232
Пасхальное послание митрополита Новгородского и Старорусского Льва

Пасхальное послание митрополита Новгородского и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской митрополии.

«Небеса достойно да веселятся,

земля же да радуется,

да празднует мир

видимый же весь и невидимый:

Христос бо восста, - веселие вечное».

(Канон Пасхи, песнь I, тропарь).

 

              Христос Воскрес и пали демоны! Смерть уже не властвует беспредельно, жизнь жительствует, ибо свет Христов просвещает всех. «К кому ни коснётся солнечный луч, всякому приносит он свет, - восклицает святитель Григорий Богослов, - ... Так Бог, пришедший чрез чистую Матерь, не только Сам не осквернился в утробе, но и её очистил. Так и умерши, сокрушил Он державу смерти, и не только Сам ничего не потерпел от смерти, но и её истребил».

              Христос - новая Пасха: Он, как некогда Моисей, переводит Свой народ через «Чермное море» к новой жизни, оставляя всё злое и не сообразное вечности на другом берегу человеческой истории, по ту сторону бытия, в непроглядную тьму которого не проникает свет Воскресения. И те, кто идёт за Ним, преодолевая временные скорби и страдания, открывают для себя благодатную перспективу вечности. А пребывающие в страхе и сомнениях остаются в тупиках человеческой истории, и река жизни становится для них непреодолимым препятствием. Потому что очерствели их сердца, ушами своими слушают и не слышат, и глаза свои сомкнули, чтобы не видеть.

              Воскресшего Христа могут духовно увидеть только люди с чистым сердцем, стремящиеся обрести Правду жизни. Жаждущие обличающего света и не боящиеся раскрыть перед всеми самые сокровенные переживания своего внутреннего мира. Это люди веры и непреложного упования на Милосердие Божие. Те, кто на собственном опыте удостоверился, что Свет Христов не только обжигает, но и целит, и освящает, извлекает из тьмы преисподней.

              Как апостол Пётр, дерзнувший по слову Христову пойти по бушующим волнам житейского моря так и мы пытаемся зачастую преодолеть свои трудности, утопая в грехах и суете бессмысленных стремлений. И, также как он, умоляем о помощи, протягивая с надеждой к нашему единственному Спасителю свои руки. И Он милостиво высвобождает нас «из ада преисподнего и тени смертной», предлагая нам руку помощи со словами: «...маловерный! зачем ты усомнился?» (Мф. 14,31). «Когда вошли они в лодку, - продолжает свой рассказ евангелист Матфей, - утих ветер, подошли к Нему ученики и поклонились со словами: «...истинно Ты сын Божий» (Мф. 14,33). В Церкви Христовой - мы как в ковчеге спасения - находим успокоение и отраду, когда едиными устами исповедуем нашу веру в Богочеловеческую природу Господа нашего Иисуса Христа. Становимся сопричастными Его смерти и Воскресению. Обретаем надежду на то, что мы не случайны в истории, и нас тоже любит наш Небесный Отец, Который послал Сына Своего Единородного, чтобы никто не погиб, но имел жизнь вечную (Ин.3,16).

              В современном мире, когда единство Церкви, к которому призывал своих учеников Христос, неумолимо дробится, огромным соблазном для стремящихся сохранить верность Воскресшему Господу является уход в исключительность и замкнутость собственного бытия. Бегство от окружающей действительности, однако, совсем не всегда бывает спасительным. Для некоторых людей, считающих себя особенно православными, это становится путём в духовную прелесть и провоцирует личностную и даже национальную гордыню. Однако святой Иоанн Златоуст, проповедуя в не менее сложном мире полторы тысячи лет тому назад, призывал своих пасомых быть в любви открытыми для всех: «Когда нужно оказать благодеяние, - восклицал святитель, - то пусть всякий человек будет ближним твоим, а когда дело касается истины, то различай своего от чужого». И добавлял чрезвычайно важные для современного православного человека слова: «И варвара от не варвара мы отличаем не по языку, не по происхождению, но по мыслям и душе».

              Христос пришёл в этот мир для того, чтобы предложить людям единство в любви, но Он также и знал, что любовь есть пространство человеческой свободы и люди неизбежно будут делиться в своих предпочтениях и заблуждениях. Но рука помощи Воскресшего из мёртвых Христа, протянутая погибающему во грехах человеку, навсегда остаётся призывом к единству в любви и никогда не ослабевает. В Воскресении Христовом мы празднуем умерщвление смерти, разрушение ада, «иной вечной жизни начало» (канон Пасхи). Будем же неуклонно верить, что пребывающих в единстве веры в Воскресшего Христа Церковь Православная неуклонно ведёт от смерти к жизни, от земли к небу, в Торжество Славы нашего Спасителя и Господа.

              «Поистине, священна и торжественна эта спасительная и светозарная ночь, провозвестница светоносного дня Воскресения» (канон Пасхи).

 

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ

И СТАРОРУССКИЙ

Пасха Христова

Великий Новгород

2024 год