769

9 декабря 2017 года в рамках XV Знаменских образовательных чтений - регионального этапа XXVI Международных Рождественских образовательных чтений «Нравственные ценности и будущее человечества» - в воскресной школе храма князя Александра Невского прошла секция для учащихся общеобразовательных учреждений и воскресных школ епархии.

В рамках секции молодые люди представили 15 исследовательских работ, которые они подготовили под руководством своих педагогов. Тематика работ была довольно широкой: от житий святых до проблем воспитания и языковой экологии.

Учащиеся 7-го класса гимназии «Эврика» Александр Исаков и Алёна Егорова представили доклад «Тайна Веры Молчальницы» о православной подвижнице, которая жила в Сырковом монастыре Новгорода и хранила обет молчания на протяжении 23-х лет. Ребята отметили, что своей известностью она обязана легенде, в которой Вера отождествляется с императрицей Елизаветой Алексеевной, женой Александра I, которая якобы после того, как император, инсценировав свою смерть, стал сибирским старцем Фёдором Кузьмичом, последовала его примеру. По словам выступающих, после смерти Веры люди стали ездить на её могилку, которая находится на территории бывшего Сыркова монастыря, и просить о помощи в болезнях и перед операциями.

Ученица 7 класса школы № 5 Старой Руссы София Михайлова рассказала о судьбе священника Владимира Пылаева и его книге о храмах и часовнях Старой Руссы, представив собравшимся презентацию с фотографиями старорусских храмов и часовен, сделанных в XX и XXI веках. Докладчица отметила, что сейчас большинство церковных построек, к сожалению, используется не по своему предназначению: в них устроены магазины, спортивные школы, офисы.

Учащаяся 7 класса школы № 17 Виктория Сопегина подняла тему воспитания детей на примере семьи последнего российского царя Николая II. Было отмечено, что царь сам воспитывался в православных традициях, которые впоследствии легли в основу воспитания его детей. Воспитывались княжны и цесаревич в строгом патриархальном духе, в глубокой религиозности. Это и взрастило в них ту веру, силу духа и смирения, которые помогли им безропотно вынести тяжёлые дни заточения и принять мученическую смерть.

Государыня не позволяла детям ни одной секунды сидеть без дела. Они должны были быть всегда занятыми, всегда находиться в деле. Они умели находить счастье и радость в малом. Никто и никогда не чувствовал себя с ними стеснённо, их простота делала окружающих такими же простыми и непринуждёнными, какими были они сами. По словам докладчицы, подобная модель воспитания детей могла бы быть применима и к современным семьям, во многих из которых не делается акцент на нравственном становлении подрастающего поколения.

Интерес собравшихся вызвало сообщение 11-классницы гимназии «Эврика» Анастасии Васюновой, которая рассказывала о прототипах образа Татьяны Лариной. Как отметила докладчица, в романе «Евгений Онегин» Пушкин в образе Татьяны Лариной отобразил все свои представления об идеале русской девушки. Через её образ он пытался донести до читателей, какой должна быть настоящая русская девушка: искренней, самоотверженной, обладающей глубоким духовным миром. Именно в этот образ был влюблён Пушкин: Татьяна являлась любимой героиней писателя. В заключение Анастасия отметила, что среди современных девушек есть достойные кандидатуры, которые могли бы стать прототипом Татьяны Лариной.

Во время заседания не обошли стороной и тему русского языка. Ученица 9 класса гимназии №2 Алёна Белова рассказала о нарушении языковой экологии в связи с использованием интернет-ресурсов. По словам докладчицы, сленг и использование большого количества иностранных слов (вместо русских) в интернет-сети отрицательно влияет на языковое мышление молодых людей и делает их речь более скудной. Как отметила Алёна, молодым людям необходимо больше читать классической литературы, чтобы обогащать свою речь, а вместо иностранных слова чаще использовать русские.

Ученик 8-го класса воскресной школы храма Александра Невского Илья Рясной в своём докладе «А.С. Шишков – защитник русского языка» рассказал об Александре Шишкове – выдающемся адмирале и крупнейшем учёном России, филологе, языковеде, переводчике, владевшем в совершенстве 8 языками, и фактически основателе нового языкознания, если говорить точно, православного христианского языкознания. Шишков в своих трудах писал, что церковнославянский язык – это поистине душа русского народа, хранитель его национальных корней, живой свидетель его истории, основа его литературного языка, источник его многовековой культуры, залог его будущего духовного благополучия.

Церковнославянский язык – тот камень, на котором построено здание нашей ментальности, культуры, духовности, традиций. Можно сказать, что церковнославянский язык – основа менталитета русского народа, ведь жизнь человека Древней Руси почти целиком проходила в ограде Православной Церкви, и язык Церкви был не только его языком, но и образом его мышления. Покушение на церковнославянский язык – это покушение на нашу национальную идентичность, отказаться от этого языка значит отказаться от нас самих. В заключение своего доклада Илья подчеркнул, что церковнославянский язык совсем несложен для тех, кто пытается его понять. «Молитвы и богослужебные тексты звучат роднее и красивее именно на этом языке, душа его особенно принимает. Я считаю, что в школах вместо английского языка нужно преподавать церковнославянский», - подчеркнул молодой человек.

По словам одного из организаторов мероприятия, педагога воскресной школы храма Александра Невского Светланы Ялышевой, все ребята подошли к своим докладам очень ответственно , поэтому выступления получились глубокими и интересными. Все присутствовавшие получили удовольствие от секции, а некоторые вещи поразили взрослых слушателей. «Я поняла, что мы недооценивали нашу молодёжь, мы думали, что у них другие ценности – компьютеры, игры, интернет. Но оказалось, что они так же, как и мы, взрослые, ценят семью, любовь, дружбу, Родину, свой родной язык, русские традиции и религию. И пусть они ещё многое воспринимают по-детски, но тем не менее очень искренне и для своего возраста мудро», - поделилась Светлана Ивановна.

По окончанию работы секции воспитанники театрально-хоровой студии воскресной школы храма представили для гостей музыкально-литературную композицию, состоящую из песен и притч. Также был представлен опыт прочтения псалма и его литературного переложения.

Подводя итоги, руководители секции отметили, что во время конференции молодые люди не только получили разнообразные знания, но и неоценимый опыт публичных выступлений, который поможет им в будущем. Также было решено проводить тематические встречи и внеклассные мероприятия по прозвучавшим докладам.


Руководители секции: настоятель храма св. блгв. вел. кн. Александра Невского протоиерей Сергий Мельников, заместитель председателя комитета по образованию Администрации Великого Новгорода Бурцева Тамара Владимировна, главный специалист комитета по образованию Администрации Великого Новгорода Брусова Надежда Александровна, специалист Отдела по религиозному образованию и катехизации Новгородской епархии Фёдорова Ольга Николаевна, зам. директора МАОУ «Школа № 20 имени Кирилла и Мефодия» Саевский Алексей Вячеславович.

В работе секции приняли участие учащиеся гимназии № 2, гимназии «Исток», гимназии «Эврика», средних общеобразовательных школ № 4, 5, 17, 20 им. Кирилла и Мефодия, Григоровской общеобразовательной школы, воскресной школы храма св. блгв. вел. кн. Александра Невского, воскресной школы при Покровском соборе и частной православной общеобразовательной школы «Лужки» Выборгского района Ленинградской области.