733

Вечером 18 ноября 2017 года, накануне дня памяти преподобного Варлаама Хутынского, Новгородского чудотворца, епископ Арсений и епископ Боровичский и Пестовский Ефрем возглавили всенощное бдение в Варлаамо-Хутынском монастыре.

По окончании богослужения владыка Арсений обратился к молящимся со словом проповеди. Он отметил, что в этом году день памяти преподобного Варлаама выпал на воскресенье, потому мы празднуем его вместе с Воскресением Христовым. На всенощном бдении мы слышали Евангелие о том, как жёны-мироносицы отправились ко гробу своего Учителя (они ещё не знали, что Господь воскрес и гроб пуст), чтобы отдать последний долг. Они не успели сделать это раньше, так как погребение произошло, можно сказать, в спешке: был уже вечер пятницы, и наступал день субботнего покоя, когда по Заповеди иудеям было запрещено что-либо делать. И вот только с началом нового дня, того, что следует за субботой, жёны-мироносицы пришли с благовониями, чтобы помазать погребённого Учителя и Господа, и тем самым воздать последний долг любви. Они не знали о страже, их беспокоило только то, как отвалить камень от двери гроба, потому что по обычаю иудейского погребения гробницы затворялись огромными круглыми камнями, и такой камень было не под силу сдвинуть им, слабым женщинам. Но когда они пришли ко гробу Спасителя, то увидели, что камень отвален от гроба, а когда заглянули внутрь, то не нашли тела Иисуса. Внезапно им предстал вестник небесный, который сказал: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам» (Мк. 16:6,7). Как подчеркнул владыка, это было первое провозвестие о Воскресении Христовом, а жёны-мироносицы стали первыми провозвестницами о Воскресении для апостолов, а потом и для всего мира. И, как мы знаем из Евангелия, в течение сорока дней Господь снова и снова являлся Своим ученикам, удостоверяя их в Своём воскресении. Но самое первое явление небесного вестника, а потом и Самого Господа воскресшего было жёнам-мироносицам. На Воскресении Христовом зиждется Церковь, это не просто главная истина нашей веры, без Воскресения не было бы Церкви, не было бы нас с вами как православных христиан. Сама история Церкви, начавшаяся с апостольской проповеди, свидетельствует о том, как люди, которые были раздавлены горем, вдруг оказались просвещены радостью и смелостью. Они стали в Духе Святом проповедовать воскресшего Господа. Эта перемена не объясняется ничем иным, как только встречей со Христом воскресшим. На протяжении всех времён поверившие слову их христиане, мученики, святители, преподобные, праведные до наших дней, все мы, поверившие во Христа, получили возможность в Церкви не просто помнить о Нём, не просто слышать о Нём, но и встретиться с Ним, потому что Он воскрес, Он жив и пребывает с нами по Своему неложному обетованию: «Я с вами во все дни до скончания века» (Мф. 28:20). По слову владыки, самое важное, что есть в христианстве, в Православной Церкви - это не знание о Христе, а возможность знания Его Самого, встречи с Ним, живого общения с Ним - Главой Церкви. Ничто не может сравниться с этой встречей, которая происходит в глубинах нашей души в Таинствах, молитве, делании добра, несении креста и прочем. И для нас очень большое значение имеют слова ангела, обращённые к жёнам-мироносицам: «Скажите ученикам Его и Петру» (Мк. 16:7). Почему Пётр обозначен отдельно? Скорее всего, из-за предательства, отречения. Как мы знаем из Евангелия, накануне страданий Пётр трижды отрёкся от Христа, хотя обещал быть верным Ему даже до смерти. Конечно, это отречение сильно тяготело над ним самим. Он глубоко расстраивался, считал себя отпавшим от Бога. Но эти слова: «Скажите ученикам Его и Петру», а потом и встреча с Самим Христом, который трижды вопрошал его: «Любишь ли ты Меня?» (Ин. 21:15-17), как бы зачёркивали, изглаживали отречение. Как, должно быть, всё это преобразило самого Петра, как было ему радостно и обнадёживающе. В этих словах большая надежда и для нас с вами. Как бы мы ни были далеки от Бога в какой-то момент жизни, как бы низко мы не пали, Христос никогда не отворачивается от нас, но всегда ожидает нас, всегда верит в нас и готов протянуть Свою десницу, - закончил владыка.