1291

10 апреля 2012 года, в Великий вторник, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Божественную литургию Преждеосвященных Даров в Спасском соборе Свято-Юрьева мужского монастыря.

Его Высокопреосвященству сослужили насельники Свято-Юрьева монастыря: и.о. наместника иеромонах Арсений (Перевалов); иеромонах Лаврентий (Абдурахманов) и клирик Софийского кафедрального собора священник Николай Полозов.

Богослужение сопровождалось пением мужского хора студентов Новгородского Духовного училища под управлением регента диакона Андрея Каурова.


О богослужении в Великий вторник...

На повечерии в каноне звучат многие темы, которые должно вместить в наступающий день. Во-первых, это пророчества о последних временах и далее  последние притчи Господа: о десяти девах, о талантах, о Страшном суде. Преклоняясь в трепете перед Божественным всеведением, с особой силой преподобный Андрей говорит о пришествии в славе неумолимого Судии: «душе моя, слышала еси, готова прочее быти потщися». А в конце трипеснца снова возвращаемся к имеющему совершиться скоро совсем: «Грядет всех Судия изведен быти на суд»  через два дня, когда «Отцу Жертва приведется».

На утрене в свое время снова слышим знакомое «Се Жених», и приближение Царя, идущего пострадать, становится все более ощутимым, что прозвучит явно в тексте седальна: «Иуда разумом сребролюбствует... света отпадает, тьму приим... того нас части избави, Христе Боже». И далее  Евангелие, многократное «Горе вам, книжницы и фарисеи». Кто не содрогнется, услышав, кто не отнесет к себе страшный приговор Владыки. Всецелое, всежизненное покаяние должно стать ответом на слышимое, да не останется душевный дом пуст. Это, наверное, один из последних покаянных призывов перед тем, как достигнем вершины  в примере изливающей миро «во многия грехи впадшей жены». Но это уже тема Великой Среды. А пока во Вторник после Евангелия  двупеснец с изумительным кондаком дня: «Час, душе, конца помысливши, и посечения смоковницы убоявшися, данный тебе талант трудолюбно делай, окаянная, бодрствующи и зовущи: да не пребудем вне чертога Христова».

Кажется, основное содержание первых двух суток собрано воедино: и судьба бесплодного дерева, и три ранее упомянутые притчи  все зовет к бодрости духовной, столь нужной особенно в эти святые дни. И снова в покаянных раздумьях слышим «Чертог» и просим просвещения одеянию души. Поются стихиры, посвященные тем же трем притчам. Острие слова Божия обращается на нас, уподобившихся «девам буиим». Теперь же «страхом примем дар», многоусугубим благодати талант и «стяжем Друга Господа, и услышим блаженный глас: вниди, рабе, в радость Господа твоего».

На Вечерне, соединенной с Литургией Преждеосвященных Даров  читаются паремии из Иезекииля, Исхода и Иова. Следует обратить внимание, что последствия подогреваемой диаволом человеческой злобы (ожесточения фараонова) принимает на себя чистейший младенец, избранник Божий, плачущий в корзинке Моисей  явный прообраз Пречистого Страдальца Христа. Но за плачем пророка следует и царское утешение (милость дочери фараоновой). Евангелие дня  образы последних времен и упомянутые притчи Господа, но еще важно окончание этого текста: «через два дня будет Пасха, и Сын Человеческий предан будет на распятие».