619

13 августа 2017 года в Неделю 10-ю по Пятидесятнице епископ Юрьевский Арсений совершил Божественную литургию в Спасском соборе Свято-Юрьева монастыря. Накануне вечером в этом же храме обители владыка возглавил всенощное бдение.

За Божественной литургией после чтения Евангелия проповедь произнёс иеромонах Сергий (Шардаков). По окончании богослужения к пастве со словом обратился владыка Арсений.

Владыка отметил, что евангельское чтение на Литургии повествует о событии, которое хронологически совершилось сразу после Преображения Господа на горе, когда с ближайшими учениками: Петром, Иаковом и Иоанном Он снова спустился в мир к людям. После той славы, которую они узрели на горе, после свидетельства пророков Моисея и Илии, но наипаче свидетельства Самого Бога Отца: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте» (Мф. 17:5), им было нелегко возвращаться в этот мир, тем более, что сразу по возвращении они окунулись в самую глубину человеческой боли, отчаяния, греха, трагедии. И в Евангелии повествуется, что приступил ко Христу некий человек с просьбой исцелить его бесноватого сына, и как бы с укором говорит, что «я приводил его к ученикам Твоим, и они не могли исцелить его» (Мф. 17:16). Как подчеркнул владыка, в Евангелии мало таких мест, когда Господь произносит какие-то слова, как бы в сердцах, в праведном гневе, таких как мы слышали сегодня: «О, род неверный и развращенный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас?» (Мф. 17:17). Кто же должен был услышать эти слова? Возможно, люди, которые неотступно следовали за Христом и постоянно что-то для себя требовали, как часто делаем и мы, думая не о том, что Ему нужно от нас, не о том, чтобы разделить с Ним Крест, а только, желая что-то получить для себя? Но также и невозошедшие на гору апостолы, которые не смогли исцелить бесноватого. А ведь они получили власть от Господа исцелять и власть над нечистыми духами и в этой ситуации не проявили должной веры. Возможно, отсутсвие Учителя их как-то духовно расслабило или может быть, они допустили в своё сердце мысль, что Бог не способен их руками сотворить это чудо исцеления. И вот Сам Господь тут же исцеляет бесноватого отрока и произносит такие слова: «Если вы будете иметь веру с горчичное зерно и скажете горе сей: "перейди отсюда туда", и она перейдет; и ничего не будет невозможного для вас» (Мф. 17:20). Настоящая вера, как доверие Богу - вот чего нам не хватает в нашей жизни. По слову владыки, мы должны учиться доверять Господу каждый день, во все дни жизни нашей. Мало говорить, я верю в Бога, креститься и свечки ставить, а вот принимать с доверием Его волю в нашей жизни, выстраивать свою жизнь согласно Его слову - это уже тот труд, который требуется от нас. И эта наша малая вера, наше неумение доверять Богу и не позволяет Ему, подчас, действовать в этом мире, среди нас, и потому наши молитвы часто оказываются бесплодными, ибо мы заранее утверждаемся мыслью, что Господь вряд ли нас услышит, ведь мы такие недостойные и грешные, ничего из себя не представляем. Однако же, апостолы Христовы и все последующие поколения христиан, последователи Господа Иисуса Христа, члены Церкви призваны быть оружием Божией любви в этом мире, Его присутствием, что и являет собой Церковь, и чем мы должны быть, не только в воскресный день, но и каждый день жизни нашей, словами и делами возвещая о Боге, о Христе, о Его любви к этому миру.

Владыка также отметил, что Святая Церковь предлагает нам это чтение в предверии Успенского поста, ведь в наставлении Христа ученикам звучат такие слова: «Сей же род изгоняется только молитвою и постом» (Мф. 17:21). Господь здесь имеет в виду бесов, но шире говоря, и искушение, и всякое зло в нашей жизни изгнать и преодолеть можно только с помощью молитвы и поста. Иногда нам кажется, что тяжело молиться, или чувствуем какую-то усталость, иногда нам не хочется поститься, и не все с радостью, а некоторые с досадой вступают в многодневные посты, однако, эта тяжесть видимая и кажущаяся длящаяся до того момента, пока мы не начали от всей души молиться и поститься. Можно привести такой пример, весло от лодки - это же тяжёлый, неудобный предмет, но иногда он жизненно необходим, тоже самое молитва и пост, которые, как крылья орла, могут вознести нас к Богу, очистить душу и преобразить ее. Вот о чем, по слову владыки, мы призываемся задуматься в предверии Успенского поста. И символично, что уже несколько веков в Русской и Грееской Церкви первый день Успенского поста, 14 по новому и 1 августа по старому стилю, отмечается и праздник изнесения честных древ Креста Господня. Историческое основание этого праздника в том, что в августе месяце в Константинополе, в Византии часто происходили болезни, и вот в IX веке был установлен этот торжественный праздник, когда накануне поста тот самый Крест Господень, обретенный ещё матерью императора Константина и хранящийся в царской сокровищнице, полагался на престоле храма святой Софии. А первого числа он торжественной процессией проносился по городу при совершении молебнах пений об исцелении, об очищении и освящении града и всех живущих в нем. Для нас же с вами это поклонение Кресту служит важным напоминанием о нашем с вами призвании, о крестоношении, о призвании следовать за Христом. И помня о том, что все наши скорби, все наши самые тяжкие страдания и трагедии Он уже вознёс в Своём Кресте, когда взял его и понёс на Голгофу, и нам лишь смиренно и с доверием на Его всеблагой промысл следует присоединиться к этому несения Креста Самим Христом. Вот чего Он от нас ждет - твёрдого, доверительного и безропотного следования на Ним сквозь искушения, скорби по всем путям жизни нашей, через крест к воскресению, - закончил владыка своё слово.

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15