1289

Рождественское послание Архиепископа Новгородского и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской епархии

 

Таинство странное вижду и преславное
Небо – вертеп, престол херувимский – Деву,
Ясли – вместилище, в нихже возлеже
Невместимый Христос Бог, Его же величаем
(канон Рождества Христова, 9 песнь)

 

Возлюбленные отцы, братья и сестры!

Мы собрались ныне в этом святом, тысячелетним молитвенным подвигом многих поколений освященном храме, чтобы, как и всегда, встретить родившегося от Девы Марии Богомладенца Христа, ублажая Его великолепным пением и вознося хвалы от всего нашего благодарного сердца. Бог воплотился, стал человеком, чтобы человек стал участником божественной жизни в Небесной Славе. И древний ветхозаветный пророк восклицал: «Ликуй от радости, дщерь Сиона, дщерь Иерусалима: се, царь Твой грядет к тебе, праведный и спасающий…» (Зах. 9,9).

Идея спасающего царя укоренилась в народе израильском с очень древних времен, и ожидание его усиливалось, всё в большей степени, из-за отсутствия  истинных духовных ориентиров жизни. Имперское владычество горделивого Рима, собственный царь, не имеющий права на Иерусалимский престол и всё более ожесточающийся от страха потерять свою власть, и, наконец, бесконечное блуждание в попытках до последней йоты исполнить ветхозаветный закон – всё это привело народ Израиля к различного рода искажениям истинного смысла своего избранничества Богом. Одни впали в лицемерие, другие - в нравственный цинизм. Были и те, кто искал спасение в терроризме и вооруженной борьбе, а также те, кто при помощи политических компромиссов пытался сохранить свою власть и благополучие. Кто-то уходил, в знак протеста, из этого мира в пустыню, а кто-то пытался насладиться этой земной жизнью, пренебрегая законами справедливости и жестоко попирая права других людей. Мир покорился суете – народ искал избавителя. Многие объявляли себя потомками царя Давида и освободителями, но всё очень быстро заканчивалось многочисленными виселицами или очередным осквернением Иерусалимского храма.

И вот в этой безысходности, тихой и холодной Палестинской ночью в городе царя Давида Вифлееме, в пещере  рождается Царь и Творец Вселенной. Ясли для скота – это всё, что может предложить мир своему столь ожидаемому Спасителю. Но «Кто, - восклицает пророк Исаия, - поверил слышанному от нас… Ибо Он взошёл пред Ним, как отпрыск из сухой земли; нет в Нём ни вида, ни величия; и мы видели Его, и не было в Нём вида, который привлекал бы нас к Нему» (Ис. 53, 1-2). Небеса, правда, пели: «Слава в вышних Богу и на земле мир». Люди дивились рассказам изумлённых пастухов, какие-то волхвы с Востока положили пред убогими яслями младенца Христа золото, как Царю царствующих, ладан, как Великому Первосвященнику, и смирну для будущего погребения. Но мир законников, «иродов» и «пилатов» уже злобился, глумился и убивал невинных.  Благого воления в человеках не наступало.

И всё же разгорающийся Свет в далёком, казалось бы, забытом Богом Вифлееме, тьма не объяла, потому что этот Свет был истинной жизнью. Он был, по словам евангелиста Иоанна Богослова, «Свет истинный, Который просвещает всякого человека, приходящего в мир». (Ин. 1,9). Но люди больше возлюбили тьму… Да и как можно было представить себе, чтобы Творец Вселенной, на лицо Которого не мог взглянуть даже Моисей, явился в мир, как потом скажет русский поэт, в «рабьем зраке»? Он пришёл не властвовать над людьми, не покорять народы, а послужить им даже до смерти. Пришёл к своим, но свои Его не приняли, потому что, возлюбив всякого человека, Христос остался непреклонным противником  творящегося в мире беззакония. Как бы кто ни хотел видеть во Христе подобие добренького «деда мороза», прощающего шаловливым детишкам их греховные шалости, прощения у Него без исцеления не бывает. И тот, кто не хочет излечиться, становиться духовным трупом, засохшей бесплодной смоковницей, которую срубают и бросают в огонь.

Но всё же Свет Христов горит для всех! «Жаждущие, - восклицал пророк Исаия, - идите к водам; даже и вы, у которых нет серебра…»(Ис. 55, 1). И евангелист Иоанн вспоминает, «как в великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко мне и пей; кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой» (Ин. 7, 37). Это, конечно, касается тех, «кто духовной жаждою томим». Но и те, кто одержим жаждой власти или непомерных материальных благ, призываются тоже утолить свои мучения радостью вселенной о родившемся от Девы Марии Господе и Спасителе нашем. Этим спасительным рождеством воссиял миру Свет разума. Даруется человеческой истории смысл существования. Предлагаются пути развития вне борьбы за жизненное пространство и материальные ценности, потому что взамен приносится дар жизни и любовь, радость и мир.

Свет, загоревшийся в далёкой пещере Вифлиема, не рассеивает, не преодолевает греховную тьму человеческого мира. Но свет этот способен освятить и согреть внутреннюю жизнь человека, который ещё духовно не умер окончательно, у которого ещё болит душа, и сердце его ещё способно возгореться сочувствием к ближнему. Святой Иоанн Златоуст напоминает нам слова апостола Петра, сказанные сотнику Корнилию: «Молитвы твои и милостыни твои пришли на память пред Богом» (Деян.10,4). Но без милостыни не возможны не только молитвы, но и пост. «Если ты постишься без милостыни, то ты хуже объедающегося пьяницы», - предупреждает нас святитель. Потому что тот, «кто живёт только для самого себя, а о всех прочих не радеет, тот лишний, тот не человек, а изверг рода человеческого».

И в эти мирные рождественские дни вспомним и мы, дорогие братья и сёстры, тех, кто нуждается в помощи. Тот из Вас, кто имеет возможность, - окажите материальную помощь, ради Христа. Кто может – навестите одиноких людей, разделите с ними праздничную трапезу. Наконец, улыбнитесь прохожему с потухшим лицом. От всего сердца простите тех, кто Вас обидел, – ради Христа. И мир станет лучше. В нем найдется место для всех, потому что «во всяком народе боящийся Бога и поступающий по правде приятен Ему» (Деян. 10,35). Милость наших сердец пусть будет тем даром, который, по примеру древних волхвов, мы принесём Спасителю нашему.

«Днесь Христос в Вифлиеме рождается от Девы;…силы небесные радуются и земля с людьми веселится» (стихира на «хвалитех»).

 

Христос рождается - славьте, Христос с небес – встречайте!


+ ЛЕВ, АРХИЕПИСКОП НОВГОРОДСКИЙ И СТАРОРУССКИЙ

Рождество Христово 2012 год

Великий Новгород