189
Митрополит Лев совершил богослужения в день Иверской иконы Божией Матери

26 октября, в день празднования Иверской иконы Божией Матери, митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Божественную литургию в Иверском Валдайском монастыре.

На сугубой ектенье возглашались особые прошения и молитва ко Господу о Святой Руси, которая читается по благословению Патриарха Кирилла. На заупокойной ектенье возглашались прошения о новопреставленном Михаиле.

Во время богослужения была совершена хиротесия во иподьякона Геннадия Тихомирова.

После Литургии был совершен молебен и крестный ход с литиёй по новопреставленному Михаилу на кладбище обители.

Его Высокопреосвященству сослужили: братия монастыря, иерей Николай Полозов, иерей Павел Нейгум (Рязанская епархия), иерей Олег Заломаев (Московская епархия), иерей Дмитрий Базаров.

Как сообщает сайт Валдайского Иверского монастыря, в 1653 году, на память перенесения мощей святителя Филиппа (3 июля), у патриарха Никона родилась мысль о создании обители во имя Иверской иконы Богоматери на прежде (еще в 1651 году) излюбленном им острове на озере Валдае, в Новгородских пределах. Он открыл свою мысль царю, который оказал ему полное содействие в приведении его намерения в исполнение. Предположено было создать обитель во всем подобною Афонскому Иверскому монастырю.

В том же году преступлено было к созданию обители и воздвигнуты были два временных деревянных храма: один во имя Пресвятой Богородицы Иверской, а другой с теплою трапезою во славу святителя Филиппа. В следующем году принесены были в новосозданную обитель из Москвы части мощей святителей Петра, Ионы и Филиппа. Сопровождавшие их встретили за 20 верст от Иверскаго монастыря шествующие туда же мощи преподобного Иакова из Боровичей (это было 24 февраля).

Отслужив литургию в крестопоклонную неделю (26 февраля), патриарх отправился в Москву и немедленно послал в святую Афонскую гору с тем, чтобы там с Иверской Афонской иконы написана была икона для новосозидаемой обители. По написании ее совершенно согласно с древнею чудотворною, она была отправлена в Москву с тем же подвижником, священником Корнилием, который сопровождал и первую Иверскую икону в Москву (в 1648 году), и еще иеромонахом Никифором. Св. икона прибыла в Москву 13 октября (26 октября по н. ст.) 1655 года.

В Москве между тем украшаема была золотом, жемчугом и драгоценными камнями Иверская икона, привезенная с Афонской Горы. По свидетельству патриарха, на золотую ризу, убрус Богоматери и венцы и на все украшение этой иконы употреблены им сорок четыре тысячи рублей. Украшение окончено 1 марта 1656 года, как видно из исторической надписи на самой иконе. В декабре 1656/57 года, во время освящения соборного храма Иверского монастыря, икона заняла свое место в иконостасе.

Предстательство Божией Матери, явленное в разных чудесных случаях на Валдае, особенно во время эпидемии холеры в 1848 году, укрепляло веру православных людей в покровительство Пречистой Царицы Небесной. В 1849 году Государь Император утвердил определение Святейшего Синода об учреждении из Иверского монастыря крестного хода с чудотворной иконой, который совершается ежегодно 28 июля вокруг города Валдай в вечное воспоминание граждан об избавлении от смертоносной эпидемии холеры, после обнесения той иконы вокруг города Валдая. При этом в течение 10 дней икона оставалась в городе. При настоятеле Иверского монастыря архимандрите Лаврентии в середине XIX века сложилась традиция продолжительных крестных ходов по населенным пунктам Новгородской епархии.

В 1719 году с ризы иконы был похищен венец, осыпанный драгоценными камнями. В 1861 году никоновская риза Иверской иконы была заменена новою золотою чеканкою ризою весом 25 фунтов 30 золотников (11,3 килограмма), под которою находился серебряный оклад. Риза изготовлена золотых и серебряных дел мастером из С.-Петербурга Ф. А. Верховцевым и стоила 15 600 рублей. Риза была украшена бриллиантами, изумрудами, сапфирами, алмазом, жемчугом. Кругом всей ризы вычеканены сверху Архангелы и по бокам 12 Апостолов. В художественном отношении отделка представляла верх совершенства. На рубашке Богомладенца в золотом кресте вложена частица Животоврящего Древа Креста Господня. На затворах ризы повторена старая вкладная надпись, сделанная по заказу патриарха Никона 1 марта 1656 года, а также вырезан текст надписи, составленной в XIX веке.

В 1866 году стараниями архимандрита Лаврентия в С.-Петербурге была заказана еще одна риза, повторяющая прежнюю, но с той только разницей, что вместо драгоценных камней в ее украшении использовались обычные камни и стеклянные бусины. Новая риза была специально сделана для использования в крестных ходах. 25 мая 1892 года во время крестного хода по Крестецкому уезду, когда икона находилась в д. Давыдовщина, на нее было совершено разбойное нападение. Крестьянин Г. Васильев топором ударил по иконе. Разбилось стекло, повредилась рама, были рассечены два слоя оклада и повреждена сама икона. Если оклад на время крестного хода менялся, то сама икона оставалась прежнею, никоновскою. В период крестных ходов ее место в Успенском соборе занимала ее точная копия, на которую надевалась «драгоценная» иверская риза.

В начале XX века в Успенском соборе было четыре Иверских иконы. Кроме того, Иверские иконы имелись в церквях Богоявления Господня, св. Филиппа, Архангела Михаила, в ризнице, таким образом, в обители в общей сложности было десять Иверских икон. Но в крестные ходы всегда отправлялись с чудотворной никоновской иконой XVII века.

album-29485077_303562266