400
От зарубежных командировок к иерейскому служению: памяти протоиерея Геннадия Степанова

Год назад, 25 декабря 2022 года, в Иверском монастыре состоялось отпевание и погребение на монастырском кладбище настоятеля церкви святого князя Александра Невского села Яжелбицы Валдайского района протоиерея Геннадия Степанова. Богослужения совершили митрополит Лев и епископ Ефрем. Публикуем воспоминания об отце Геннадии, предоставленные матушкой Галиной Слукиной. 

Кроме двух городских храмов Валдая – собора Святой Троицы и Петропавловской церкви – в Валдайском благочинии действуют еще 6 храмов, которые некогда окормлял один священник - Геннадий Степанов. Отец Геннадий был рукоположен в диаконы в праздник Благовещения в 1997 году, а уже через неделю, в день памяти свт. Никиты Новгородского, в Софийском соборе Великого Новгорода – в иереи. Отец Геннадий прослужил в качестве священника 24 года своей жизни.

О семье отца Геннадия и его пути в Церковь

Геннадий Анатольевич Степанов родился в 1961 г в Ереване в интеллигентной советской семье. Мать его, армянка по национальности, работала редактором в издательстве, отец преподавал в ВУЗе, сейчас они на пенсии. С трехлетнего возраста он с родителями жил в Москве. Отец Геннадий имел два высших светских образования – окончил Московскую Ветеринарную академию и Всесоюзную Академию внешней торговли, а после рукоположения заочно окончил Духовную семинарию. Владел английским  и испанским языками.

Светская его карьера развивалась вполне успешно. Часто выезжал в зарубежные командировки, что во времена СССР было очень престижно. Успел побывать в Турции, Венгрии, Югославии, Болгарии, Испании. Но постепенно он стал чувствовать, что такая жизнь не дает удовлетворения. Наблюдая за своими коллегами по работе, он видел, что из длительных загранкомандировок они возвращались изменившимися в худшую сторону: становились жадными, раздражительными, высокомерными, часто начинали пить, разрушались семьи. Геннадий Анатольевич начал задумываться, зачем так рваться за материальными благами, если они не приносят человеку счастья.

С наступлением «перестроечных» времен эти противоречия еще больше обострились. Лично у самого Геннадия Анатольевича Степанова и в эти новые капиталистические времена жизнь складывалась достаточно благополучно, с 1991 г он стал работать в Испанской фирме, продолжал выезжать за границу. Но вспоминал он о том времени неохотно и с горечью.

В 1991 г вся православная Россия отмечала радостное событие – обретение мощей великого русского святого Серафима Саровского. Летом мощи преподобного  торжественно провожали из Москвы в Дивеево. Жена Геннадия Анатольевича Ольга, с которой они вместе учились еще в Ветеринарной академии, принимала участие в этих торжествах, и с этого времени началось ее воцерковление. Сам же он оставался к этому, мало сказать, безразличен – его это даже раздражало поначалу, поскольку в это время он был совершенно далек от Церкви, даже еще и не крещен. Период недопонимания между супругами продолжался около года.

Но, в конце концов, Ольга уговорила его креститься. По воспоминаниям о. Геннадия,  когда он возвращался из церкви после крещения, то испытывал уже почти забытое чувство легкости и детской радости. Второй поворотный момент в его духовном становлении – впечатление от книги о Московском старце Зосиме. В этот же период,  уже после 10 лет семейной жизни, они с Ольгой обвенчались. Несколько позже о. Геннадий привел в Церковь и своих родителей, которые тоже были не крещены и не венчаны.

Ольга с детьми в 1992 г уехала в д. Б. Уклейно, где жила ее сестра с мужем-фермером (оба тоже москвичи). Степановы купили себе там небольшую избушку, а в дальнейшем, построили дом, завели хозяйство – огород, корову. Еще примерно год Геннадий Анатольевич продолжал жить и работать в Москве, но постепенно стал воцерковляться – поститься, причащаться, регулярно бывал в Иверском Валдайском монастыре, а затем совсем перебрался к семье в д. Б. Уклейно.

Двоих детей – Ксению 1985 г.р. и Михаила 1987 г. р. по программе начальных классов родители обучали дома, а в Москву их возили сдавать экзамены за учебный год экстерном. Всей семьей на праздники они на машине ездили в Иверский монастырь. Позже, по мере увеличения числа школьных предметов, детей стали возить на занятия в Ивантеевскую школу. Однако параллельно они продолжали сдавать экзамены экстерном в Москве. Постепенно родители убедились, что Ивантеевская школа дает им вполне качественное образование, поскольку экзамены они сдавали лучше московских одноклассников. По окончании средней школы в Ивантеево сначала Ксения, затем Михаил, который получил золотую медаль, поступили в Свято-Тихоновский Православный Богословский университет в Москве.

Строительство храмов

Храм во имя прп. Сергия Радонежского в д. Б. Уклейно, где жил сам о. Геннадий был построен по инициативе семьи Степановых еще до того, как о. Геннадий стал священником. Идея построить часовню во имя прп. Сергия Радонежского в деревне, где они поселились с начала 1990-х годов, принадлежит жене о. Геннадия матушке Ольге.

Когда появился этот замысел, Геннадий Анатольевич обратился к игумену Стефану, в то время наместнику Иверского монастыря, куда они всей семьей регулярно ездили. Отец Стефан замысел одобрил и адресовал его к Владыке Льву за благословением. Но при этом неожиданно добавил, что сам же Геннадий Анатольевич и будет там служить.

Получив архипастырское благословение, с Божией помощью, приступили к строительству часовни в живописном месте - на красивом пригорке среди стройных елей. Оно продолжалось три года, естественно, с помощью многих добровольных помощников. Часовня была освящена как раз в год хиротонии о. Геннадия. Так исполнилось напутствие игумена Стефана. Вслед за строительством часовни в д. Б. Уклейно о. Геннадий инициировал восстановление Свято-Троицкого храма в д. Б. Городно и тоже получил на это благословение архиепископа Льва. Проезжая мимо руин прекрасного каменного храма, о. Геннадий каждый раз с горечью думал, что если мы, русский народ, сами не будем сохранять свои духовные корни, то никто за нас это не сделает. 

Служение

Первый год в священническом сане о. Геннадий служил в Иверском монастыре. А потом он поочередно служил в шести сельских храмах: прп. Сергия Радонежского в д. Б. Уклейно; иконы Б. М. «Нечаянная Радость» в д. Любница; вмч. Георгия Победоносца в Загорье;  Св. Троицы в д. Б. Городно; св. блгв. князя Александра Невского в с.Яжелбицы; Владимирской иконы Б. М. в д. Плав. Приходы всех этих сельских церквей очень маленькие, нормальный же приход образуется при численности жителей в 2-3 тысячи человек. Штата у о. Геннадия нет никакого, только добровольные помощники, которые пекли просфоры, пели на клиросе (это 1-2 или 3 человека на приходе). В качестве алтарников служили добровольные помощники. В общем, говорил о. Геннадий, Господь посылает помощников, но бывало приходилось служить одному.

«Отец Геннадий был усердный молитвенник и великий труженик! И в холод, и в зной он ездил в Любницу совершать Божественную литургию и другие богослужения, крестил, венчал и провожал в последний путь своих прихожан и жителей всей округи. Батюшка – подвижник,  на попечении которого находились шесть приходов, разбросанных по Валдайскому району. И везде он успевал, всех утешал и вразумлял добрым словом,  укреплял молитвой. Любили и очень ждали все жители своего родного батюшку. Все вместе, они молились Господу и Его Пречистой матери, а потом, за чашечкой чая, не спеша поговорили о земном и небесном, и умиротворённые расходились каждый по своим делам, неся в своём сердце радость, мир и покой, обретённые в молитве и доброй беседе. А отец Геннадий ехал дальше, туда, где его  вновь ждали жители уже другого посёлка, но всё с теми же проблемами и просьбами, ожидая его молитв, слов утешения и поддержки», - поделилась матушка Галина.

album-29485077_299391601