193

Рождественское послание митрополита Новгородского  и Старорусского Льва боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Новгородской митрополии.

«Приидите, христоносные людие, да видим чудо, всякий разум поражающее и пленяющее и,  благоговейно поклоняясь, с верою будем воспевать» (Стихиры 6-го часа, глас 5).               

 

                     Возлюбленные отцы, братья и сёстры!

Ныне вновь мы, объятые тихой радостью, склоняемся над яслями восседающего от вечности на Небесах и рождённого от Девы. Вместе с пастухами, мудрецами с Востока и ангелами  в пещере,  освящённой светом чудесной звезды,  следуем мы в молитве церковной за восхищённым удивлением автора рождественской стихиры 6-го гласа: «Это Бог наш. С Ним не сравнится никто иной, рождённый от Девы и живущий с людьми. Ибо Сын Единородный видится лежащим в бедных яслях подобно смертным». «Неизменный образ Отца и начертание вечности Его – облик раба принимает» (стихира на Господе воззвах, глас 2). Тот, Кто небесный свод украсил звёздами, соблаговолил уподобиться новорождённому младенцу.

Это  склонение наших верующих сердец пред преклонившим  Небеса до нашего сознания и нашей веры Богом делает нас соучастниками великого исторического события. И если евангелист Матфей всячески подчёркивает исполнение в Иисусе из Назарета ветхозаветных пророческих обетований о пришествии Мессии, то евангелист Лука,  «по тщательном исследовании всего сначала» (Лк. 1,3), чтобы убедить нас в достоверности Благовестия о Христе, настаивает на безусловной историчности Евангельского повествования. В 139 году будущий мученик  Иустин Философ  подал римскому императору Антонину I петицию в защиту христиан  «Обращение к императору, сенату и народу Рима».  «Иисус родился в Вифлееме, - утверждает в ней христианский философ, - в тридцати стадиях от Иерусалима;  как вы можете прочитать об этом в списках, составленных при Квиринии, вашем первом правителе, в Иудее». Таким образом, святой Иустин Философ, призывая императора и сенат обратиться к несомненно существующим документам первой переписи, проходившей в последние годы жизни иудейского царя Ирода Великого под руководством Квириния, пытается доказать несомненную истинность повествования евангелиста Луки о рождении Спасителя мира.

Но в той же мере для нас важно и свидетельство евангелиста Иоанна Богослова о том, что Иисус Христос есть  Бог, воплотившийся от Девы Марии и Духа Святого.  «В начале было Слово, и Слово Было у Бога, и Слово было Бог» (Ин.1,1).

Евангелист же Марк  с самого начала своего повествования обращает наше внимание на самый смысл пришествия в мир Спасителя. «Начало Евангелия Иисуса Христа, сына Божия» (Мк.1,1) – такими словами начинается его рассказ. И это потому, что греческое слово «евангелие» означает добрую, благую весть. Её впервые провозглашает Иоанн Креститель, «…крестя в пустыне и проповедуя крещение покаяния для прощения грехов» (Мк. 1,4), ибо приблизилось к людям Небесное Царство.

Правда, входят в Царство Небесное прикладывающие усилия к этому. Именно это проповедует в начале Нагорной проповеди Господь наш Иисус Христос. Блаженны те, кто устремляет свой взор, прежде всего, к духовным сокровищам. Блаженны милостивые, чистые сердцем, миротворцы. Те, кто за Правду готов умереть. Это им принадлежит Царствие Божие, они сынами Божьими нарекутся и узрят Бога, потому что будут помилованы. Очень тяжело, особенно в современном мире, сохранять своё сердце в чистоте, быть милосердным, жить в мире и одновременно бороться за Правду. Закон, опирающийся на идею справедливости, здесь не помощник. Для этого нужна очень сильная вера: примерно такая, как у ветхозаветного пророка: «Бог – прибежище наше и сила, помощь в любой беде, нам не страшно, когда трясётся земля… Шумят народы, волнуются царства; Бог подал голос и тает земля… положил конец войнам по всей земле, сломал луки и копья и сжёг колесницы. Утихните, знайте, что Я – Бог» (Пс.45).

Когда родился в Вифлееме Христос, не было на земле известных нам военных противостояний, но была ожесточённейшая борьба за власть. Царь Ирод,  будучи уже практически на смертном одре, думал только о том, как сохранить свою власть и отомстить своим врагам.  Потому рассказ евангелиста Матфея об избиении Вифлеемских  младенцев (Мф.2,16-18) не кажется сомнительным, а современная действительность удостоверяет нас, что в мире ничего не изменилось. Власть и материальные блага остались основными движущими силами  так называемого прогресса, и кладбище убиенных детей близ Донецка не трогает сердца тех, кто за политическими и экономическими целями не чувствует страдания простых людей.

Ученик святого Иоанна Златоуста преподобный  Исидор Пелусиот в V веке писал: «Господь, носимый ещё в матерней утробе, включён в народную перепись, узаконяя нам быть покорными власти, когда нимало не вредит сие благочестию» (Твор. Св. Отцов, Москва, 1859 г., т. 34, стр. 32). Но мы видим, что именно в наше время либеральная глобализация на основе идей трансгуманизма стремится разрушить всякое представление о  традиционных христианских ценностях и благочестие православной христианской культуры. И здесь нет пространства для компромиссов, потому что в основе нашей веры лежит противостояние всякому лицемерию и лжи. Да, оскудели в суете дни нашей жизни, но «уязви Господи любовью сердца наши, пощади нас по множеству милости Твоей, избавь из рук противников наших и спаси ради имени Твоего  святого» (из молитвы святителя  Василия Великого).

Как бы ни восставал мир на Правду Божию в прошлом и настоящем, Христос рождается в тишине наших сердец,  и тишина Рождественской ночи слышится людьми, «имеющими уши», теми, кто способен прислушаться  к Небесам. А там, в Вышине, хор ангелов воспевает Всепобеждающую Славу Божию:

         «Слава в вышних Богу, и на земле мир, в человецех благоволение» (Лк.2,14).

 

 Христос рождается - прославляйте Его!  Христос с Небес - встречайте!

                                                                                                               

 

                                                                       +ЛЕВ,  МИТРОПОЛИТ НОВГОРОДСКИЙ

                                                                                       И СТАРОРУССКИЙ

 

Рождество Христово

 Великий Новгород

         2023 г.



              

 

https://www.traditionrolex.com/15https://www.traditionrolex.com/15