804

Вечером 31 декабря 2017 года епископ Арсений в сослужении духовенства совершил Новогоднее молебное пение в Софийском соборе.

Перед началом богослужения владыка обратился к верующим с архипастырским словом. Он отметил, что молебное последование на новолетие, которое сегодня поётся почти во всех храмах Русской Православной Церкви - это по своей сути благодарственное молебное пение. Прежде всего, необходимо сказать, что и в древние, библейские времена и в последующие в христианской Церкви, как, например, в Русской Церкви допетровской Руси, празднование Нового года было сопряжено с воспоминанием о творении мира, это был основной смысл, основное содержание праздника. В этом событии, в этом празднике люди, участвовавшие в храмовом богослужении, таинственным образом соприкасались со Священной Историей, о которой повествует начало книги Бытия. Люди, принося благодарение и покаяние за прошлые грехи, получали благодатные силы для обновленной духовной жизни в новом году, дабы они могли укрепляться в добре, отвращаться от греха и идти по пути святости. Как подчеркнул владыка, одним из главных смыслов праздника Нового года является восприятие его в качестве новой возможности встать на путь подлинно христианской жизни: делать людям добро, жить для Бога, а не для страстей, быть тем, кем заповедал нам быть Спаситель - солью земли и светом для мира.

По слову владыки, в этом благодарственном молебне мы возносим благодарение Богу за прошлый год, в котором для одних было много хорошего, а для других было что-то скорбное и печальное. Но несмотря на это, мы должны научиться благодарить Господа за всё: за здоровье, которое позволяет нам служить ближним, за те немощи, которыми посещает нас Господь, через которые мы научаемся терпению и служению друг другу. Мы возносим благодарение Богу за близких людей, которые были рядом с нами в этом году. Даже, если в уходящем году были в нашей жизни люди, покинувшие нас, то мы должны помнить, что они оставили свой след в нашей жизни и научили нас многому: лучше относиться к Богу, лучше понимать жизнь, лучше ценить тех, кто рядом с нами сейчас. Это всё были дары Божьи, и мы должны быть за них благодарны. Наконец, мы благодарим Бога, так как это одна из важнейших христианских молитв. Это то, что мы должны приносить Ему в конце каждого дня нашей жизни. Сегодня же с особым чувством, с особым смыслом возносим благодарение Господу, как за прошедший год нашей жизни, так и за всю нашу жизнь, потому что благодарением, называется не только высший вид молитвы, но и самое главное Таинство христианской Церкви - Евхаристия. Владыка также подчеркнул, что призвание каждого христианина – это выражение благодарности Богу, отметив при этом, что мы должны не просто с благодарностью принимать Его дары, но и сами всей своей жизнью, поступками выражать благодарность Всевышнему.

Епископ Арсений напомнил, что для нас, современных православных христиан, один из главных смыслов празднования новолетия поможет раскрыть Евангелие, которое будет читаться во время Новогоднего молебна. В нём говорится, что Господь Иисус Христос в начале Своего служения приходит в родной город Назарет и проповедует в синагоге, читая древнее пророчество Исаии: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал меня благовествовать нищим, и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4:18-19). Далее Господь Иисус Христос говорит, что исполняется это пророчество: «Ныне исполнилось писание сие, слышанное вами» (Лк. 4:21). Владыка отметил, что в сознании христиан новолетие неизбежно должно связываться и с наступлением Нового Завета. Сын Божий, воплотившийся ради нашего спасения, на языке святых отцов - это новое творение, и как говорит апостол: «Кто во Христе, тот новая тварь; древнее прошло, теперь все новое» (2Кор. 5:17). С воплощения Сына Божиего начинается и спасение мира, и возвращение всех нас к Богу, оторванных от Него грехом, и это «лето Господне благоприятное» звучит, как обетование, как благовестие оно даровано нам во Христе, как царство будущего века, которое, с точки зрения земной истории, мы ещё только чаем, ожидаем, но в Церкви оно является нашим достоянием, и мы становимся его причастниками уже здесь и сейчас. «В преддверии праздника Рождества Христова постараемся так устроить свою жизнь, так выстроить отношения нашими ближними, чтобы наша душа, наше сердце стали вместилищем Божиим, храмом, вифлеемскими яслями, в которых восседает наше Спасение», - призвал верующих владыка.