1079

14 апреля 2012 года, в Великую субботу, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Вечерню и Божественную литургию свт. Василия Великого в Софийском кафедральном соборе.

Его Высокопреосвященству сослужили: протоиерей Александр Ранне; протоиерей Виктор Петернев; протоиерей Алексий Судоса; и.о. наместника Свято-Юрьева монастыря иеромонах Арсений Перевалов; священник Святослав Цхай; священник Николай Полозов; священник Дионисий Букин и священник Сергий Еремин.

Богослужение сопровождалось пением хора Софийского собор под управлением регента Светланы Михайловой.

На Литургии Митрополит Лев совершил хиротонию во диакона воспитанника Новгородского Духовного училища Михаила Терещука.

По заамвонной молитве Владыка Лев совершил освящение хлеба и вина.


О богослужении...

В Великую Субботу совершается литургия св. Василия Великого. Она начинается Вечерней, которая относится уже к следующему дню, то есть воскресению, а потому на ней с песнопениями Великой субботы соединяются торжественные песнопения воскресные, именно первые 4 стихиры на "Господи, воззвах" 1-го гласа.

После "Свете тихий" читаются 15 паремий, в которых содержатся пророчества, касательно искупления рода человеческого, совершенного смертью Сына Божия. По прочтении 6-й паремии поется торжественно припев: "Славно бо прославися," а по 15-й паремии - припев песни трех отроков: "Господа пойте и превозносите во вся веки." Вместо Трисвятаго, поется: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа» в память крещения оглашенных, которое приурочивалось в древности к Великой субботе.

После чтения Апостола, объясняющего значение таинства Крещения, через которое мы спогребаемся Христу и совостаем вместе с Ним к новой безгрешной жизни для Бога, вместо обычного "Аллилуиа," поется со стихами 81-го псалма припев: «Воскресни, Боже, суди земли, яко ты наследиши во всех языцех». Во время этого пения все священнослужители в алтаре вместо черных облачаются в белые одежды или в облачение воскресное. Точно также переоблачаются одежды на престоле, жертвеннике и на всех аналоях так, чтобы ничего не оставалось в храме черного.

Диакон в блестящей ризе является затем на середину храма, чтобы подобно Ангелу явившемуся при воскресении Христовом благовествовать о Воскресшем читает Евангелие от Матфея, которое возвещает о землетрясении, бывшем при гробе Господа и о Его воскресении, явлении женам-мироносицам, бегстве стражей, подкупе их первосвященниками и о явлении Господа ученикам в Галилее с заповеданием идти научить вся языки, крестяще их во имя Отца и Сына и Святого Духа. Затем литургия вся идет своим обычным порядком - только, вместо Херувимской, поется особое песнопение: «Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом...». Как малый вход, так и великий бывают около плащаницы, перед ней же бывают все чтения и произносятся ектении.

После литургии бывает благословение хлеба и вина. Хлебы и елей освящаются для того, чтобы верующие могли подкрепиться, так как в древности после этой литургии, кончавшейся поздно, верующие уже не расходились по домам, а оставались в храме, слушая чтение книги Деяний Апостольских до самой пасхальной заутрени. По Уставу кн. Деяний должна быть прочтена вся до 4-го часа нощи, то есть до 10 часов вечера.

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15