молитва преподобного Ефрема Сирина. Это был замечательный богослов, святой отец, церковный гимнотворец и учитель покаяния, живший в IV веке в Сирии. Его молитва звучит, начиная со среды и пятницы Сырной седмицы, с понедельника по пятницу каждой седмицы Великого поста до Великой Среды на Страстной неделе включительно.

В первой части молитвы мы, обращаясь к Господу и Владыке жизни нашей, просим, чтобы Он помог удалить из нашей жизни четыре главных проявления греха, чтобы нам настроиться на должный великопостный тон: «Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми». Однако, удаление от греха - это только начало. Если мы говорим, что Великий пост - это время покаяния, то должны понимать, что покаяние начинается не только с удаления от греха, а со стремления совершить что-то противоположное греху, со стремления к добродетели. Христианину, как подчеркнул владыка, недостаточно не делать зла.  По заповеди Христа: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Мф. 7:12), мы должны быть проповедниками добра делами, нашей жизнью.


--цитата--

«Правильное отношение к самим себе заключается не в ложном самоуничижении, а в подлинном христианском достоинстве»

Епископ Арсений


Наша вера должна выражаться в активной жизненной позиции. Мы не просто уходим в себя и каемся в грехах, но должны приносить Богу какие-то добрые плоды. Вот об этих плодах и говорится в середине молитвы Ефрема Сирина: «Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему». Целомудрие, чаще всего, понимается в обывательском смысле, как противоположность сексуальной распущенности. Но это только один из аспектов этой добродетели - «целостной мудрости», которая охватывает все сферы жизни человека, не только интимную, но и духовную, семейную и общественную. Это также и мудрость, в соответствии с которой мы приобретаем верный, очищенный, незамутнённый грехом взгляд на Бога, на своё место перед Ним, на других людей. Христос Своим пришествием вернул нас к Богу, открыл нам подлинную иерархию ценностей. То, насколько мы способны воспринимать в истинном свете и Бога, и себя, и ближних - этот очищенный от греха взгляд и называется целомудрием.

Рядом с целомудрием, по слову владыки, близко стоит и смиренномудрие – смирение, соединённое с мудростью. О смирении мы много слышали или читали, но каждый не вполне, может быть, отдаёт себе отчет, что это такое. Порой, кажется, что смирение - это бесконечное самоунижение, это какое-то пассивное состояние. Но христианское смирение заключается совсем в другом.  Основной смысл этого слова происходит от слова «мир», это мир с Богом и мир с ближними. Такое устроение нашего сердца вкупе с целомудрием как раз и означает, что у нас подлинный христианский настрой, подлинное видение себя по отношению к Богу, Владыке и Спасителю нашему, понимание, что, хотя мы и грешные люди, но, тем не менее, каждый из нас является неповторимым творением Божиим, Его образом, который должен быть спасён для вечности. И мы с вами должны приложить все усилия для этого. Таким образом, правильное отношение к самим себе заключается не в ложном самоуничижении, а в подлинном христианском достоинстве. Это и есть смиренномудрие.


--цитата--

«Верным законом духовной жизни является тот факт, что, чем ближе человек к Богу, тем он более терпелив»

Епископ Арсений


Терпение - это добродетель, крайне необходимая всем нам, современным людям. Ведь мы стали нетерпеливы и в отношении к Богу, когда, например, не можем сосредоточиться на молитве или заставить себя почитать Священное Писание, и в отношении к ближним, к тем, кто нас окружает. Нам не хватает терпения, чтобы сделать какое-то доброе дело или найти несколько добрых слов. Владыка отметил, что верным законом духовной жизни является тот факт, что, чем ближе человек к Богу, тем он более терпелив, потому что Сам Господь «долготерпелив и многомилостив». И мы, возрастая в христианском житии, добродетелях, должны просить у Бога терпения, что и делаем особенно в течение Великого поста. Мы просим, чтобы Он дал нам возможность уподобиться Его бесконечному терпению к каждому человеку.

И наконец, любовь - это совокупность христианских добродетелей, совокупность совершенств, дар Божий, но который, опять же, не должен нами пассивно ожидаться. Кто из нас может сказать, что имеет любовь в своём сердце к Богу и ко всем ближним? Если мы ничего не будем делать, никак не будем стремиться взращивать в себе эту добродетель, то она сама никогда и не настигнет нас, не свалится, как какой-то дар с неба. Как подчеркнул владыка, любовь - это плод кропотливых усилий христианина в течение каждого дня в его жизни. Она начинается с прощения обид, отказа от мести, отказа от того, чтобы любому человеку вредить делом или словом и даже мыслью, это первый этап, необходимый нам. Однако, нужно двигаться и дальше, находить возможность поддержать человека, который нуждается в этом и делом, и словом, и молитвой, проявить участие, особенно, когда мы сталкиваемся с нуждой, горем, страданием других людей. Вот это реальное участие, реальные добрые дела, и будут тем, что на языке Священного Писания называется «делами любви», тем, что нас и возвысит, в конце концов, до такого состояния, когда мы сможем, по милости Божией, испытывать, как многие святые, любовь к Богу, ближнему, ко всему творению.

Путь к этому мы должны совершать каждый день реальными делами милосердия, делами любви. Только тогда смягчится наше сердце, и плодом наших христианских усилий станет именно любовь как совокупность совершенств. Каждый пост, особенно Великий пост, это время усиленной подготовки, когда мы должны, устремляясь к празднику Воскресения, очищать своё сердце, готовить внутренний дом своей души ко встрече с Воскресшим Господом. Мы должны совершить какое-то качественное продвижение в духовной жизни, не топтаться на месте в теплохладности, унынии, в сомнениях, а двигаться дальше, сквозь уныние и сомнения, сквозь леность. Мы должны быть верными Богу, терпеливыми и милосердными по отношению к нашим ближним, чтобы исполнить слова Христа: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф. 5:48).