413
Специалист по древнерусскому церковному песнопению Марина Егорова: Древнерусские песнопения обладают не только духовным, но и неким мистическим смыслом

Завтра в Новгородском музее заповеднике состоится концерт-лекция «Крюки, топорики и ангельские гласы», который приурочен к выставке музыкальных рукописей из фондов музея, расположенной в здании Присутственных мест. Накануне выставки мы побеседовали с лектором Мариной Егоровой, которая будет комментировать древнерусские песнопения. 

Марина Сергеевна Егорова - доцент кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова, главный научный сотрудник исследовательской лаборатории в консерватории. 

- Как будет проходить концерт и к чему он приурочен? 

- Это концерт-лекция, он будет проходить не совсем обычно: сперва выступает ансамбль, а между исполнением лектор комментирует особенности прозвучавших песнопений. Наш концерт приурочен к выставке, которая проходит в главном здании Новгородского музея-заповедника. На выставке представлены как древние музыкальные рукописи новгородского происхождения, так и более поздние печатные издания, в которых представлены в основном певческие богослужебные тексты средневековой Руси. Нас пригласил новгородский музей проиллюстрировать эту выставку, чтобы песнопения из древних рукописей обрели голос.  

- А для чего требуется такая детальная расшифровка текстов? 

- То, что записано в музыкальных рукописях с помощью древней нотации (древнерусских нот), знают только очень узкие специалисты в области древнерусского пения, которых мало. Это знаменная, или «крюковая» нотация, «киевская» нота, которая иногда в народе называется «топориками».  Наиболее древняя знаменная нотация, записанная особыми знаками, - это не итальянская нота на 5-ти линейках, к которой мы привыкли. Она пришла к нам после крещения Руси в 988 году из Византии, однако очень быстро сформировалась как оригинальная древнерусская традиция записи певческого теста. Проще говоря, это древнерусские ноты, которые разработали наши предки для записи песнопений, звучащих в храме. 

- То есть современные певчие не смогут петь по этим нотам? 

- Конечно, никто из обычных певчих петь по такой нотации не сможет, для этого специально нужно учиться. Кстати, старообрядцы до сих пор поют именно по древним крюкам.

 - Звучание древнерусского пения отличается от современного? 

- Да. У древней церковной музыки особое звучание. Она на слух очень сильно отличается от музыкальной системы, с которой мы с вами знакомы с детства, в которой выросли. Самое главное отличие: звукоряд музыки построен на других основах, там нет ни минора, ни мажора. Песнопение звучит более сдержанно, сосредоточенно. Но о всех секретах звучания я и собираюсь рассказать на этой лекции: о том, как нужно слушать эту музыку и что в ней можно услышать. 

- На встрече будет представлен один стиль пения или несколько? 

- Мы представим несколько разных стилей, которые были распространены в Древней Руси, они заметно отличаются друг от друга, но в любом случае воспринимаются нами как некая экзотика, с одной стороны. С другой стороны, так как распевались этими певческими стилями, прежде всего, церковные молитвословные тексты, то в контексте храмового исполнения эта музыка, конечно, наполняется особым духовным и, осмелюсь сказать, мистическим смыслом. 

- Музыка каких веков будет представлена на лекции? 

- Это песнопения, зафиксированные в музыкальных рукописях 16-17 веков. Более ранняя нотация, к сожалению, не поддается расшифровке. Это еще один сюжет, о котором мне предстоит рассказать публике. Иллюстрировать мой рассказ будут профессиональные музыканты Санкт-Петербургской консерватории из ансамбля «Инъ роспев», что означает «иной, особый роспев». Дирижер София Николькская - выпускница кафедры древнерусского певческого искусства, художественный руководитель ансамбля, профессиональный музыкант и специалист в области древнерусского искусства. Так что приглашаю всех желающих на встречу! Впечатления будут незабываемые! 

- Спаси Господи за беседу, Марина Сергеевна!