13 апреля 2012 года, в канун субботы Страстной седмицы, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил утреню с чином погребения Господа нашего Иисуса Христа в Софийском кафедральном соборе.
Его Высокопреосвященству сослужили клирики Софийского собора: протоиерей Александр Ранне; протоиерей Виктор Петернев; протоиерей Алексий Судоса; священник Николай Полозов; священник Дионисий Букин и священник Сергий Еремин.
Богослужение сопровождалось пением хора Софийского собора под управлением регента Светланы Михайловой.
О богослужении...
Утром в Великий пяток "о втором часе дне," то есть по нашему в 7 часов утра, совершаются Царские часы, на которых бывает пение особых тропарей, читаются ветхозаветные пророчества о страстях Христовых, апостольские чтения и снова страстныя Евангелия, причем так, что на 1-м часе все повествование о страстях Христовых по Евангелисту Матфею, на 3-м часе - по Марку, на 6-м часе - по Луке и на 9-м часе - по Иоанну.
Чтобы не нарушить строжайшего поста, который полагается в этот день, и из особого благоговения к Голгофской Жертве, которая принесена в этот день, Литургия в Великий пяток вовсе совершается за редким исключением, только при совпадении с праздником Благовещения. Тогда совершается литургия св. Иоанна Златоуста.
Около третьего часа пополудни (по Уставу "о десятом часе дне"), когда Господь Иисус Христос испустил на кресте дух, совершается Вечерня. На ней читаются три паремии: из кн. Исход, в которой представляется Моисей, молящийся за преступный народ еврейский, как прообраз всемирного Голгофского Ходатая; из кн. Иова, где изображается праведный Иов, после необычайных страданий увенчанный милостями Божиими, так же, как образ Божественного Страдальца, и из кн. Исаии, где в 53 гл. этот пророк, прозванный "ветхозаветным Евангелистом," так живо с трепетом прозревал уничижение Искупителя мира. Затем читается Апостол - и послание ап. Павла к Коринфянам, где повествуется о Божественной Премудрости и силе, открывшихся в кресте Христовом, и, наконец, читается сборное повествование о страстях Христовых из трех Евангелистов - Матфея, Луки и Иоанна, и о погребении Христовом. Затем идут ектении сугубая и просительная, разделяемые, чтением молитвы "Сподоби, Господи" и поются Стихиры. При пении последней стихиры: "Тебе одеющагося светом, яко ризою," возглавляющий богослужение совершает каждение вокруг Плащаницы, изображающей Господа, положенного во гробе, которая лежит на престоле, обходя ее трижды.
После "Ныне отпущаеши" и "Отче наш" священнослужители совершают вынос плащаницы из алтаря, символизируя этим погребение Спасителя. Они поднимают с престола плащаницу и через северные врата выносят ее на середину храма. Прислужники идут впереди со свечами, дьякон - с кадилом, а молящиеся встречают плащаницу с зажженными свечами в руках. Плащаницу возлагают на специальную "гробницу," стоящую посредине храма и украшенную белыми цветами. В это время хор особым распевом поет погребальный тропарь:
"Благообразный (благородный) Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и вонями (благоуханиями) во гробе нове, покрыв, положи."
Для выноса плащаницы предстоятель облачается в полное облачение и несет под плащаницей Евангелие, которое потом полагается на плащанице. По положении плащаницы во гробе совершается трижды вокруг нее каждение и духовенство вместе с верующими прикладываются к плащанице.
Великая суббота. Погребение.
Богослужение Великой субботы это - благоговейное бдение над гробом Господним. В этот день вспоминается пребывание Господа во гробе и сошествие Его во ад. В 7-ый час нощи по Уставу, а по нашему около часа пополуночи совершается утреня Великой субботы. Сейчас ее часто совершают в Великую пятницу с вечера. На ней после шестопсалмия, "Бог Господь" и тропарей: "Благообразный Иосиф..." дважды; Слава: "Егда снизшел еси к смерти, животе безсмертный..." И ныне: "Мироносицам женам..." поется 17-ая кафизма причем за каждым стихом этой кафизмы поются или читаются краткие песнопения, называемые надгробными похвалами, в которых прославляется Господь умерший и погребенный. Это как бы надгробный плач над Божественным Мертвецом. При этом царские врата отверзаются, священнослужители выходят на середину храма, становятся перед плащаницею и совершается полное каждение всего храма, начиная с плащаницы. Это надгробное пение разделяется на три части после каждой каждение. После третьей части, предваряя предстоящее воскресение Спасителя, хор поет "Ангельский собор удивися ..." - песнопение, которое поется на всенощных под воскресенье.
Потом следует седален, 50-ый псалом и Канон Великой субботы: "Волною морскою," в котором изображается смятение неба и земли при виде своего Господа, лежащего во гробе, и объясняется значение крестной смерти, погребения Спасителя и сошествия Его во ад. После канона поется Великое славословие, во время которого бывает троекратное каждение гроба с плащаницей вокруг. При пении Трисвятого, которое поется надгробным напевом, священнослужители поднимают плащаницу на свои головы и совершается крестный ход вокруг храма. Вернувшись в храм, плащаницу подносят к царским вратам, возглашается: "Премудрость прости" и затем при пении "Благообразный Иосиф" плащаница вновь полагается во гроб и совершается вокруг нее троекратное каждение. Это ношение плащаницы знаменует сошествие Господа по смерти во ад и неразлучное пребывание Его со Отцем на престоле. Вслед за тем церковные песнопения и чтения вселяют надежду на воскресение и происходит перелом в настроении молящихся. Читается тропарь пророчества и возглашается прокимен: «Воскресни, Господи, помози нам, и избави нас имене ради твоего». Читается паремия из пророчества Иезекииля о сухих костях, оживших среди поля, предрекающих воскресение мертвых, затем второй прокимен, опять воскресный: «Воскресни, Господи Боже мой, да вознесется рука твоя, не забуди убогих твоих до конца» и читается Апостол об искуплении нас Господом Иисусом Христом от клятвы законной и что Господь есть Пасха наша (1 Кор. 5:6-8 в соединении с Гал. 3:13-14). Возглашается Аллилуарий, напоминающий нам приближение Пасхи: "Да воскреснет Бог и расточатся врази Его" со стихами, и читается Евангелие от Матфея то же, что и 12-ое св. страстей о запечатании гроба Господня и приставлении к нему стражи. Затем произносятся ектении сугубая и просительная, отпуст и после него бывает целование плащаницы при пении: "Приидите ублажим Иосифа приснопамятного...".