1066

14 июля 2013 года, в праздник происхождение (изнесение) Честных Древ Животворящего Креста Господня, Митрополит Новгородский и Старорусский Лев совершил Божественную литургию в Спасской церкви д. Быково Валдайского района.

Его Высокопреосвященству сослужили насельник Иверского мужского монастыря иеромонах Евсевий (Голубев) и клирик Софийского кафедрального собора священник Дионисий Букин.

Богослужение сопровождалось пением хора студентов Новгородского Духовного училища и всех молящихся в храме под управлением регента диакона Андрея Каурова.

По окончании Литургии был совершен крестный ход к озеру, на котором Митрополит Лев совершил чин малого освящения воды.

После этого, у стен храма, Владыка совершил освящение нового медового сбора. По возвращении в церковь было совершено поклонение Кресту Господню, изнесенному в центр храма.

По окончании богослужения Митрополит Лев обратился к молящимся с проповедью, в которой рассказал историю возникновения праздника происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня.


Историческая справка

В Русской Церкви празднество происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня соединилось с воспоминанием Крещения Руси 1 августа 988 года. В "Сказании действенных чинов святыя соборныя и апостольския великия церкви Успения", составленном в 1627 году по повелению Патриарха Московского и всея Руси Филарета, дается такое объяснение праздника 1 августа: "А на происхождение в день Честного Креста бывает ход освящения ради водного и просвещения ради людского, по всем градам и весем".

Известие о дне Крещения Руси сохранилось в хронографах ХVI века: "Крестися князь великий Владимир Киевский и вся Русь августа 1".

 По принятому ныне в Русской Церкви чину малое освящение воды 1 августа совершается до или после литургии. Вместе с освящением воды совершается освящение меда (т. н. первый медовый Спас: "Спас на воде", "Мокрый Спас"). С этого дня благословляется вкушение его нового сбора.


Богослужебные чтения праздника


1 Послание святого апостола Павла к Коринфянам 1:18-24

18 Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, - сила Божия.

19 Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну.

20 Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие?

21 Ибо когда мир [своею] мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих.

22 Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости;

23 а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,

24 для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость;

 

Евангелие от Иоанна 19:6-11, 13-20, 25-28, 30-35

6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по - еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал [Пилат] Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как [тогда] была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.


Гимнография


Тропарь, глас 1

Спаси, Господи, люди Твоя / и благослови достояние Твое, / победы

на сопротивныя даруя / и Твое сохраняя Крестом Твоим жительство.

 

Кондак, глас 4

Вознесыйся на Крест волею, / тезоименитому Твоему новому жительству /

щедроты Твоя даруй, Христе Боже, / возвесели нас силою Твоею, / победы

дая нам на супостаты, / пособие имущим Твое оружие мира / непобедимую

победу.                                                                                                                  

                                     

Седален, глас 6

Крест Твой, Господи, освятися, / в нем бо бывают исцеления немощным

во гресех, / егоже ради припадаем Ти, помилуй нас.