712

В первом послании к Коринфянам святой апостол Павел упрекает коринфян в том, что они разделились. Один из них говорит «я Павлов», другой - «я Аполлосов», третий – «я Кифин», а четвертый - «я Христов». Большинство из нас спросит: а что плохого в том, что каждый имеет мнение, отличное от других, и придерживается определенных церковных взглядов? Но апостол Павел упрекает своих современников отнюдь не в том.

Кто же все эти люди, являющиеся приверженцами разных течений?

Те, кто говорят «я Павлов», являются приверженцами учения апостола Павла - так называемыми либералами, сторонниками свободы во Христе. Они говорят, что любовь все прощает, что не так важны внешние выражения веры, а важно то, что в душе у человека и то, как исполняются заповеди. Те, кто говорят «я Аполлосов», есть приверженцы церковного учителя Аполлоса, который прославился своим ораторским искусством. Это интеллектуальная элита всей Церкви, люди, которые любят возноситься к высотам богословия, умеют говорить о высоких вещах, склонны к метафорическому выражению мысли. То есть интеллигенция. «Я Кифин», - говорят последователи апостола Петра. Это люди, принадлежащие к так называемому иудеохристианству. Они склонны соблюдать постановления Ветхого и Нового Заветов. Это приверженцы, в большей степени, ритуалов и правил, нежели духовных составляющих. Это люди, которые, в каком-то смысле, являются оппонирующим (но не враждебным) лагерем по отношению к последователям апостола Павла. «А я Христов», - говорят люди, которые устали от всех этих разделений. Но, несмотря на свое благородное стремление принадлежать только Христу, они, тем не менее, так же, как и приверженцы других учителей, нарушили единство всей Церкви и оказались отделенными от нее. Все эти люди махнули рукой на своих братьев по вере, которые, с их точки зрения, заблуждаются, и, возгордившись, отошли от них. Именно в этом и упрекает коринфян апостол Павел.

Таинство единства – это самое главное Таинство Церкви

Он говорит, что проблема не в том, что люди имеют свое мнение. Нам все дана свобода воли. Мы можем иметь какое угодно мнение. Проблема заключается в том, что приверженцы разных направлений утверждают, что верно лишь их мнение и их учение. А настаивание на своем собственном мнении, когда мы противопоставляем его всем другим, сложившимся в Церкви, называется ересью (греч. airesis - мнение, от aireo - определять, доказывать). А ведь для верующих главное – это мир, любовь и радость во Христе. Ну и что, что твой сосед думает иначе. Важно лишь то, что ты чувствуешь по отношению к нему: он христианин, вместе с тобой ходит в церковь, участвует в Таинствах. Почему ты должен его осуждать и говорить: «Ты неправ!» Даже если мы правы, то не должны отходить от человека и говорить, что он нам не брат, так как он плохой христианин. В какой-то момент, сознавая его неправоту, ты должен сказать: «Я все равно люблю его, несмотря на наши разногласия, ведь он мой брат».

Апостол Павел подчеркивает важность такого отношения к нашим ближним. Из его послания мы можем понять, что самое главное Таинство, стоящее за всеми церковными Таинствами - это единство. Именно на единстве стоит Церковь, по крайней мере в ее божественном выражении, так как в земном мы его не являем. До грехопадения Адама он был в единстве и гармонии с Богом и всем миром. А когда он совершил грех и был изгнан из Рая, это единство было нарушено, так как в основе любого греха лежит разъединение. То есть утраченное единство - это то, ради чего Христос вочеловечился! Он желал соединить земное и небесное. Нам же предлагается объединиться хотя бы в чем-то меньшем. То есть мы должны стать кем-то больше, чем обычные люди, которые предпочитают ссориться, воевать и ненавидеть друг друга. Вот наша задача-минимум. Просто потому, что мы должны подражать Христу во всем, но только здесь на нашем, земном уровне. Таинство единства – это самое главное Таинство Церкви, Христа и каждого из нас.

Все мы являемся потенциальными апостолами

Как же можно достичь единения с ближними и Богом? Ответ мы найдем в Евангелии. Там есть рассказ о чудесном насыщении более пяти тысяч человек пятью хлебами и двумя рыбами. Когда апостолы спрашивают, что им делать с множеством проголодавшихся людей, Он говорит им: «вы дайте им есть» (Мф. 14:16). Они выражают недоумение, говоря: «Здесь есть у одного мальчика пять хлебов ячменных и две рыбки; но что это для такого множества?» (Ин. 6:7). Но Христос настаивает на своем. Нужно понимать, что апостолы представляют первоначальную Церковь. А все мы представляем современную Церковь и являемся потенциальными апостолами. Это Христос всем нам говорит, и не только священникам: «вы дайте им есть». Здесь речь идет не только о социальном служении, а еще и о том, что Христос дает нам силы перешагнуть через свое немощное человеческое естество для того, чтобы мы были способны на нечто большее. Христос хочет, чтобы мы, как и апостолы, несмотря на свою неуверенность, решились на дела, к которым Он нас призывает, потому что именно так мы можем проявить свою веру в Него. Господь как бы говорит нам: ты можешь это сделать, потому что я с тобой! Но мы не сможем сделать то, чего хочет от нас Бог, если мы не будем решительно настроены доверять Ему и не начнем действовать. Для того, чтобы мы смогли накормить пять тысяч человек пятью хлебами, нам нужно просто начать их кормить. Апостолы так и поступили: они пошли и начали раздавать хлеба и рыбу. И случилось чудо. Вдруг все начало получаться. Вывод здесь простой: нам, христианам, нужно быть просто посмелее и проявлять большее доверие ко Христу. Выходя из церкви, надо «выносить Христа» вместе с собой и освещать Им все и всех вокруг себя. И несмотря на то, что мы слабы и страдаем отсутствием любви к ближним, Христос призвал нас, а это значит, что мы на что-то способны. Поэтому надо пробовать и делать это не своими силами, а с Божьей помощью. Только тогда мы сможем достичь того заветного единства, которое мы когда-то потеряли, но к которому нас снова и снова призывает Сам Христос!

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15